АДАТЫ ДЖАРА
В сражении, произошедшем в конце месяца сафар тысяча сто пятидесятого (1737) года вблизи местности, именуемой Агдам, полную победу, при помощи Аллаха, получили джарцы (чIарлъа). По этой-то причине народ, обитающий между Илису и Белоканами (Балакан), и объединился прочно с этими джарцами.
Адаты джарцев и их союзников, находящиеся в согласии с исламской религией:
1. Если кто-либо убьет верующего, – «по ошибке» или «по желанию, – то сожгите его дом, уничтожьте сад-огород, или же нанесите большие повреждения, а затем гоните из родных мест, взяв с него дият; дият ровнялся 12 туманам. Если домочадцы убитого не дадут согласия, то не допускайте его в родные места.
2. Если домочадцы убитого убьют человека прежнего убийцы, то дият, взятый с убийцы, отдавали прежнему убийце и он возвращался в родные места.
3. Если в перебранке, возникшей среди многих людей, одного уби ли, а кто именно убил его неизвестно, то люди убитого принуждали дать клятву (гьеди < гьа) 12 человек, из людей того, на кого пало их подозрение, – шестерых со стороны отца и еще шестерых со стороны матери. Если же люди убитого не соглашались на это, то количество дающих клятву доводилось до сорока. Половина людей, дающих клятву, клялись на Коране, а половина – именами своих жен. 4. Если происходила драка многих людей – кулаками, палками – и в ней одного, двоих, троих и более людей убивали, но узнавали убийцу или убийц, то в отношении их применяли вроде бы вышеназванное решение, касающееся убийцы, даже если убитый был убит по самой, что ни на есть, ошибке. 5. Если кто-либо, проживающий вместе с детьми, братьями и прочими родственниками, убьёт какого-либо человека, то решения, касающиеся убийства человека, между ними вроде бы не «делились». Если из них убийцу не узнавали, то каждый из них вынужден был вроде бы «тащить» полностью все эти решения. 6. Если кто-либо похитил чужую жену, дочь, сестру, или просто дотронулся, то и в отношении его запускали в ход «решение», подобное существовавшему в отношении убийцы: к нему применяли тазар, били хад (х/ад), чернили ему лицо и изгоняли из селения на один год, а представительницу женского пола, которую он похитил, или просто тронул, имам изымал у него и вроде бы передавал близким ей людям. Если этого похитителя убивали в какой-либо стычке, то решение, касающееся его крови, вроде бы «отменяли». 7. Если совершившие прелюбодеяние состояли оба в законном браке, то их обоих убивали, применяя раджм, камушками. Если же один из двух состоял в законном браке, а другой не состоял, то того, кто состоял, убивали, применяя раджм, а тому, кто не состоял, наносили сто ударов прутом, применяя хад. Оба названных решения поручали проводить в пятничный день, после окончания молитвы, причем перед проведением «решения» лица прелюбодеев чернили, а затем их сажали задом наперед на осла и многократно обводили вокруг тех, примерно, мест, где много людей. 8. Все. связанное с решением, касающимся заключения брака, на ходилось в руках имама. Если кто-либо брал себе жену, но брак заключал тайком или же заставлял кого-либо совершить это так, а затем между ними начинались скандалы, то такой брак расторгали. С человека же, который заключил названый, неразрешенный, брак, взимали вроде бы штраф в три тумана. 9. Если кто-либо занимался воровством или разбоем (гъара), если помогал каким-либо путем воровству и разбою или хранил у себя украденный скот, то, после изъятия этого скота, с такого человека взимали штраф в три тумана. Если кто-либо требовал назад украденный у него скот, а ему его не давали, то скот, принадлежащий такому человеку, изымали и отдавали ему. С селения же за сокрытие этого скота взимали дият в двенадцать туманов. 10. Если кто-либо находил украденный или убежавший скот, то у него изымали его и отдавали хозяину, хотя бы и отказывался человек, нашедший этот скот. Чего-либо иного, кроме как изымали скот, с такого человека не брали. Если же кто-либо, украв или отняв скот, пря тал этот украденный или отнятый им скот, а затем факт, кражи или отнятия обнаружится, то в отношении его заставляли, проводить решение, имеющее место по отношению к ворам – изымали у него скот в троекратном размере и шло это хозяину скота. 