КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1978 год)
Принята на внеочередной восьмой сессии
Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР
шестого созыва 26 мая 1978 года.
Народ Чечено-Ингушской Автономной Советской Со¬циалистической Республики, руководствуясь идеями на¬учного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР принимает и про-возглашает настоящую Конституцию.
I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава 1. Политическая система.
Статья 1.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и инте¬ресы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.
Статья 2.
Вся власть в Чечено-Ингушской АССР принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющих политиче¬скую основу Чечено-Ингушской АССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3.
Организация и деятельность Советского го¬сударства строятся в соответствии с принципом демо¬кратического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творче¬ской активностью на местах, с ответственностью каждо¬го государственного органа и должностного лица за по¬рученное дело.
Статья 4.
Советское государство, все его органы дей¬ствуют на основе социалистической законности, обеспе¬чивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, долж¬ностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и советские законы.
Статья 5.
Наиболее важные вопросы государствен¬ной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референ¬дум).
Статья 6.
Руководящей и направляющей силой со¬ветского общества, ядром его политической системы, го-сударственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС су¬ществует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Ком¬мунистическая партия определяет генеральную перспек¬тиву развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной дея¬тельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Статья 7.
Профессиональные союзы, Всесоюзный Ле¬нинский Коммунистический Союз Молодежи, коопера¬тивные и другие общественные организации в соответ¬ствии со своими уставными задачами участвуют в управ¬лении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Статья 8.
Трудовые коллективы участвуют в обсуж¬дении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и ре¬шении вопросов управления предприятиями и учрежде¬ниями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и мате¬риальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передо¬вых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалифи¬кации.
Статья 9.
Основным направлением развития полити¬ческой системы советского общества является дальней¬шее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государ¬ственного аппарата, повышение активности обществен¬ных организаций, усиление народного контроля, укреп¬ление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общест¬венного мнения.
Глава 2. Экономическая система.
Статья 10.
Основу экономической системы Чечено-Ингушской АССР составляет социалистическая соб-ственность на средства производства в форме государ¬ственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных органи¬заций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собствен¬ность и создает условия для ее преумножения.
Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других ко¬рыстных целях.
Статья 11.
Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма со¬циалистической собственности.
В исключительной собственности государства нахо¬дятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству при¬надлежат основные средства производства в промыш¬ленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных пред¬приятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления за¬дач государства.
Статья 12.
Собственностью колхозов и других коопе¬ративных организаций, их объединений являются сред¬ства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Государство содействует развитию колхозно-коопера¬тивной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13.
Основу личной собственности граждан Че¬чено-Ингушской АССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы оби¬хода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбереже¬ния. Личная собственность граждан и право ее насле¬дования охраняются государством.
В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом по¬рядке для ведения подсобного хозяйства (включая со¬держание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предостав¬ленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извле¬чения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб ин¬тересам общества.
Статья 14.
Источником роста общественного богат¬ства, благосостояния народа и каждого советского че-ловека является свободный от эксплуатации труд совет¬ских людей.
В соответствии с принципом социализма «От каждо¬го — по способностям, каждому — по труду» государ¬ство осуществляет контроль за мерой труда и потребле¬ния. Оно определяет размер налога на доходы, подле¬жащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты опре¬деляют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способству¬ет превращению труда в первую жизненную потреб¬ность каждого советского человека.
Статья 15.
Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение рас¬тущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, со¬циалистическое соревнование, достижения научно-техиического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомер¬ное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16.
Экономика Чечено-Ингушской АССР яв¬ляется составной частью экономики РСФСР, единого на¬роднохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управле¬ния с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, при¬быль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17.
В Чечено-Ингушской АССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая дея¬тельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исклю¬чительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую дея¬тельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18.
В интересах настоящего и будущих поко¬лений в Чечено-Ингушской АССР принимаются необхо¬димые меры для охраны и научно обоснованного, рацио¬нального использования земли и ее недр, водных ресур¬сов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей челове¬ка среды.
Глава 3. Социальное развитие и культура.
Статья 19.
Социальную основу Чечено-Ингушской АССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной од¬нородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, ум¬ственным и физическим трудом, всестороннему разви¬тию и сближению всех наций и народностей СССР.
Статья 20.
В соответствии с коммунистическим идеа¬лом «Свободное развитие каждого есть условие свобод¬ного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и даро¬ваний, для всестороннего развития личности.
Статья 21.
Государство заботится об улучшении ус¬ловий и охране труда, его научной организации, о со-кращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяже¬лого физического труда на основе комплексной механи¬зации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22.
В Чечено-Ингушской АССР последова¬тельно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустри¬ального; расширения в сельской местности сети учреж¬дений народного образования, культуры, здравоохране¬ния, торговли и общественного питания, бытового обслу¬живания и коммунального хозяйства; преобразо¬вания сел, станиц и других сельских населенных пунк¬тов в благоустроенные поселки.
