Ислам и право в России. Выпуск 2. М., 2004.
Д.Х. Албоков
О ПРИМЕНЕНИИ ШАРИАТА В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ
В Республике Ингушетия со времени президентского правления Р. Аушева были сформированы так называемые «шариатские суды», в которых стали применяться отдельные нормы шариата. Это было в период, когда на волне взятия суверенитета была попытка в законодательном порядке устанавливать нормы шариата, были сделаны попытки разработать ряд республиканских законов с учетом мусульманского права. Так, при создании проекта Закона о мировых судьях ингушские законодатели попытались ввести ряд норм дореволюционного сельского суда (суда кади). В проекте Закона были такие положения: «мировой судья должен руководствоваться нормами адата и шариата», «мировой судья, вступая в должность, приносит присягу на Коране или на Библии». Были там и другие интересные положения. Однако после принятия Федерального Закона о мировых судьях данный ингушский проект оказался ненужным, поскольку во многом он противоречил Федеральному Закону. В Республике Ингушетия мировые судьи выбираются в соответствии с Федеральным законом, хотя в этом законе к ним предъявляют, по нашему мнению, излишние требования (юридическое образование, пять лет работы в суде и т.д.).
История применения мусульманского права в Чечне и Ингушетии, как показывают архивные материалы, свидетельствует, что около 80 % судебных дел до революции рассматривались в местных шариатских судах. Чеченцы и ингуши охотно приняли шариат, поскольку адаты вайнахов были очень близки к мусульманскому праву.
Поэтому неслучайно, что в мае 1999 г. в республике Ингушетия начал работать шариатский суд, состоявший из кадий, выбираемого пожизненно советом алимов республики (двумя третями голосов) и пяти алимов, которых выбрал сам кадий из числа лиц, образованных в области мусульманского права. Шариатский суд разбирал дела по разделу имущества, семейные споры (например, вопросы о том, с кем должны быть дети после раз¬вода) и т.д., в соответствии с мусульманским правом (шафиитского толка). По окончании судебных разбирательств суд выдавал письменные решения. С 2001 г. шариатский суд перестал существовать как судебный орган, продолжая функционировать как консультативный орган для физических лиц. С 1999 г. по 2001 г. шариатский суд рассмотрел свыше 1 тыс. дел. Мусульмане Республики Ингушетия, по мнению муфтия республики, продолжают обращаться в этот шариатский суд и более 90 % обратившихся довольны решением дела в соответствии с нормами мусульманского права.
Как известно, президент Ингушетии Р. Аушев учредил Закон о многобрачии, который впоследствии при президенте Зязикове был отменен новым парламентом, когда совместно с прокурором республики депутаты республиканского парламента приводили республиканское законодательство в соответствии с федеральным. Полигамия в Ингушетии была издавна и в целом для существования многоженства специального закона не требуется. Закон о многобрачии, позволял регистрировать браки мужчины с несколькими женами в российском загсе. Действительно, после принятия этого закона в республике Ингушетия было зарегистрировано несколько десятков таких браков.
Безусловно, по моему мнению, в гражданское судопроизводство РФ можно включать отдельные нормы мусульманского права, главным образом, в области семейно-брачных и наследственных отношений. Даже часть уголовных дел, в частности, «дела частного обвинения» (клевета, оскорбление и т.п.) также можно было бы решать по нормам мусульманского права. В Республике Ингушетия, как и на всем Северном Кавказе, бывает много судебных дел, связанных с автомобильными авариями, которые также можно быть рассматривать по шариату, что позволило бы их декриминализировать. На практике большинство из перечисленных дел зачастую и разбираются по шариату.
В Республике Ингушетия почти 90 % населения исповедуют ислам. Поэтому население республики готово принять частичную легализацию норм мусульманского (и отчасти обычного) права. Так, без традиционной церемонии примирения кровников по адату дела кровной мести не решаются. Даже если человека осудили и он отсидел срок в тюрьме — по возвращении он должен обязательно примириться с кровниками.
По моему мнению, особенно важно применять нормы мусульманского права на досудебной стадии. Например, при рассмотрении бракоразводных дел, в частности, супругам, желающим развестись, до судебного процесса в российском суде, полезно посетить шариатский суд и побеседовать с кадием. В общегражданских судах людям приходится очень долго ждать судебного решения. В шариатском же суде решение выносится сразу, без бумаг и обжалований. Дела рассматриваются на родном языке. Если шариатский суд вынес решение, а одна из сторон, главным образом, виновная, отказывается его выполнять, то потерпевшая сторона обращается в общегражданский суд, поскольку у современного шариатского суда нет исполнительных органов. Данный суд рассматривается нами как орган досудебного расследования, в котором главное место занимает принцип добровольности.