ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В КАЗАЧЬИХ ВОЙСКАХ РОССИИ
Выписка из Журнала Военного Совета (19 января 1855 года)
Слушано представление Департамента Военных Поселений за № 400 о дозволении:
В казачьих войсках, где есть магометане казачьего сословия, как-то: Донском, Черноморском, Кавказском линейном, Уральском, Оренбургском, Сибирском линейном и Тобольском конном казачьем полку, в отношении числа мечетей сообразно народонаселению из числа духовных лиц при мечетях руководствоваться общими правилами (Высочайше утвержденное 9 декабря 1835 года мнение Государственного Совета), вменив Войсковым Начальствам в обязанность наблюдать, чтобы число мечетей и духовенства при них не превышало установленного по закону и чтобы излишние мечети, где таковые окажутся, были закрываемы и малонаселенные магометанские селения или вообще малочисленные приходы соединяемы были в один приход, если не будет представлять затруднений отдаленность расстояний.
Избрание и утверждение духовных лиц к мечетям производить в следующем порядке:
а) избрание производить в присутствии Станичных Начальников, по крайней мере, двумя третями принадлежащих к приходу мечети казаков магометан, как из лиц казачьего сословия, так и из непринадлежащих к оному;
б) приговор общества, подписанный всеми избирающими лицами и засвидетельствованный Станичными Начальниками, представлять чрез Окружное Начальство или Полковое Правление на рассмотрение Войскового Правления, которое, в случае неимения со своей стороны препятствия, представляет об утверждении избранного – в Донском войске – Наказному Атаману, в Кавказском линейном и Черноморском – Командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории, в Оренбургском и Уральском – Командиру Отдельного Оренбургского корпуса, а в Сибирском линейном войске – Командиру Отдельного Сибирского корпуса; в Тобольском же казачьем конном полку об утверждении избранного представлять Корпусному Командиру чрез Полковое Правление;
в) избранных лиц предварительно утверждения в должностях, подвергать испытанию, по Донскому, Черноморскому и Кавказскому линейному войскам – в Таврическом Магометанском Духовном Правлении, а по прочим войскам – в Оренбургском Магометанском Правлении.
3. Избранных и утвержденных таким образом в духовных должностях лиц, если принадлежат казачьему сословию, освобождать от командировки на службу, как военную, так и внутреннюю, по войску, пока состоять будут в сих должностях.
Военный Совет, соглашаясь с заключением Общего Присутствия Департамента, положил: дело это внести установленным порядком на рассмотрение Государственного Совета.
Подписал: В должности вице-директора Устрялов.

КОПИЯ С РАПОРТА В ШТАБ ВОЙСК ЛЕВОГО КРЫЛА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ ПРИСТАВА КАРАЧАЕВСКОГО И АБАЗИНСКОГО НАРОДОВ
ОТ 27 МАЯ 1859 ГОДА ЗА № 299
Представляя при сем в оный штаб показание, отобранное мною от пойманного жителями вверенного мне пристава неизвестного азиатца, показывающего себя непокорным абазеховцем по имени Осман, имею честь покорнейше просить приказать кому следует согласно приказания его, сделать дознание в какой мере справедливо оное, и о последующем почтить меня уведомлением для сделания донесения г. командующему войсками правого крыла Кавказской линии, при этом присовокупляю, что он, Осман, отправлен много для содержания под арестом к г. воинскому начальнику в укр. Кисловодское на тамошней гауптвахте.
1859 года мая 23 дня приставом Карачаевского и Абазинского народов был спрашиван пойманный в вepшинах р. Кишлишки показывающий себя абазехского племени холопом Мисоуста Хотнекова по имени Осман и показал:
Звать меня как выше сказано, от роду мне 17 лет, холост, веры магометанской, обряд коей выполняю по установлению, судим и наказан никогда и ни за что не бывал.