Статья 23.
На основе роста производительности тру¬да государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудя¬щихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды по¬требления. Государство при широком участии общест¬венных организаций и трудовых коллективов обеспечи¬вает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24.
В Чечено-Ингушской АССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного пи¬тания, бытового обслуживания и коммунального хо¬зяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 25.
В Чечено-Ингушской АССР существует и совершенствуется единая система народного образова¬ния, которая обеспечивает общеобразовательную и про¬фессиональную подготовку граждан, служит коммуни¬стическому воспитанию, духовному и физическому раз¬витию молодежи, готовит ее к труду и общественной дея¬тельности.
Статья 26.
В соответствии с потребностями общест¬ва государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйст¬во и другие сферы жизни.
Статья 27.
Государство заботится об охране, преум¬ножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания совет¬ских людей, повышения их культурного уровня.
В Чечено-Ингушской АССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного ху¬дожественного творчества.
II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Глава 4. Гражданство Чечено-Ингушской АССР. Равноправие граждан.
Статья 28.
В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Че¬чено-Ингушской АССР является гражданином РСФСР и СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты совет¬ского гражданства определяются Законом о граждан¬стве СССР.
Граждане РСФСР и других союзных республик поль¬зуются на территории Чечено-Ингушской АССР одина¬ковыми правами с гражданами Чечено-Ингушской АССР.
Граждане Чечено-Ингушской АССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского го¬сударства.
Статья 29.
Граждане Чечено-Ингушской АССР рав¬ны перед законом независимо от происхождения, соци-ального и имущественного положения, расовой и нацио¬нальной принадлежности, пола, образования, языка, от¬ношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Чечено-Ингушской АССР обеспечивается во всех областях экономической, полити¬ческой, социальной и культурной жизни.
Статья 30.
Женщина и мужчина имеют в Чечено-Ингушской АССР равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предостав¬лением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготов¬ки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной дея¬тельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позво¬ляющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление опла¬чиваемых отпусков и других льгот беременным женщи¬нам и матерям, постепенное сокращение рабочего вре¬мени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 31.
Граждане Чечено-Ингушской АССР раз¬личных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и на¬родностей СССР, воспитанием граждан в духе совет¬ского патриотизма и социалистического интернациона¬лизма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограни¬чение прав, установление прямых или косвенных пре¬имуществ граждан по расовым и национальным приз¬накам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебре¬жения — наказываются по закону.
Статья 32.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Чечено-Ингушской АССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущест¬венных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Чечено-Ингушской АССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и со¬блюдать советские законы.
Глава 5. Основные права, свободы и обязанности граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 33.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обла¬дают всей полнотой » социально-экономических, полити¬ческих и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Чечено-Ингушской АССР и со¬ветскими законами. Социалистический строй обеспечи¬вает расширение прав и свобод, непрерывное улучше¬ние условий жизни граждан по мере выполнения про¬грамм социально-экономического и культурного раз¬вития.
Использование гражданами прав и свобод не долж¬но наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 34.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право на труд, — то есть на получение гарантиро-ванной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного го¬сударством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответ¬ствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической систе¬мой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повыше¬нием трудовой квалификации и обучением новым спе¬циальностям, развитием систем профессиональной ори¬ентации и трудоустройства.
Статья 35.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабо¬чих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профес¬сий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту житель¬ства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха кол¬хозников регулируется колхозами.
Статья 36.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифи¬цированной медицинской помощью, оказываемой го¬сударственными учреждениями здравоохранения; рас¬ширением сети учреждений для лечения и укреп¬ления здоровья граждан; развитием и совершен¬ствованием техники безопасности и производствен¬ной санитарии; проведением широких профилак¬тических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение дет¬ского труда, не связанного с обучением и трудовым вос¬питанием; развертыванием научных исследований, на¬правленных на предупреждение и снижение заболевае¬мости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 37.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспо¬собности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по вре¬менной нетрудоспособности; выплатой за счет государ¬ства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о пре¬старелых гражданах и об» инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 38.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной госу¬дарственного и общественного жилищного фонда, со¬действием кооперативному и индивидуальному жилищ¬ному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предостав¬ляемой по мере осуществления программы строитель¬ства благоустроенных жилищ, а также невысокой пла¬той за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Че¬чено-Ингушской АССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 39.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечер¬него образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для само¬образования.
Статья 40.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью цен¬ностей отечественной и мировой культуры, находящих¬ся в государственных и общественных фондах; развити¬ем и равномерным размещением культурно-просвети¬тельных учреждений на территории республики; разви¬тием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; рас¬ширением культурного обмена с зарубежными государ¬ствами.
