Баутин А. А.
ПРИЧИНЫ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Сегодня все большое распространение в исламе получает политический экстремизм, основанный на идеологии исламизма и использующего в своей деятельности радикальные методы политической борьбы. Усилению тенденций религиозного экстремизма в исламе способствовали 2 группы факторов:
Внешние:
1. Структурный антивестернизм;
2. Провал реализации в исламских странах неисламских моделей догоняющего развития (капиталистических и социалистических), которые приводились при активном вмешательстве извне;
3. Политическая неграмотность политических элит Запада и СССР в отношении ислама;
4. Международное разделение труда не в пользу исламских стран и ускоряющиеся процессы глобализации.
Внутренние:
1. Сама природа ислама, охватывающая все стороны общественной жизни. В результате чего в исламе не существует деления на духовное и мирское. Ислам это не только религия, но и некая идеальная модель политического, государственного и общественного устройства;
2. Внутренняя политическая и идеологическая неоднородность исламского мира;
3. Незавершенность политических преобразований структурного характера в некоторых мусульманских странах, что привело к превращению этих стран в перманентные очаги напряженности и политического экстремизма.
Все вышеперечисленное привело к вызреванию внутри исламского мира идеологии так называемого «третьего пути». В итоге исламские лидеры различных толков выдвинули тезис об исламском пути развития, как единственно приемлемого для мусульманских стран. В это же время можно говорить о формировании идеологии исламизма (в современном нам виде) или политизированного ислама, который следует понимать как реакцию на адаптацию ислама к неисламскому миру, грозящую его растворением в немусульманской среде. Представители исламизма в качестве основного требования выдвигают изменение места и роли религии в жизни общества, при этом, зачастую, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии.
В итоге в исламе сформировались три политических течения, использующие ислам в качестве базиса для построения модели идеального, с их точки зрения, устройства общества и государства. Это традиционализм, фундаментализм и модернизм. Остановимся чуть подробнее на фундаментализме, который приобрел наиболее яркие черты в последнее время. В качестве основных характеристик исламского фундаментализма можно выделить следующие:
1. Обращение к истокам вероучения в целях перестройки общественных отношений на основе базовых религиозных ценностей (возрождение «истинного» ислама);
2. Активные действия по установлению исламской власти, приведению законодательства в соответствие с положениями Корана и сунны, продвижению во все сферы общественной жизни норм морали, существовавших во времена Пророка и его ближайших сподвижников;
3. Более или менее радикальный характер проводимых в соответствии с идеологическими установками политических, социальных и экономических преобразований («исламская революция»);
4. Осуществление активного внешнеполитического курса в направлении достижения единства с аналогичными движениями за рубежом; проведение международной деятельности по распространению идей исламского возрождения.
Безусловно, все три течения в политическом исламе носят иногда расплывчатый характер, нередко наблюдается их наложение друг на друга. В то же время отнюдь не стоит, как это делают многие, отождествлять эти политические течения с исламских экстремизмом, который представляет собой лишь радикальную часть всех трех течений. Однако, справедливости ради, необходимо заметить, что тенденция последних лет такова, что все большая часть политического спектра ислама смещается именно в сторону политического экстремизма.
Отправной точкой современной нам волны исламизма стала Исламская революция в Иране (1979г.) и провозглашением там Исламской республики. Уникальность этого события состоит не в том, что к власти в Иране пришли люди, считавшие себя исламистами и провозгласившие строительство государства по рецептам пророка Мухаммада, это имело место быть и ранее, например, в Саудовской Аравии. В данном случае следует говорить, что впервые была предпринята попытка целенаправленно и в полном объеме реализовать исламские принципы в условиях субиндустриального общества с высокой степенью урбанизации, а также социальной и общественно-политической фрагментации. Именно иранская революция стала рубежом, после которого исламский радикализм перестал быть внутренним делом мусульман и стал обстоятельством мировой политики. Схожие процесс происходили и в Афганистане, где уже к тому времени набирал силу исламский джихад против советских войск и режима НДПА. Афганский конфликт породил, целое поколение т.н. «арабских афганцев», которые впоследствии составили костяк всех крупнейших исламистских террористических группировок, в том числе и Аль-Кайды. А Гражданская война в Афганистане после вывода советских войск привела к установлению новой модели исламского государства крайне ваххабистского толка выразившийся в создании движением Талибан Исламского Эмирата Афганистан.
На современном этапе исламский экстремизм приобретает все новые и новые черты, давно уже став перманентным фактором мировой политики. По утверждению большинства экспертом, воздействие исламского экстремизма, а в более широком смысле исламского фактора, на систему международных отношений имеет долгосрочный характер и выражается в следующем:
1. Крайней степенью радикализма и исламского экстремизма;
2. Созданием транснациональных террористических и экстремистских структур сетевого типа;
3. Перенесением различных форм джихада за пределы исламского мира (Франция, Россия, США, Испания и т.д.);
4. Использование самых передовых технических средств и видов вооружения;
5. Сращивание с криминальной средой транснационального характера, прежде всего, с наркобизнесом;
6. Отсутствием стремления к любым формам диалога, бескомпромиссностью, массовым и антизападным (антиамериканским) характером.
Итак, подводя итог, можно заключить, что исламский экстремизм — это идеологическая доктрина и основанная на ней социально-политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным закреплением идеологического, политико-мировоззренческого и даже вооруженного противостояния мира «истинного ислама» по отношению к миру «неверных» вовне и миру «неистинной веры» внутри ислама и требуют абсолютного социального контроля и мобилизации (служения идее) своих сторонников.