АДАТЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В КЮРИНСКОМ ХАНСТВЕ
Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
Глава I. По собранию доказательств
§ 1. Доказательства всегда предоставляет истец. Доказательства – это собственное признание и показания свидетелей. Число свидетелей зависит от важности разбираемого:
 в делах, влекущих кровное мщение – 4 свидетеля;
 во всех прочих – 2.
При одном свидетеле предусматривается присяга истца.
§ 2. Свидетелем может быть всякий мусульманин, достигший 15-летнего возраста. Не допускаются: лица женского пола, родственники, люди, опороченные обществом и питающие явную вражду к противнику.
§ 3. Каждый свидетель опрашивается отдельно и подробно о всех обстоятельствах дела в присутствии спорящих.
Если показания 2-х свидетелей разноречивые, то они не принимаются, и если свидетели устранены, то истец может представить новых.
Показания по слухам за доказательство не принимается. Показания свои свидетели подтверждают присягой, от которой освобождаются только с согласия ответчика.
§ 4. Присяга бывает двух родов:
1. Обыкновенная устанавливается шариатом.
2. Кебинная, состоящая в том, что если показание окажется ложным, то брак его с женою становится незаконным.
Глава 2. По преступлениям и проступкам вообще
§ 5. Если кто-нибудь обвиняет другого в совершении преступления, то требуют доказательств, как в §1. Если доказательств нет, то ответчик должен очиститься присягой с несколькими родственниками:
 при убийствах, влекущих кровное мщение – 40 соприсягателей;
 при краже из дома, мельницы, из ямы, где ссыпают хлеб, из мечети, за сожжение плуга – 40 соприсягателей;
 при воровстве лошади или буйвола, цена коих не превышает 100 руб. – 10 присягателей;
 при воровстве быка или коровы от 10 до 30 руб. – пять присягателей;
 барана или мелкой скотины – 1 присягатель на одну голову.
Но число их не может быть больше 40, за исключением случаев, изложенных в § 6. Если истец и ответчик – родственники и свидетели – их общие родственники, то они могут отказаться от присяги и выбрать для нее посторонних людей.
§ 6. Если ответчик по какому-либо делу очистит себя присягой, то истец имеет право, собрав достаточно доказательств, возобновить свой иск, но должен выставить присягателей вдвое больше ответчика. Свидетели выбираются из ближайших родственников свидетелей ответчиком и самими же свидетелями.
§ 7. В делах спорных ответчик может предложить истцу принять присягу самому с несколькими родственниками в том, что жалоба его справедлива. В делах кровных этого не допускается. Если истец откажется от присяги, то он лишается права требовать очищения от ответчика и должен представить на иск свои доказательства.
По убийствам и ранениям
§ 8. За умышленное убийство родственники убитого могут убить убийцу или кого-то из его ближайших родственников. Когда же назначаются канлы, их выводят из деревни и остальные могут жить не опасаясь. Канлиями назначаются убийца и 2 его ближайших родственника. Побочные канлии могут вернуться: один – через 40 дней, а 2 – через полгода.
§ 9. Убийца же остается канлием, пока родственников убитого не склонят к примирению.
Право на убийство канлия имеют только ближайшие родственники, которые наследуют покойному и получают удовлетворение за кровь. В случае убийства виновного вражда прекращается. Но если убит кто-либо из родственников убийцы, но не канлий, возникает новая кровная вражда, если стороны не договариваются принять кровь за кровь.