Статья 41.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широ¬ким развертыванием научных исследований, изобрета¬тельской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходи-мые для этого материальные условия, оказывает под¬держку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 42.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии за¬конов и решений общегосударственного и местного зна¬чения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать учас¬тие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в на¬родном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной са¬модеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 43.
Каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучше¬нии их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, да¬вать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, пресле¬дующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 44.
В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечи¬вается предоставлением трудящимся и их организаци¬ям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью исполь¬зования печати, телевидения и радио.
Статья 45.
В соответствии с целями коммунистиче¬ского строительства граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право объединяться в общественные организа¬ции, способствующие развитию политической актив¬ности и самодеятельности, удовлетворению их многооб¬разных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 46.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР га¬рантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправ¬лять религиозные культы или вести атеистическую про¬паганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с ре¬лигиозными верованиями запрещается.
Церковь (мечеть) в Чечено-Ингушской АССР отде¬лена от государства и школа — от церкви (мечети).
Статья 47.
Семья находится под защитой государ¬ства.
Брак основывается на добровольном согласии женщи¬ны и мужчины; супруги полностью равноправны в се¬мейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем созда¬ния и развития широкой сети детских учреждений, ор¬ганизации и совершенствования службы быта и общест¬венного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 48.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 49.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР га¬рантируется неприкосновенность жилища. Никто не име¬ет права без законного основания войти в жилище’ про¬тив воли проживающих в нем лиц.
Статья 50.
Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений ох¬раняются законом.
Статья 51.
Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоин¬ство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 52.
Граждане Чечено-Ингушской АССР име¬ют право обжаловать действия должностных лиц, госу-дарственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с наруше¬нием закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными дейст¬виями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 53.
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан соблю¬дать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Консти¬туцию Чечено-Ингушской АССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражда¬нина.
Статья 54.
Обязанность и дело чести каждого спо¬собного к труду гражданина Чечено-Ингушской АССР— добросовестный труд в избранной им области общест¬венно полезной деятельности, соблюдение трудовой дис¬циплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического об¬щества.
Статья 55.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обя¬зан беречь и укреплять социалистическую собствен-ность. Долг гражданина Чечено-Ингушской АССР — бо¬роться с хищениями и расточительством государствен¬ного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собствен¬ность, наказываются по закону.
Статья 56.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обя¬зан оберегать интересы Советского государства, способ¬ствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священ¬ный долг каждого гражданина Чечено-Ингушской АССР.
Измена Родине — тягчайшее преступление перед на¬родом.
Статья 57.
Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 58.
Долг каждого гражданина Чечено-Ингуш¬ской АССР — уважать национальное достоинство дру-гих граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 59.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обя¬зан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 60.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обя¬заны заботиться о воспитании детей, готовить их к об-щественно полезному труду, растить достойными члена¬ми социалистического общества. Дети обязаны заботить¬ся о родителях и оказывать им помощь.
Статья 61.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обя¬заны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 62.
Забота о сохранении исторических памят¬ников и других культурных ценностей — долг и обязан¬ность граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 63.
Интернациональный долг гражданина Че¬чено-Ингушской АССР — содействовать развитию друж¬бы и сотрудничества с народами других стран, поддер¬жанию и укреплению всеобщего мира. ^
III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УСТРОЙСТВО ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава б. Чечено-Ингушская АССР — автономная республика в составе РСФСР.
Статья 64.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть советское социали¬стическое государство, находящееся в составе Россий¬ской Советской Федеративной Социалистической Рес¬публики.
Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Чечено-Ингушская АССР самостоятельно решает вопросы, от¬носящиеся к ее ведению.
Статья 65.
Территория Чечено-Ингушской АССР не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66.
Ведению Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в лице ее выс¬ших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Чечено-Ингушской АССР и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Чечено-Ингушской АССР;
3) законодательство Чечено-Ингушской АССР;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятель¬ности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Чечено-Ингушской АССР; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Чечено-Ин¬гушской АССР, государственного бюджета Чечено-Ин¬гушской АССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
8) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на обра¬зование государственного бюджета Чечено-Ингуш¬ской АССР;
9) руководство отраслями народного хозяйства рес¬публиканского подчинения, объединениями и предприя¬тиями республиканского и местного подчинения;
10) контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
11) руководство жилищным и коммунальным хо¬зяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Че¬чено-Ингушской АССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
13) решение других вопросов республиканского зна¬чения.
Статья 67.
Чечено-Ингушская АССР участвует в ре¬шении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Сою-за ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.
Чечено-Ингушская АССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей террито¬рии, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Чечено-Ингушская АССР координирует и контролирует дея¬тельность предприятий, учреждений и организаций союз¬ного и республиканского (РСФСР) подчинения.
