ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НОГАЙСКИХ КНЯЗЕЙ ТУГАНОВЫХ КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ
Н. С. ЗАВАДОВСКОМУ О НЕПОВИНОВЕНИИ КРЕСТЬЯН
(25 июля 1852 г., г. Тохтамышевский)
В 1846 г. наши подвластные ногайцы, не желая признавать нас своими князьями и чтобы выйти из нашего повиновения, под разными предлогами взбунтовались, так что сведения о том дошли до Вашего превосходительства, и по приказанию вашему только приступили к делу и кончили адатом и составлен был тефтер, по коему помирились; присягнули они в том, что ежели вздумают снова когда-либо взволноваться так же, то останутся виновными, в чем были они предупреждены и Вашим превосходительством. Ныне опять восстали подвластные наши ногайцы, считая себя нисколько от нас независимыми; не хотят повиноваться властям нашим, употреблявшимся, между прочим, в пользу правительства, и в своей на нас претензии не хотят разобраться с нами адатом (коим все предки наши с незапамятных времен разбирались с нами и теперь с князьями разбираются), а требуя от нас шариата, что противно правам нашим с уздениями разбираться шариатом.
Неожиданный этот случай представляя на милостивое внимание Вашего превосходительства, почтительнейше честь имеем просить Приказать кому следует исследовать это дело, и, ежели кто из нас проступился и нарушил силу тефтера, подвергнуть такого взысканию и ответственности заслуженной. Равным образом, если же они несправедливо отказываются от повиновения нам и обременяют напрасно начальство своими претензиями, то главных зачинщиков этого нового бунта покорнейше просим наказать по усмотрению вашему. В разрешение сего будем иметь честь ожидать резолюции вашего превосходительства.
ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ВЗАИМНЫХ НЕУДОВОЛЬСТВИЙ МЕЖДУ НОГАЙСКИМИ КНЯЗЬЯМИ ТУГАНОВЫМИ, АХЛОВЫМИ, КАНМУРЗИНЫМ И ПОДВЛАСТНЫМИ ИМ НОГАЙЦАМИ
(16 августа 1852 г., Железноводск)
Главным поводом no взаимным неудовольствиям между князьями и народом служит то, что народ, нанимая для своего пользования земли у казаков вне ногайских владений, уклоняется через то от взноса своим князьям установленной исстари оброчной десятины сеном, хлебом и др. произведениями, полученными от земли. Князья объяснили, что народ обращается к наймам сторонней земли не потому, чтобы княжеских ногайских земель было недостаточно, а потому, что этим способом желает освобождаться от взноса князьям оброчной десятины, а потом и от всякой зависимости от князей.
К отвращению этого объявлено князьям и народным депутатам следующее правило: народ не должен нанимать для своего пользования сторонней земли без ведома князей, а князья обязаны заботиться, чтобы народ имел земельные довольствия в достаточном количестве.
Если бы княжеских ногайских земель оказалось для пользования народа недостаточно и потребовалось бы нанять сторонней земли, то сами князья обязаны это сделать на собственный их счет. С нанятой таким образа земли народ обязан доставлять князьям оброчной десятину все равно как бы с собственных земель князе. Если же при недостатке собственной земли, князь не захочет нанять для народа земли сторонней и объявит народу, предоставляя ему сделать наем потребного количества земли на собственный его счет, в таком случае народ не обязан вносить князю никакой десятины, ни сеном, ни хлебом, ни другими произведениями, полученными от земли, нанятой собственными способами народа, без всякого участия князей.
Далее по предмету нарушения тефтера поставлены следующие правила: Все дела между простыми ногайцами и их князьями решать по адату (по народным обычаям).
Дела же простых ногайцев между собою решать по шариату.