ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА О ЗАВИСИМЫХ СОСЛОВИЯХ В КАБАРДИНСКОМ ОКРУГЕ И ОБ ИХ ОБЯЗАННОСТЯХ В ОТНОШЕНИИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ, ПРИЛОЖЕННАЯ К РАПОРТУ НАЧАЛЬНИКА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 1866 Г. ЗА № 2825 НА ИМЯ ПОМОЩНИКА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО КАВКАЗСКОЙ АРМИЕЙ
В Кабарде.
Холоп-пшитль всех наименований происходит от людей, приобретенных оружием и покупкой в чужих племенах.
Сословие пшитль в Большой и Малой Кабарде образовалось в весьма давние времена от рабов, добытых оружием, и делится на три главных разряда: логонаут, ог и унаут.
Образ жизни и отношения этих разрядов кабардинский черни к своим владельцам объясняет значение и личное положение каждого из них.
Логанаут – крепостной человек, живущий во дворе своего хозяина своим особым домом и семейством, обязан исполнять во всякое время работы по сельским и хозяйственным работам своего господина, однако с таким распределением времени и средств, чтобы и себе мог приготовить для пропитания семьи все необходимое. Если же господин занимает все время логанаут на свою работу, то обязан снабжать его и семейство всем нужным.
Условия жизни логанаут составляют нормальное положение кабардинского пшитль, другие виды пшитль произошли через привилегии или утеснения логанаут вследствие разных обстоятельств, случившихся в их жизни.
Ближайшее уклонение от логанаут представляет льгава. Это сословие может иметь только кабардинский князь; даже и он не вправе иметь льгава. Если князь в числе своих логанаут найдет семейство из нескольких взрослых парней, способных к домашней службе, то он может взять одного из них в свой дом для прислуги; подобная прислуга получает название льгава, но жена и дети льгава остаются при своем доме в звании логанаут.
Другое уклонение – хабзанша, т.е. холоп, лишенный права в том, что он может быть разлучен со своими родными по воле своего господина. Такому наказанию подвергается логанаут, причинивший сильное оскорбление своему господину.
Унаут-мужчина или женщина, лишенные прав семейственного состояния за дурное поведение и осужденные на безусловное служение воле своих хозяев, поступают в прислугу. Поскольку по большей части это девушки или незамужние женщины, то они поступают в горничную к женам своих хозяев, так как из других холопских сословий не дозволяется иметь никого в качестве постоянной женской прислуги.
В старые времена бывало, что если Куденетовы и Амибовы выдают свою дочь замуж и не имеют унаута в приданое, то берут для нее дочь своего логанаут в прислуги с условием, что госпожа обязана ее выдать замуж за того из обрядных холопов своего мужа, за кого пожелает эта девушка. После женитьбы они обращаются в дворовых обрядных людей – михифатц. Когда от такого брака много детей, то михифатц снова становится логанаут, поселяется отдельно, и только одну из девиц такого семейства дозволяется обратить в домашнюю прислужницу.
Ог происходит от логанаут, получает он таковое наименование по особому расположению владельца, за что, однако, сей последний берет с него часть имущества. Как правило, это бывало потому, что у владельца оказывалось много логанаут, и он затруднялся их содержать. Тогда он предоставлял некоторым из них звание ог, чтобы они, работая на себя, богатели и не только не требовали чего-либо от господина, но и сами нередко поддерживали его в нужде. Ог, не исполняющий условных обязанностей к своему господину, мог быть снова обращен в логанаут, и не может быть огом тот, кто не в состоянии пахать землю в две пары волов, т.е. плуг хозяйский.
Сословия ог в настоящее время немного в Большой Кабарде. Насчитывают их 15, а в Малой Кабарде их и совсем нет. Большая часть ог откупилась на волю.
Денежных повинностей холопы не несут; натуральные повинности заключаются в услугах и работах, определенных народным обычаем, сообразно видам зависимости.
1. Oг обязан своему господину:
Во время покоса каждый мужчина (начиная с 16 лет) косит владельцу три дня и убирает сено два дня, доставляя его в аул или хутор к владельцу. От такой обязанности освобождаются баранщик и пчеловод, присматривающие за баранами и пчелами. Ог (пчеловод) за это доставляет господину ежегодно три сапетки меду. Во время покоса и уборки сена на владельца ог получает от него продовольствие.