Статья 68.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР защита социалистического Оте-чества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мир¬ного труда советского народа, суверенитета и террито¬риальной целостности государства созданы Вооружен¬ные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обя¬занность.
Чечено-Ингушская АССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспече¬нию безопасности страны и укреплению ее обороноспо¬собности определяются законодательством Союза ССР.
Статья 69.
В Чечено-Ингушской АССР пропаганда войны запрещается.
Статья 70.
Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чечено-Ингушской АССР.
Глава 7. Административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской АССР.
Статья 71.
Чечено-Ингушская АССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы админи-стративно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР.
Статья 72.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Ач-хой-Мартановского, Веденского, Грозненского, Гудермес¬ского, Малгобекского, Надтеречного, Назрановского, На¬урского, Ножай-Юртовского, Советского, Сунженского, Урус-Мартановского, Шалинского, Шелковского; горо¬дов республиканского подчинения: Грозного, Гудермеса, Малгобека.
IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ.
Глава 8. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов.
Статья 73.
Советы народных депутатов — Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские (станичные) Советы народных депутатов — составляют единую си¬стему органов государственной власти.
Статья 74.
Срок полномочий Верховного Совета Че¬чено-Ингушской АССР — пять лет.
Срок полномочий местных Советов народных депу¬татов — два с половиной года.
Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полно¬мочий соответствующих Советов.
Статья 75.
Важнейшие вопросы, отнесенные к веде¬нию соответствующих Советов народных депутатов, рас¬сматриваются и решаются на их сессиях.
Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.
Статья 76.
Советы народных депутатов образуют ор¬ганы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.
Органы народного контроля контролируют выполне¬ние государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявления¬ми местничества, ведомственного подхода к делу, с бес¬хозяйственностью и расточительством, волокитой и бю-рократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.
Статья 77.
Советы народных депутатов непосред¬ственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и со¬циально-культурного строительства, принимают реше¬ния, обеспечивают их исполнение, осуществляют конт¬роль за проведением решений в жизнь.
Статья 78.
Деятельность Советов народных депута¬тов строится на основе коллективного, свободного, де-лового обсуждения и решения вопросов, гласности, ре¬гулярной отчетности исполнительных и распорядитель¬ных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими ор¬ганы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.
Глава 9. Избирательная система
Статья 79.
Выборы депутатов во все Советы народ¬ных депутатов производятся на основе всеобщего, рав-ного и прямого избирательного права при тайном голо¬совании.
Статья 80.
Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Чечено-Ингушской АССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за ис¬ключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Статья 81.
Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82.
Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.
Статья 83.
Голосование при выборах депутатов яв¬ляется тайным: контроль за волеизъявлением избирате-лей не допускается.
Статья 84.
Право выдвижения кандидатов в депута¬ты принадлежит организациям Коммунистической пар-тии Советского Союза, профессиональных союзов, Все¬союзного Ленинского Коммунистического Союза Моло¬дежи, кооперативным и другим общественным органи¬зациям, трудовым коллективам, а также собраниям во¬еннослужащих по воинским частям.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР и обществен¬ным организациям гарантируется свободное и всесто¬роннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Сове¬ты народных депутатов, производятся за счет государ¬ства.
Статья 85.
Выборы депутатов в Советы народных де¬путатов производятся по избирательным округам.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.
Проведение выборов в Советы обеспечивают избира¬тельные комиссии, которые образуются из представите¬лей от общественных организаций, трудовых коллекти¬вов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Порядок проведения выборов в Советы народных де¬путатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
Статья 86.
Избиратели дают наказы своим депута¬там.
Соответствующие Советы народных депутатов рас¬сматривают наказы избирателей, учитывают их при раз¬работке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение нака¬зов и информируют граждан об их реализации.
Глава 10. Народный депутат.
Статья 87.
Депутаты являются полномочными пред¬ставителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопро¬сы государственного, хозяйственного и социально-куль¬турного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется обще¬государственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 88.
Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятель¬ностью.
На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмот¬ренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохра¬нением среднего заработка по месту постоянной работы.
Статья 89.
Депутат имеет право запроса к соответ¬ствующим государственным органам и должностным ли-цам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, ор¬ганизации по вопросам депутатской деятельности и при¬нимать участие в рассмотрении поставленных им вопро¬сов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и ор¬ганизаций обязаны безотлагательно принимать депута¬та и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 90.
Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие га¬рантии депутатской деятельности устанавливаются За¬коном о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
Статья 91.
Депутат обязан отчитываться о своей ра¬боте и работе Совета перед избирателями, а также пе¬ред коллективами и общественными организациями,, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, мо¬жет быть в любое время отозван по решению большин¬ства избирателей в установленном законом порядке.
V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава 11. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.
Статья 92.
Высшим органом государственной власти Чечено-Ингушской АССР является Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР правомо¬чен решать вопросы, отнесенные Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и настоящей Конституцией к ве¬дению Чечено-Ингушской АССР.
