ОПИСАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЙ, ПРАВ И ОБЫЧАЕВ КНЯЖЕСКОГО РОДА, СИДЕВШЕГО В С. ГОЦАТЛЬ (КОНЕЦ XVIII- НАЧАЛО XIX ВВ.)
«Войско» андалалцев (гIандалал) дало этим князьям следующую территорию:
земли, тянущиеся в направлении моста, который находится вблизи Ко рода;
земли, тянущиеся к краю горы, именуемой Чина (Ч1ина мугIрул раг/алде);
земли, тянущиеся в направлении Хадани (Гьадани);
земли, тянущиеся в направлении места именуемого «Перед голубиной скалой» (Макка кьурда цебе);
земли, тянущиеся к месту именуемому «Край, с которого течет вода» (ЛъинтIо раг/алде);
земли, тянувшиеся в направлении Киркини (Къиркъини).
Это и есть та территория, которую дало им «войско» андалальцева.
А вот, что дали им хунзахцы:
земли, тянущиеся в направлении места именуемого «На укреплении» (Щулалъут?е), вместе с прилегающими склонами (парсалгин иадахъ);
земли, тянущиеся в направлении ущелья, именуемого Чамучалах
земли, тянущиеся в направлении угла озера (х1орил бокIниде).
Это и есть та территория, которую дали им хунзахцы.
А вот, что дала им «войска» хиндалальцев (хьиндалал):
земли, расположенные вниз от угла озера и доходившие вплоть до подножия могохской солнечной стороны (хIорил бок1он гъоркъехун, махъадерил бакълъул ахаде щвезег1ан);
земли, доходящие вплоть до кикунинской пещеры (к1ик1ундерил нохъоде щвезегIан).
Это и есть та территория, которую дали им «войска» хиндалальцев.
«Войско» андалальцев, хунзахцы и «войска» хиндалальцев дали этим князьям названные территории для получения ими пользы оттуда, а именно: если стада жителей каких-либо селений придут, чтобы объедать княжеский луг, то владельцы их должны будут давать следующее: по одному гурушу (куруш)Ь с каждых ста пасущихся там овец; по одной овце за каждую пасущуюся там крупнорогатую скотину; по одному аббаси за каждую пасущуюся там лошадь
Названное здесь по праву принадлежит эти князьям. Отказа тут да не будет.
Далее, они имеют право расселять на тех землях мужчин- Переселенцам, однако, дают место для проживания (маиша), лишь в том случае, если они принимают на себя обязательство: вносить ежегодно по полторы мерки зерна и ежегодно же отрабатывать (синаа) в их пользу по три дня.
Если кто-либо из этих мужей-поселенцев умрет, не оставив после себя сыновей, то находившийся в его руках участок забирают князья.
Если кто-либо соорудит мельницу в этой местности, то плата (уджра), отданная за помол, производившийся ночью будет принадлежать нуцалам, а плата, отданная за помол, производившийся днем будет принадлежать тем мужам, которые построили мельницу.
Нуцалов (нуцаба) – два тухумо Алихановичи (Палиханилал), которые являются потомством Бурдух-Мухаммадхана, и Аликлычевичи (Палихъиличилал) Больший из этих Алихановичей бывает главарем для нуцалов – и для Аликлычевичей (Палихъиличилазеги), и для тех, которые сидят в Гонода (Гьонода ригелазеги), и для тех, которые сидят в Телетле (Т1елекь ругелазеги).
Итак, больший из этих нуцалов бывает главарем для них и пашня, которая находилась в Голотле, где высевали тридцать мерок зерна, а также алшх, передавались ему – тому, кто на данный момент является их главарем.