За собственный посев каждое семейство ог платит владельцу с каждой пары быков, впрягаемых в плуг, от 10 до 15 тулуков (козий большой бурдюк) – от 40 до 60 мер проса.
Каждое семейство ог доставляет ежегодно владельцу, смотря по состоянию и урожаю, от 2 до 4 арб проса, по 20 саб или 30 наших мер каждая; от 7 до 10 возов дров.
Ог обязан также доставить владельцу весь лес на постройку сакли и кунацкой (гостиный дом), построить их (без очага и обмазки), ремонтировать ежегодно крыши. Жена и дочери ora свободны от работ на своего господина. При женитьбе владельца или его сына ог обязан дать помещение новобрачным в своей сакле; а также по возможности кормить и одевать их в течение года, за что владелец, беря жену к себе в дом, щедро одаривает семейство oгa и нередко выпускает бесплатно кого-либо из семьи на волю.
При разделе имущества между членами семейства oгa владелец получает с этого семейства 100 рублей или 100 баранов, или холопа мальчика, или девочку пяти-шести лет.
При замужестве своей дочери ог получает за нее калым; из него дает 30 рублей владельцу, скот или лошадь на эту сумму.
При резке скотины для пищи oг относит владельцу спину и три ребра.
Oг принимает на ночлег гостей владельца, если кунацкая его занята, кормит их лошадей.
Во время рамазана семейство oг, смотря по состоянию, обязано угостить ужином владельца, принеся его к нему на дом.
В случае смерти владельца или кого-то из его семейства ог обязан приготовить приличный обед во время посещения родных и знакомых. Владелец обязан за эти повинности дать огу важные земли под пашни, покос и пастбища, он же решает все его споры, ведет его дела, помогает в его нуждах, платит нередко за него штрафы и всегда ручается в платежах.
2. Логанаут (дворовые с правами, холопы обрядные) живут особыми саклями и отдельными семьями во дворе владельца. Мужчины исполняют все полевые и домашние работы, возят и рубят дрова, косят, убирают и свозят сено и хлеб, присматривают за пчелами, скотом, лошадьми и баранами, вывозят лес для построек и строят дома и службы и вообще исполняют все работы, какие потребует владелец.
Жены их по очереди носят воду в дом, готовят для него пшено на ручных мельницах, доят коров и приносят молоко в дом хозяина. На семью его два раза в год, перед байрамом и после курмана, моют белье и утварь, мажут и белят сакли, сеют, полют и присматривают за огородом. С помощью унаут владельца обязаны они изготовить бурку и полоть для потников и ружейных чехлов владельца и валяют сукно. Во время болезни и родов жены владельца исполняют по очереди обязанности сиделок, а во время его отсутствия ночуют при своей госпоже.
В свою очередь владелец обязан платить за причиняемое воровство и убытки своих логанаут, лечить за свой счет. В случае отказа, холоп сам ищет лекаря, платит ему своей работой или из имущества хозяйского, имеющегося у него на руках. Он может также жаловаться и требовать свободу. В случае, если холоп взят в плен, владелец должен его выкупить или выручить любым способом. Если он этого не сделает и не предпримет мер к его освобождению, то холоп, бежавший из плена, становится свободным. В случае нарушения владельцем прав холопа или кровной тяжкой обиды, народный суд предоставлял холопу свободу. Владелец обязан кормить и одевать своих логанаут. Хлеб выделяется им в следующем размере. Из всего хлеба выделяется десятина на мечеть; затем часть для будущего посева, часть для продовольствия рабочих во время полевых работ и часть для гостей владельца. Все остальное зерно делится на равные паи, по числу наличных душ мужчин и женщин семейств владельца, логанаут и всех при доме унаут. Если семейство владельца заключает 3-4 души, то из собранного зерна выделяется для владельца и его гостей годовая пропорция. Выделив часть на посев, мечеть и продовольствие рабочих, все остальное зерно делится на логанаут и унаут, как сказано выше.