Принятие Конституции Чечено-Ингушской АССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Чече¬но-Ингушской АССР, государственного бюджета Чече¬но-Ингушской АССР и отчетов об их выполнении; обра¬зование подотчетных ему органов осуществляются ис¬ключительно Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР.
Законы Чечено-Ингушской АССР принимаются Вер¬ховным Советом Чечено-Ингушской АССР.
Статья 93.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР состоит из 175 депутатов, избираемых по избира-тельным округам с равной численностью населения.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР по пред¬ставлению избираемой им Мандатной комиссии прини¬мает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов отдельных депутатов недействитель¬ными.
Статья 94.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает Председателя Верховного Совета Че¬чено-Ингушской АССР и двух его заместителей.
Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР руководит заседаниями Верховного Совета Чече¬но-Ингушской АССР и ведает его внутренним распоряд¬ком.
Статья 95.
Сессии Верховного Совета Чечено-Ингуш¬ской АССР созываются два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Вер¬ховного Совета Чечено-Ингушской АССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депута¬тов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 96.
Право законодательной инициативы в Вер¬ховном Совете Чечено-Ингушской АССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, по¬стоянным и иным комиссиям Верховного Совета Чече¬но-Ингушской АССР, депутатам Верховного Совета Че¬чено-Ингушской АССР, Верховному Суду Чечено-Ин¬гушской АССР, Прокурору Чечено-Ингушской АССР.
Правом законодательной инициативы обладают так¬же общественные организации в лице республиканских и соответствующих им органов.
Статья 97.
Проекты законов и другие вопросы, вне¬сенные на рассмотрение Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, обсуждаются на его заседаниях. В слу¬чае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько ко¬миссий.
Законы Чечено-Ингушской АССР, постановления и иные акты Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Проекты законов Чечено-Ингушской АССР и другие важные вопросы государственной жизни автономной рее публики решением Верховного Совета Чечено-Ингуш¬ской АССР либо Президиума Верховного Совета Чече¬но-Ингушской АССР могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 98.
Законы Чечено-Ингушской АССР, поста¬новления и иные акты Верховного Совета Чечено-Ин-гушской АССР публикуются на чеченском, ингушском и русском языках за подписями Председателя и Секрета¬ря Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 99.
Депутат Верховного Совета Чечено-Ин¬гушской АССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, к минист¬рам и руководителям других органов, образуемых Вер¬ховным Советом Чечено-Ингушской АССР, а также к руководителям расположенных на территории Чечено-Ингушской АССР предприятий, учреждений и организа¬ций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Чечено-Ингушской АССР. Совет Министров Чечено-Ингушской АССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязан дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 100.
Депутат Верховного Совета Чечено-Ин¬гушской АССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам адми¬нистративного взыскания, налагаемым в судебном по¬рядке, без согласия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а в период между его сессиями — без со¬гласия Президиума Верховного Совета Чечено-Ингуш¬ской АССР.
Статья 101.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР — постоянно действующий орган Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, подотчет¬ный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, функции высшего органа государственной власти Чече¬но-Ингушской АССР в период между его сессиями.
Статья 102.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР избирается из числа депутатов в сос-таве Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и одиннадцати членов Президиума Верховного Совета Че¬чено-Ингушской АССР.
Статья 103.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР:
1) назначает выборы в Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР и местные Советы народных депу¬татов;
2) созывает сессии Верховного Совета Чечено-Ин¬гушской АССР;
3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР;
4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Чечено-Ингушской АССР;
5) дает толкование законов Чечено-Ингушской АССР;
6) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;
7) образует города районного подчинения, районы в городах, производит их наименование и переименование, а также переименование иных населенных пунктов и представляет на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР решения по этим вопросам;
8) образует и упраздняет сельсоветы, относит насе¬ленные пункты к категории рабочих, курортных и дач¬ных поселков, а также решает иные вопросы админист¬ративно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР;
8) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, решения район¬ных и городских (городов республиканского подчине¬ния) Советов народных депутатов в случае несоответ¬ствия их закону;
10) награждает Почетной грамотой Президиума Вер¬ховного Совета Чечено-Ингушской АССР; устанавлива¬ет и присваивает почетные звания Чечено-Ингушской АССР;
11) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Чечено-Ингушской АССР.
Статья 104.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР в период между сессиями Верховно¬го Совета с последующим представлением на его утвер¬ждение на очередной сессии:
1) вносит в случае необходимости изменения в дей¬ствующие законодательные акты Чечено-Ингушской АССР;
2) образует в установленном законом порядке райо¬ны и города республиканского подчинения, производит их наименование и переименование;
3) по предложению Совета Министров Чечено-Ин¬гушской АССР образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государст¬венного управления, образуемые Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР;
4) по представлению Председателя Совета Минист¬ров Чечено-Ингушской АССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Со¬вета Министров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 105.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР издает указы и принимает постанов-ления.