Будучи с отцом и матерью в холопьях у непокорного абазинца Мисаусга Хотохова г. Нам, в прошлом году во время весны намерен был отправиться в Турции, почему родители мои, не желая отравиться с г. в Турцию, отдали ему одного меня, а сами получили свободу от рабства, между тем я, бывши в горах, oт многих слышал, что если кто из непокорньх горцев, хотя бы из холопей, бежит и явится в русское правительсгво, тo noлучает свободу, поэтому я из г. Мекки от господина своего бежал с намерением явиться в русское правительство и отправился по берегу Каспийского моря и доследовал до неизвестного мне города, где взяли меня неизвестные и доставили к Умар-паше, пробыв у Умара- паши дней семь, потом Умар-паша объявил мне, чтобы я отправился снова по берегу Каспийского моря и доследовал до города Тифлиса, по прибытии туда, при встрече с первым грузином, по имени Ботою Швили, которому объявил о себе, и он взял меня к себе в дом; у которого прожив месяца два, приехал к нему в дом Дигорский князь Каспулат Туганов, которому сказанный грузин отдал меня неизвестно мне на каких условиях, наконец Туганов доставил меня в Дигорию, продержав у себя в доме месяца три, продал дигорцу, по имени Умару, тогда я, видя то, что от рабства бежал и снова попался в рабство, решился бежать и от сего последнего с той мне целью, чтобы явиться в русском правительстве и следуя неизвестными мне местами встретил в вершине р. Кишмали Карачаевский ком и явился на оно добровольно, тогда бывшие на Кому Карачаевцы расспросили меня подробно, взяли и доставили в станицу Боргустанскую в приставский стан, что показал по сущей справедливости, в том и подписуюсь, а за не имением российской грамоте прикладываю чернильный знак моего перста.
Надпись
Настоящий рапорт за № 299 с приложением показания Абазеховского жителя, холопа Мисоуста Хотокова, по имени Османа, препровождая к г. исправляющему должность, за отсутствием и по поручению г. начальника штаба, имею честь покорнейше просит, собрать сведение о действительности означенного показания, и таковые при надписи на сем листе представить его превосходительству Павлу Дмитриевичу.
Подлинную подписал: Заведующий штабом войск
левого крьла Кавказской линии, подполковник Васильев
№ 1678
24 июля 1859 года
кр. Владикавказ
Надпись
Рапорт этот с надписью за № 1678 к показанием, препровождая г. управляющему Дигорским участком, прошу его благородие собрать на месте самые верные сведения: действительно ли Каспулат Турганов в Тифлисе купил означенного здесь холопа Мисоуста Хатакова, по имени Османа, от грузина Боташвили и за какую цену и впоследствии продал его дигорцу Умару, от которого холоп бежал, одним словом повторить показание его и, что окажется, подробно донести мне о сем ……. с возвращением показания»
Подлинную подписал полковник – Кундухов»
№ 2699
4 июля 1859 года
кр. Владикавказ
Надпись
Вследствие надписи этой за № 2699 я собирал самые верные сведения о холопе Мисоусте Хатакове, и оказалось следующее, что Kаспулат Туганов в бытность свою в империи взял холопа Хотакова у тамошнего князя Гуриеля за 200 рублей серебром, которые Гуриель был ему должен, и привез его в Дигорию, где, продержав у себя четыре месяца, передал его капитану Умару Кубатиеву в калым за 300 рублей серебром, холоп Хотаков, поживши у Кубатиева не более как один месяц, от него бежал. О чем почтительно донося начальнику военного Осетинского округа г. полковнику и кавалеру Кундухову, имею честь покорнейше просить ходатайства его высокоблагородия о сем возвращении холопа Хатакова Умару Кубатиеву, так как он через потерю этого холопа должен напрасно лишиться 300 рублей сереб. денег.
Подлинную подписал: управляющий Дигорским участком
есаул Венимовский
№ 203
21 июля 1859 года
ст. Алашурская
Надпись
Переписку эту представляя начальнику штаба войск левого крыла Кавказской линии г. Генерал-майору и кавалеру Зотову имею честь покорнейше просить распоряжения его превосходительства о высылке означенного здесь холопа Мисоуста Хатакова во вверенное мне окружное управление, где можно вернее определить его права и происхождение.
Подлинное подписал: полковник Кундухов.
№ 3149
29 июля 1859 года
кр. Владикавказ за
№ 1944
Надпись
Переписку имею честь препроводить господину приставу Карачаевского и абазинского народов для надлежащего исполнения подлинную надпись заведующий штабом войск левого крыла.
Подполковник – Васильев
№ 2000
1 aвгуста 1859 г.
кр. Владикавказ
Верно: – секретарь Макаров

Комментарии закрыты.