При резке владельцем крупной скотины логанаут получает внутренности, шею, голову и ноги, а от барана одни внутренности. Осенью при резке скотины и баранов для приготовления на зиму копченого мяса владелец, кроме внутренностей и ног, наделяет каждого логанаута-мужчину 7 овчинами для шубы на три года, такое же количество овчин дается всем унаут, не исключая и женщин. При большом числе логанаут и унаут соблюдается при выдаче овчин очередь. Кроме того, при забое буйвола, быка или коровы вся подбрюшная часть кожи идет логанаут на обувь, а кусок буйволиной или бычачьей кожи для ременной веревки на бессрочное время. Шкура с павших и зарезанных лошадей поступает на обувь холопам. При стрижке овец вся шерсть с ягнят принадлежит владельцу. Из бараньей шерсти поступает ему все белое руно и лучшее черное для бурок и ружейных чехлов. Вся же остальная шерсть с баранов делится на равные части по числу всех наличных душ в семействах владельца, логанаут и унаут. Если у владельца более 1000 баранов, каждому логанаут и унаут выдается от 25 до 30, а вся остальная шерсть идет владельцу. Для покупки холста, бумажных материй и других вещей, необходимых в хозяйстве, логанаут имеют право два и даже четыре раза в год в мае и октябре вывезти на продажу деловой лес, выручка с которого обращается в его пользу. Бедный владелец, имея 2-3 логанаут, нередко сам торгует лесом, посылая для того своих холепов и деля выручку с ними пополам.
Во время пахоты, покоса и жатвы все припасы и мясо идут для логанаут от владельца. С началом работ отпускается копченое мясо, а к концу дается каждому работнику по одному барану, а в покос добавляется к мясу сыр и молоко. Пахота и покос длятся около месяца. На пахоту выходят мальчики с 12 лет, а на покос с 16, старики за 50 лет освобождаются от полевых работ. Рабочий скот, топор, косу, железо для плуга логанаут и унаут получает от владельца. Арбы и деревянные снасти к плугу должен сделать сам. Каждому логанаут владелец обязан дать, по крайней мере, пару рабочих быков, если же их много, то и две пары, а при женитьбе добавить ему хотя бы одну дойную корову и котел.
С совершеннолетием (18 лет) логанаут имеет право требовать, чтобы владелец купил ему жену, за которую существует цена не выше 200 рублей, из которых 190 поступает владельцу, у кого покупается невеста, а 10 идет за ее одежду. Владелец не может препятствовать логанауту выдавать дочерей своих замуж по его усмотрению, но получает за нее калым 200 рублей, как сказано выше.
Владелец должен купить указанную логанаутом девицу, если только последняя согласна, и не может женить его по своему произволу.
Овдовевший логанаут требует покупки другой жены, а вдова логанаут – покупки мужа, если не найдет его сама среди холопов своего хозяина.
Если владелец берется за караул аульных угодий, табуна отар или аульной скотины и посылает на эту работу логанаут, то треть платы выделяется ему.
Логанаут с согласия владельца может поступить на учение грамоте и сделаться муллой, не платя за то ничего владельцу.
Точно так же мастеровой логанаут с согласия владельца может идти на заработки, уплачивая из заработка часть по уговору.
В случае неурожая или отсутствия у холопов разных наименований запаса хлеба, владелец обязан кормить за свой счет как обрядных, так и необрядных холопов. Неисполнение этого дает право холопам оставить владельца и искать себе пропитание и заработков без всякого участия хозяина.
Ог и логанаут могут в свою очередь купить обрядного и необрядного холопа или наемного работника и посылать его вместо себя на хозяйскую работу, но это случается очень редко.
3. Унауты (мужчины и женщины) – бесправные или безобрядные холопы, безотлучно живут в доме владельца и обязаны во всякое время исполнять любую работу владельца и его жены. Дворовые службы, кухня, склады запасов на руках у унаут (женщин), но главная их обязанность – уборка комнат и услуги госпоже. Продовольствие и одежда унаут хозяйские. Женщина-унаут не имеет права на брак, но имеет право на временного мужа из унаут, логанаут и свободного состояния. Дети их – унауты, растут наравне с детьми владельца и содержат их хорошо. Мужчина-унаут, хотя и безобрядный, с наступлением совершеннолетия имеет право требовать от владельца покупки ему жены логанаут; при таком браке муж логанаут и дети его обращаются в обрядных логанаут.
Мужчин-унаут немного в настоящее время. Они переходят в обрядные холопы, а некоторые успевают откупиться на волю.