§ 10. При примирении за кровь мужчины платится 250 руб., а за кровь женщины – 125 руб.
§ 11. Если после примирения родственники убитого убьют канлия, то возникает новое кровное мщение. Но обиженная сторона может также зачесть кровь за кровь и взять обратно отданную во время примирения сумму.
§ 12. Если убийство совершили несколько лиц, то все они выводятся в канлии до примирения. Кровные деньги платятся всеми по равной части. Если кто-либо из них убит, то вражда прекращается, а следуемая сумма выплачивается родственникам их убитого соучастника.
§ 13. Если отец убьет сына или дочь, то наказание зависит от местной власти.
§ 14. За убийство брата братом убийца выплачивает за кровь прочим братьям или детям убитого, если они есть. Если их нет, то освобождается от ответственности.
§ 15. Если убийство совершил несовершеннолетний, то он выводится в канлии, но обычно родственники убитого, снисходя к молодости, соглашаются получить плату за кровь.
§ 16. За нечаянное убийство в канлии не выводятся, но за кровь платят. Таким же образом поступают с сумасшедшими, совершившими убийство.
§ 17. Если кто умрет от нанесенной раны, то к виновному применяется §8.
§ 18. В том, что смерть произошла от раны, удостоверяет медик, но если он не определил смерть от раны, то со стороны человека, который ранил, должны быть представлены свидетели.
§ 19. За полученные от раны увечья с виновного взыскивается за половину крови. Действительность увечья подтверждается туземным медиком по лечению раны.
§ 20. Если от раны произошло несколько увечий, то платится 2/3 цены крови.
§ 21. За все прочие раны после их лечения обиженные получают вознаграждение по назначению туземного медика, который определяет, каким количеством скота оценивается рана, при оценке цена двух скотин полагается в 11 руб. серебром.
§ 22. Все расходы на покупку лекарств и за труды медика платит сам раненый.
По прелюбодеяниям
§ 23. За прелюбодеяние виновных убивают на месте преступления. Если женщина – замужняя, то муж. Если нет – то ее родственники.
§ 24. Если виновный скрылся, то к нему применяют § 8. А от мужа зависит судьба женщины. С канлия взыскивается за полную кровь или мужу, или ее родственникам.
§ 25. Если из виновных убит только мужчина, то при доказательстве прелюбодеяния убийца не обвиняется. В противном случае отвечает по §8.
§ 26. Если прелюбодеяние не обнаружено, то подозреваемый по требованию мужа должен присягнуть для очищения по §5.
По изнасилованию
§ 27. При изнасиловании женщины с виновным поступают как за прелюбодеяние.
§ 28. Изнасилование должно быть доказано свидетелями, иначе с обвиняемого требуется только очищение присягателями.
§ 29. За увод женщины отвечают как за убийство мужчины.
По воровству
§ 30. За доказанное воровство с виновного взыскивается двойная стоимость и сверх того выплачивает все расходы, затраченные хозяином на раскрытие преступления. Количество денег на эти расходы должно быть подтверждено присягой.
§ 31. При отыскании у кого-либо чужого имущества, хозяин при свидетелях может обобрать свое имущество и если человек, у которого оно найдено, докажет, что купил его, то получает письменное свидетельство, что у него изъято такое-то краденое имущество. С ней он обязан отправиться к лицу, у которого это приобрел, и вернуть затраченную при покупке сумму.
§ 32. Если тот, у кого отыскано воровское имущество, докажет, что оно приобретено им у законного родственника истца, живущего с ним в одном доме, полностью освобождается от ответственности.
Женщина, как лишенная права распоряжаться имуществом в доме, в подобных случаях приравнивается к вору.
§ 33. При одновременной пропаже разного имущества с одного места, достаточно отдать одну из уворованных вещей. И тот, у кого она будет найдена, изобличается в совершении целой кражи, если истец присягнет, что эта вещь пропала у него вместе с другими.

§ 34. Если хозяин откроет какие-то пороки у опознанной им скотины, то скотина оставляется за вором, который должен заплатить истцу цену скотины, и сверх того за воровство вдвое.
Глава 3. По гражданским делам
§ 35. Доказательства должны быть представлены на основании изложенного в 1 главе.
§ 36. Если кто из детей оставляет без разрешения родительский дом, то он лишается права на наследство, если отец не простит ему.
§ 37. Если кто при жизни отдал в пользование другого человека принадлежащее ему имение, то по смерти его наследники без явных доказательств не вправе претендовать на него, ибо оно было уступлено хозяином добровольно.
§ 38. Если девушка взята была в замужество с обязательством выдать за нее другую, то в случае отказа последней: если условие было заключено отцом, то она должна подчиниться его воле беспрекословно, если же условие создано другим родственником, то девушка может отказаться. А этот родственник должен отдать вместо нее другую беспорочную девушку и заплатить 60 руб.
§ 39. Если кто продает чужое имущество, находящееся в ведении его, то имущество возвращается хозяину. И тот, у кого его забрали, может обратиться за удовлетворением к лицу, у которого совершена покупка.
§ 40. Если после продажи возникает спор о цели товара, дело решается в пользу того, кто представит ясные доказательства. Если доказательств не имеет ни та, ни другая сторона, договор расторгается и имущество возвращается продавцу.
§ 41. Если покупщик откроет пороки в товаре, о которых он не знал при покупке, то договор уничтожается, если он может доказать наличие этих пороков до торга. В противном случае договор остается в силе.
§ 42. Если один из совладельцев дома желает его продать, то он должен предложить свою часть для покупки сотоварищам, которые пользуются преимуществом перед посторонними.
§ 43. Если кто-либо засевает чужое поле без позволения хозяина, то вся жатва поступает в пользу хозяина земли.
§ 44. Если кто находит чужую скотину, то он не вправе оною располагать, а обязан немедленно объявить об этом главе селения, который доведет это до сведения местной власти. Никто не может оправдаться при продаже чужой скотины тем, что она была найдена.
§ 45. Общественный пастух обязан пригонять стадо только до въезда в селение, а оттуда скотину должна разбирать сами хозяева. Если по возвращению стада не окажется какой-либо скотины, то за пропажу отвечает пастух, если же пропажа случается в деревне, то пастух не подвергается ответственности, так как потеря оной произведена от недосмотра самого хозяина.
§ 46. При назначении вознаграждения, в него поступает всякое имущество виновного, кроме только земли, с которой, по завещанию, часть дохода следует на мечеть. Но и в этом случае адат допускает только уважение, если имеется другое имущество. В противном случае, несмотря на доход мечети, земля поступает на удовлетворение, с тем только, что тот, кому она поступит, обязывается вносить в мечеть следующий доход.
Объяснение местных названий
Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.
Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.
Бязь – бумажная материя.
Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.
Джамаат – общество одной деревни.
Кадий – лицо, управляющее обществом.
Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.
Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.
Каравашка – холопка.
Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.
Кары – мера длины, ¾ аршина.
Кул – холоп.
Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.
Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.
Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.
Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.
Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.
Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.
Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.

Комментарии закрыты.