11. Если кто-либо спрятал раята, который убил своего господина, или оказал ему помощь, то с такого человека – спрятавшего раята или оказавшего ему помощь, – взимали штраф в 12 туманов. 12. Если у какого-либо человека находили какие-нибудь указующие признаки того, что у него стоит украденный или отнятый скот, то последний у него изымали и отдавали тому, у кого он был украден ранее. 13. Если кто-либо, украв скот, входил в другое селение, но затем находили след, свидетельствующий, что он вышел из названного селения, то жителям этого селения не делали ничего. Если же убеждались, что он вошел в селение и больше не выходил оттуда, то на это селение падает оплата его, а в качестве штрафа обязаны были зарезать одного быка. Если же след украденного скота пойдет в какой-либо сад или в какой-либо квартал (мохУла), то оплата его падает на хозяина данного конкретного сада или квартала. 14. Если изымут скот, украденный у кого-либо из дому, из хлева или из квартала, то его после изъятия передают хозяину. Скот же, который остался, требуют через приведение к клятве и привлечение свидетелей. Этот украденный скот берут, в общем, в троекратном размере. 15. Если домочадцы или родственники пленника дадут хозяину его выкуп, то этого пленника им отдают. Если же названый здесь пленник вновь попадет в плен во время войны, то он опять будет пленником. У прежнего хозяина какого-либо дела к нему уже нет. 16. Если кто-либо, убив старшего среди грузин – Эрекли-хана, отнимет его имущество, то имущество это делят внутри общины, подобно переданному в вакф, согласно сказанному в аяте Корана: «сыну – долю, подобную доле двух дочерей». 17. Если из-за определенного дела между двумя мужчинами воз никнет тяжба, то человек, заваривший тяжбу, возлагает на человека, являющегося объектом тяжбы, дачу клятвы. Время для принесения клятвы равняется одному месяцу, но если имеется какая-либо приемлемая причина, время может быть увеличено – продлено на срок более месяца. Далее, если человек, обязанный принести клятву, в течение месяца клятвы этой так и не даст, то человек, принуждающий к принесению клятвы, – каким бы большим ученым, мудрецом или стариком он не являлся, – больше уже не возлагает принесение клятвы на человека, который обязан был принести клятву. 18- Если наследник в течение сорока лет не пришел получить причитающееся ему наследство в виде движимости, то наследство это, представляющее собой движимое имущество, ему уже не отдавали. Что же касается срока для получения наследства в виде недвижимого имущества, то он равнялся 60 годам. 19. Если вор для «очистки» себя не приведет своих свидетелей в течение одного месяца, то свидетельство его свидетелей принято не будет. 20. Если решение кадия принято в соответствии с книгой по шариату, то с этим решением считались. Если же выяснялось, что кадий занимается такими делишками как взяточничество или субъективность, то книгу такого кадия сжигали, а на него, и на писаря налагали штраф в три тумана. 21. Если кто-либо сжигал чей-либо дом и обнаруживался поджигатель, то тогда человеку, чей дом сожжен, давали возмещение за него, взяв его с человека, который сжег данный дом, а также на этого поджигателя налагали еще и штраф в пять туманов. Если же дом оказывался сожженным, но человека, который поджег его, не узнали, то с человека, на которого пало подозрение, требовали разъяснений. 22. Если один воин или много воинов убегут на сторону врага или передадут врагу информацию о войске, то такого воина или таких воинов убивают, а кровь их «аннулировали». Если же кто-либо, вознамерившись уйти к врагу, не дойдя туда, возвращался назад, то на него налагали выкуп в 12 туманов. 23. Если кто-либо зажигал огонь в лесу, в поле или на хариме и огонь этот сжигал что-либо, принадлежавшее общине или какому-либо человеку и причинял ущерб, то тогда нанесенный ущерб заставляли возмещать. Если же кто-либо один зажигал огонь, а его товарищи оказывали ему помощь, то ущерб, нанесенный этим огнем, заставляли возмещать также и его товарищей.