Ни ог, ни логанаут никогда не могут выкупиться на волю без согласия владельца, выкупная цена всегда условная – от 150 до 200 рублей, мастеровой ценится дороже – 500 рублей за мужчину; несколько меньше за женщину и еще меньше за несовершеннолетних, цена которых определяется возрастом, считая по 10 рублей за каждый год до 15 лет. Вообще и эта цена не постоянная, она зависит от обоюдного согласия между владельцем и зависимым лицом. Если последний – человек зажиточный и имеет много имущества, скота или денег, владелец, оставив у себя все его имущество, дает ему свободу с уплатой условной суммы в определенный срок от 3 до 5 лет. Бывает часто, что семейный логанаут сначала сам с женой выкупается на волю, а потом выкупает своих детей, прося помощи у знакомых и добывая средства для уплаты заработками. При разделе имущества владельца между его наследниками, семейства ог и логанаут не должны быть разделены. Если в семействе ог или логанаут, которое должно быть разделено между наследниками владельца, есть два брата или более, то им предоставляется право найти себе покупателя и откупиться одному или всем на волю. Если же братья не воспользуются таким правом, то при разделе имущества владельца они могут быть разделены.
Владелец, желая продать своего логанаута, объявляет ему об этом, и последний имеет право сам указать себе покупателя. Если же он не найдет такого в течение месяца, то владелец предлагает сначала трех покупателей на выбор. В случае несогласия он может продать своего логанаута тому, кому пожелает, но всегда в пределах Кабарды и не разрывая семейства. При продаже и покупке логанаут существуют следующие цены. За мальчика до 12 лет и за девочку до 10 лет включительно платят по 10 рублей за каждый год, с 12 до 45 лет за мужчину платят 150-200 рублей, за женщину с 10 до 45 лет – 150-180 рублей, с 45 лет и старше – по оценке. Вышеуказанные цены за взрослого мужчину и женщину неизменны, и если владелец при продаже своего логанаута тайно берет от покупателя цену, большую вышеозначенной, то продаваемый логанаут имеет право предъявить свою жалобу в суд и потребовать от своего владельца-продавца возврата владельцу-покупателю всей излишней суммы. Правило это существует для устранения того злоупотребления, что нередко логанаут, переходя посредством купли и продажи от одного владельца к другому, возвышаясь в цене, превращается в безобрядного холопа или унаута, цена которого, как будет сказано ниже, сильно превышает цену лица обрядного состояния.
Хотя семейства унаут в настоящее время и не делятся, но цена на унаут зависит от условий между продавцом и покупателем. Размер ее составляет от 100 до 500 рублей. Средняя же составляет от 300 до 400 рублей. Особенно дорого ценятся унаутки-девушки, цена их обусловливается возрастом, сложением, способностью к работам и внешностью.
Лица зависимых сословий получают свободу или через выкуп, или отпускаются на волю своими владельцами без всякого вознаграждения, как было сказано выше, по религиозному убеждению мусульман, отпускающих на свободу для спасения души. Другие виды освобождения являются случайными и не могут служить никаким для нас указанием.
Унауты, мужчины и женщины, не имеют никакой собственности. Подарки, получаемые ими от господ, идут на улучшение их одежды. Имущество у ог и логанаут двух видов: имущество, принадлежащее лично им, их личная собственность, на которую владелец не имеет никакого права, и собственность, при них находящаяся, от них независимая и частично принадлежащая владельцу. К первому роду имущества относятся: а) начих (венчальный подарок): когда ог или логанаут женится, владелец дарит новобрачной от 3 до 5 рублей или по стоимости денег телушку, весь приплод которой становится личной собственностью жены ог или логанаут, б) дещериг (подарок от родных логанаут, выходящей замуж), заключающийся, как правило, в корове, весь приплод которой также принадлежит жене oг или логанаут. Подобное имущество после смерти жены ог или логанаут переходит по наследству к мужу и детям умершей. Имущество это после смерти женщины oгa или логанаута переходит по наследству к мужу и детям умершей женщины. Если же нет наследников, то к владельцу. Второй род имущества, зависимый, называется дидовос-билым (скот, приобретенный огом или логанаутом собственными трудами или заботами). Хозяин дидовос-билыма, ог или логанаут, без согласия владельца не имеет права ни менять, ни продавать скот, составляющий дидовос-билым, и вообще распоряжаться им каким бы то ни было способом. Не запрещается, однако, огу или логанауту для употребления в пищу резать быка или барана из числа дидовос-билым. Весь скот, составляющий начих, дещериг и дидовос-билым, ог кормит за собственный счет, так как он обязан владельцу только 5 днями полевых работ. Логанауты же, которые обрабатывают землю своему владельцу без ограничения рабочих дней и исполняют все работы на быках владельца, а нередко и на своих собственных, кормят начих, дещериг (за исключением коров и баранов), а дидовос-билым кормят за счет своего владельца. Владелец имеет право разделить или продать дидовос-билым своего oгa или логанаута, причем 2/3 поступают владельцу, а 1/3 – огу или логанауту. В этом случае последняя делается уже дещеригом oгa или логанаута, т.е. его личной собственностью. При продаже oгa или логанаута владелец или оставляет у себя весь дидовос-билым продаваемого, и последний по стоимости оставленного имущества непременно получает таковое же у нового владельца, или продает своего oгa или логанаута со всем его дидовос-билым, получая стоимость его от владельца, к которому переходит продаваемый ог или логанаут.