Статья 106.
По истечении полномочий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР Президиум Верховно-го Совета Чечено-Ингушской АССР сохраняет свои пол¬номочия вплоть до образования вновь избранным Верхов¬ным Советом Чечено-Ингушской АССР нового Прези¬диума.
Вновь избранный Верховный Совет Чечено-Ингуш¬ской АССР созывается Президиумом Верховного Сове¬та Чечено-Ингушской АССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.
Статья 107.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает из числа депутатов постоянные комис¬сии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а также для содействия про¬ведению в жизнь законов Чечено-Ингушской АССР и иных решений Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.
Все государственные и общественные органы, орга¬низации и должностные лица обязаны выполнять тре¬бования комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, представлять им необходимые материалы и до¬кументы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными ор¬ганами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или принятых мерах должно быть со¬общено комиссиям в установленный срок.
Статья 108.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР образует Комитет народного контроля Чечено-Ингушской АССР, возглавляющий систему органов народного контроля Чечено-Ингушской АССР.
Статья 109.
Порядок деятельности Верховного Сове¬та Чечено-Ингушской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и другими законами Чечено-Ингушской АССР, издаваемыми на основе Конституции Чечено-Ингушской АССР.
Глава 12. Совет Министров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 110.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР — Правительство Чечено-Ингушской АССР — является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Чечено-Ингушской АССР.
Статья 111.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР образуется Верховным Советом Чечено-Ингуш¬ской АССР в составе Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, Первого заместителя и замес¬тителей Председателя, министров; председателей госу¬дарственных комитетов и руководителей других орга¬нов государственного управления, образуемых Верхов¬ным Советом республики.
По представлению Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР Верховный Совет Чечено-Ин¬гушской АССР может включить в состав Правительства Чечено-Ингушской АССР руководителей других орга¬нов и организаций Чечено-Ингушской АССР.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР на его первой сессии.
Статья 112.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР ответствен перед Верховным Советом Чечено-Ин-гушской АССР и ему подотчетен, а в период между сес¬сиями Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР — перед Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингуш¬ской АССР, которому подотчетен.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР регуляр¬но отчитывается о своей работе перед Верховным Со¬ветом Чечено-Ингушской АССР.
Статья 113.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Чечено-Ингушской АССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и Президиума Верховного Совета Чечено-Ингуш¬ской АССР.
В пределах своих полномочий Совет Министров Че¬чено-Ингушской АССР:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосос¬тояния и культуры народа, по развитию науки и техни¬ки, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укрепле¬нию денежной и кредитной системы, по организации го-сударственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохо¬зяйственными предприятиями и объединениями, пред¬приятиями транспорта и связи, а также иными организа¬циями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Че¬чено-Ингушской АССР текущие и перспективные госу¬дарственные планы экономического и социального раз¬вития Чечено-Ингушской АССР, государственный бюджет Чечено-Ингушской АССР; принимает меры по осу¬ществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету Чечено-Ингушской АССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) обеспечивает комплексное экономическое и соци¬альное развитие автономной республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность пред¬приятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относя¬щимся к ведению Чечено-Ингушской АССР;
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общест¬венного порядка, по обеспечению и защите прав и сво¬бод граждан;
5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безо¬пасности и обороноспособности страны;
6) образует в случае необходимости комитеты, управ¬ления и другие ведомства при Совете Министров Чече¬но-Ингушской АССР по делам хозяйственного и соци¬ально-культурного строительства;
7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депу¬татов.
Статья 114.
Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и дру¬гих вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Чечено-Ингуш¬ской АССР действует Президиум Совета Министров Че¬чено-Ингушской АССР в составе Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, Первого замести¬теля и заместителей Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, а также других членов Пра¬вительства в соответствии с Законом о Совете Минист¬ров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 115.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР, постановлений и распоря¬жений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, организует и проверяет их исполнение. Поста¬новления и распоряжения Совета Министров Чечено-Ингушской АССР обязательны к исполнению на всей территории Чечено-Ингушской АССР.
Статья 116.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР в пределах своей компетенции имеет право от-менять решения и распоряжения исполнительных коми¬тетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР имеет право отменять акты министерств, государственных ко¬митетов Чечено-Ингушской АССР, других подведомст¬венных ему органов.
Статья 117.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР объединяет и направляет работу министерств, го-сударственных комитетов Чечено-Ингушской АССР к других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чечено-Ингушской АССР руководят порученными им отраслями управле¬ния или осуществляют межотраслевое управление, под¬чиняясь как Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, так и соответствующему министерству или государст¬венному комитету РСФСР.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чечено-Ингушской АССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение зако¬нов СССР, РСФСР, Чечено-Ингушской АССР й иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, Верховного Совета РСФСР и его Президиума, Верхов¬ного Совета Чечено-Ингушской АССР и его Президи¬ума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, актов соответствующих ми¬нистерств и государственных комитетов СССР и РСФСР, организуют и проверяют их исполнение.
