РАПОРТ ШЕФА ЖАНДАРМОВ, КОМАНДУЮЩЕГО ИМПЕРАТОРСКОЮ ГЛАВНОЮ КВАРТИРОЮ ОТДЕЛЕНИЯ В С.ПЕТЕРБУРГЕ, ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТА ГРАФА БЕНКЕНДОРФА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ КНЯЗЮ ЧЕРНЫШЕВУ (15 ЯНВАРЯ 1842 г.)
Нижние чины Команды Мусульман Собственного Его Величества Конвоя, дети почетных мусульман, находящиеся на воспитании в военно-учебных заведениях, как равно Мусульмане, занимающиеся торговлею в С. Петербурге, будучи Алиевой секты, совершенно различной от той [т. е. Омаровой], к которой принадлежит Эффендий Л. Гв. Кавказско-Горского Полуэскадрона, обратились с просьбой об исходатайствовании Высочайшего Его Императорского Величества соизволения утвердить при оном Полуэскадроне одного муллу Алиевой секты для исполнения богослужения и треб по их обряду.
Принимая в уважение просьбу сих Мусульман и ходатайство по сему предмету Военно-Походного Начальника Кянгерлинских всадников Генерал-Майора Эксан Хана, я имел счастие повергать оную на Всемилостивейшее воззрение Государя Императора, всеподданнейше испрашивая утвердить в сие звание находящегося ныне в С. Петербурге по частным делам Алиевой секты Муллу Алекпар Абдула-Оглы, согласно желанию Всех Мусульман, с тем однако, чтобы пред истечением положенного 4-летнего термина для службы Эффендия Л. Гв. Кавказско-Горского Полуэскадрона был всегда присылаем с Кавказа другой [шиитский] мулла на смену, ибо из сего предвидется и та польза, что по возвращении его на родину он влиянием своим в народе может послужить к утверждению единоземцев своих в преданности Правительству им благодетельствующему.
Относительно же содержания сему мулле, я испрашивал повеления Его Величества, определить ему ту сумму, которая до 1835 года отпускалась по штату Высочайше утвержденному в 30 день Апреля 1830-го переводчику при Собственном конвое и выдача которой прекращена в том внимании, что все Офицеры, зная Русский язык, не имели в переводчике надобности.
Его Императорскому Величеству на всеподданной докладной записке моей по сему предмету благоугодно было собственноручно написать: «Согласен».
О таковой Высочайшей воле почтительно донося Вашему Сиятельству, имею честь покорнейше испрашивать по сему предмету Вашего, Милостивый Государь, распоряжения.
Генерал-Адъютант Граф Бенкендорф.