Статья 118.
Компетенция Совета Министров Чечено-Ингушской АССР и его Президиума, порядок их дея-тельности, отношения Совета Министров Чечено-Ин¬гушской АССР с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных коми¬тетов и других органов государственного управления Чечено-Ингушской АССР определяются на основе Кон¬ституции Законом о Совете Министров Чечено-Ингуш¬ской АССР.
VI. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава 13. Местные Советы народных депутатов.
Статья 119.
Органами государственной власти в рай¬онах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 120.
Местные Советы народных депутатов ре¬шают все вопросы местного значения, исходя из общего¬сударственных интересов и интересов граждан, прожи¬вающих на территории Совета, проводят в жизнь реше¬ния вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депута¬тов, участвуют в обсуждении вопросов республиканско¬го (АССР, РСФСР) и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и со¬циально-культурным строительством; утверждают пла¬ны экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют ру¬ководство подчиненными им государственными органа¬ми, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государст¬венного и общественного порядка, прав граждан; содей¬ствуют укреплению обороноспособности страны.
Статья 121.
В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодатель¬ства расположенными на этой территории предприятия¬ми, учреждениями и организациями вышестоящего под¬чинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строи¬тельства, использования трудовых ресурсов, производ¬ства товаров народного потребления, социально-куль¬турного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 122.
Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предостав-ленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
Решения местных Советов обязательны для испол¬нения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а так¬же должностными лицами и гражданами.
Статья 123.
Сессии районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.
Сессии поселковых и сельских (станичных) Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже шести раз в год.
Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, от¬несенные к их ведению законодательством Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР. Перечень вопросов, которые решаются исключительно на сессиях, устанав¬ливается законами о местных Советах народных де¬путатов.
Статья 124.
Местные Советы народных депутатов из¬бирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, конт¬роля за деятельностью государственных органов, пред¬приятий, учреждений и организаций.
Рекомендации постоянных комиссий местных Сове¬тов подлежат обязательному рассмотрению соответ¬ствующими государственными и общественными орга¬нами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 125.
Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Со¬ветов в случае несоответствия этих актов законодатель¬ству.
Статья 126.
Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с об-щественными организациями и трудовыми коллектива¬ми, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, содействуют работе местных доброволь¬ных обществ и развивают общественную самодеятель¬ность населения.
Глава 14. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов.
Статья 127.
Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов явля-ются избираемые ими из числа депутатов исполнитель¬ные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту житель¬ства граждан.
Статья 128.
Исполнительные комитеты местных Со¬ветов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему ис¬полнительному и распорядительному органу.
Статья 129.
Исполнительные комитеты местных Со¬ветов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строитель¬ством на территории соответствующих Советов на ос¬нове решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.
Исполнительные комитеты местных Советов народ¬ных депутатов вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением тех, которые долж¬ны решаться только на сессиях Советов.
Исполнительные комитеты созывают сессии Советов; координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также на¬казов избирателей; руководят подчиненными им орга¬нами управления.
Статья 130.
Исполнительные комитеты местных Со¬ветов народных депутатов в пределах своей компетен-ции принимают решения и издают распоряжения.
Статья 131.
Исполнительные комитеты Советов на¬родных депутатов имеют право отменять решения и рас-поряжения исполнительных комитетов нижестоящих Со¬ветов народных депутатов.
Статья 132.
По истечении полномочий местных Со¬ветов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Совета¬ми народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.
Статья 133.
Отделы и управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими и район-ными в городах Советами народных депутатов и подчи¬няются в своей деятельности как Советам и их исполни¬тельным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.
Перечень отделов и управлений исполнительных ко¬митетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Статья 134.
Государственный план экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР яв-ляется составной частью государственного плана эко¬номического и социального развития РСФСР.
Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Чечено-Ингуш¬ской АССР имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории рес¬публики в соответствии с основными задачами и на¬правлениями экономического и социального развития РСФСР.
Статья 135.
Государственный план экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР разраба¬тывается Советом Министров Чечено-Ингушской АССР, исходя из государственного плана экономического и со¬циального развития РСФСР, на основе проектов пла¬нов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Чечено-Ингушской АССР, местных Советов народных депутатов.
В государственный план экономического и социаль¬ного развития Чечено-Ингушской АССР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, находящихся на территории Чечено-Ингуш¬ской АССР.
Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллек¬тивов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.
Статья 136.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР вносит государственный план экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР на рас¬смотрение Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР по докла¬ду Совета Министров Чечено-Ингушской АССР и за¬ключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР обсуждает и утверждает государственный план эконо¬мического и социального развития Чечено-Ингушской АССР.
Статья 137.
Государственный бюджет Чечено-Ин¬гушской АССР является составной частью единого го-сударственного бюджета РСФСР и объединяет республиканский бюджет Чечено-Ингушской АССР и местные бюджеты.
Статья 138.
Государственный бюджет Чечено-Ингуш¬ской АССР разрабатывается Советом Министров Чече-но-Ингушской АССР на основе государственных планов экономического и социального развития РСФСР и Чече¬но-Ингушской АССР, государственного бюджета РСФСР и утверждается Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР по докладу Совета Министров Чече¬но-Ингушской АССР и заключениям Планово-бюджет¬ной и других постоянных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 139.
Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР и об исполнении государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР. Общие показатели выполнения планов и испол¬нения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
VIII. ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.
Глава 15. Суд и арбитраж.
Статья 140.
Правосудие в Чечено-Ингушской АССР осуществляется только судом.
Судами Чечено-Ингушской АССР являются Верхов¬ный Суд Чечено-Ингушской АССР и районные (город¬ские) народные суды.
Организация и порядок деятельности судов Чечено-Ингушской АССР определяются законами Союза ССР, РСФСР и настоящей Конституцией.
Статья 141.
Все суды Чечено-Ингушской АССР об¬разуются на началах выборности судей и народных за-седателей.
Народные судьи районных (городских) народных су¬дов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов изби¬раются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с по¬ловиной года.
Судьи и народные заседатели ответственны перед из¬бирателями или избравшими их органами, отчитывают¬ся перед ними и могут быть ими отозваны в установ¬ленном законом порядке.
Статья 142.
Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР является высшим судебным органом Чечено-Ингушской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов республики.
Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР избирается Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР в сос¬таве Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей сроком на пять лет.
Статья 143.
Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 144.
Судьи и народные заседатели независи¬мы и подчиняются только закону.
Статья 145.
Правосудие в Чечено-Ингушской АССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Статья 146.
Разбирательство дел во всех судах от¬крытое. Слушание дел в закрытом заседании суда до-пускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 147.
Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 148.
Судопроизводство в Чечено-Ингушской АССР ведется на чеченском, ингушском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечи¬вается право полного ознакомления с материалами де¬ла, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 149.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголов¬ному наказанию иначе как по приговору суда и в соот¬ветствии с законом.
Статья 150.
Для оказания юридической помощи граж¬данам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юри¬дическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 151.
В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 152.
Разрешение хозяйственных споров меж¬ду предприятиями, учреждениями и организациями осу-ществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Глава 16. Прокуратура.
Статья 153.
Высший надзор за отчетным и единообраз¬ным исполнением законов всеми министерствами, госу¬дарственными комитетами и ведомствами, предприятия¬ми, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общест¬венными организациями, должностными лицами, а так¬же гражданами на территории Чечено-Ингушской АССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР, Прокурором Че¬чено-Ингушской АССР и нижестоящими прокурорами.
Статья 154.
Прокурор Чечено-Ингушской АССР на¬значается Генеральным прокурором СССР.
Районные и городские прокуроры назначаются Про¬курором РСФСР и утверждаются Генеральным проку¬рором СССР.
Статья 155.
Срок полномочий Прокурора Чечено-Ингушской АССР и всех нижестоящих прокуроров — пять лет.
Статья 156.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было мест-ных органов, подчиняясь только Генеральному прокуро¬ру СССР.
IX. ГЕРБ, ФЛАГ И СТОЛИЦА ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР
Статья 157.
Государственным гербом Чечено-Ингуш¬ской Автономной Советской Социалистической Респуб¬лики является Государственный герб РСФСР, пред¬ставляющий собой изображение серпа и молота на крас¬ном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью: «РСФСР» на русском языке и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском, чеченском и ин¬гушском языках с добавлением под надписью «РСФСР» буквами меньшего размера надписи «Чечено-Ингушская АССР» на русском, чеченском и ингушском языках. В верхней части герба — пятиконечная звезда.
Статья 158.
Государственным флагом Чечено-Ингуш¬ской Автономной Советской Социалистической Респуб¬лики является Государственный флаг РСФСР, представ¬ляющий собой красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, ко¬торая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой, а под ними золотыми буквами помещается надпись «Чечено-Ингушская АССР» на русском, чеченском и ингушском языках. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Статья 159.
Столицей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является го¬род Грозный.
X. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ.
Статья 160.
Все законы и иные акты государствен¬ных органов Чечено-Ингушской АССР издаются на ос-нове и в соответствии с Конституцией Чечено-Ингуш¬ской АССР.
Статья 161.
Изменение Конституции Чечено-Ингуш¬ской АССР производится решением Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верхов¬ного Совета Чечено-Ингушской АССР.