Выкупившиеся или выпущенные на волю холопы всех званий получают имя вольноотпущенников; азат – человек лично свободный.
Они обязаны жить в аулах с прежним владельцем и следовать за ним, если он переселяется на жительство в своем обществе. Всякая услуга прежним владельцам по их доброй воле является следствие привычки и добрых отношений, но нисколько не обязательны.
Девушка (холопка), лично отпущенная на волю при замужестве, вносит прежнему владельцу 30 рублей, лошадь или пару быков, стоящих этих денег.
Вольноотпущенники очень охотно берут к себе на воспитание детей прежних своих господ, делаясь через это близкими им людьми.
Холопство и зависимое сословие в горских племенах, смежных с Большой Кабардой.
В горах зависимое сословие образовалось от подаренных кабардинскими князьями своим аталыкам или воспитателям холопов, от продажи в горы кабардинцами холопов, вышедших из повиновения или сделавших большие проступки, от бежавших соседних обществ людей, которые за покровительство горских таубиев по необходимости подчинили себя личной зависимости к поземельной. В горских обществах имеются четыре разряда зависимых людей: а) каракиши, б) ясакчи. в) чагары, и г) казаки (женщина-казак называется караваш).
1. Каракиши, пользующиеся личной свободой относительно земель, на которые они водворены и которую они обрабатывают, пользуются ею на правах неотъемлемой собственности, но продавать ее без видимой надобности не имеют права без разрешения на то таубия, которому они подвластны. При переселении в другое общество каракиши имеют право передать эту землю своему родственнику, если он согласиться отбывать господину все повинности, полагающиеся после переселения. Если же последний не имеет родственников, земля его поступает в полное владение таубия. Земли, занимаемые ясакчи и чагарами, принадлежат таубиям. Казаки же и караваши, как люди дворовые (вроде кабардинских унаут), вовсе не пользуются землями. Каракиши хотя и принадлежат к зависимому сословию по своим обязательствам к таубиям, на земле которых они живут, не могут быть проданы лично как люди лично свободные, но владелец может продавать другому владельцу ту повинность, которую отбывают каракиши. Цена этой повинности, которую может выкупить и сам каракиш, определяется в 60 рублей ежегодной платы. Ясакчи же и чагары содержат себя за собственный счет и, как ог или логанаут в Кабарде, имеют личную собственность: начих, дещериг и 1/3 часть дидовос-билым. Кроме того, каракиши, ясакчи и чагары могут иметь своих собственных холопов, которые при выкупе своих непосредственных господ на волю переходят в собственность тех владельцев, кому принадлежали выкупившиеся.
Повинность карауздень каракиши, приведенная в известность в 1864 году выбранными из таубиев и каракишей по взаимному их согласию в присутствии начальника округа и Черекского участкового начальника, следующая:
1. Во время сенокоса каракиши с каждого двора должны дать таубию одного косаря на один день.
2. Для сбора сена и поставки копен каракиши с каждого двора дают на один день одного человека.
3. Для перевозки сена каракиши с каждого двора обязаны дать своему таубию одного человека с парой быков на один день. Во время этих работ таубий дает все продовольствие.
4. В покосное время каракиши обязаны дать своему таубию с каждого двора, у кого не менее 60 баранов, одного барана, назначаемого в пищу косарю.
5. Для распашки полей каракиши с каждого двора обязаны дать своему таубию на один день одного человека с парой быков и земледельческими орудиями.
6. Каракиши обязаны выслать одного человека на один день полоть просо. Повинность эта отбывается только в двух фамилиях: у Мисаковых и Абаевых, потому что они занимаются посевом проса, не существующего у горцев.
7. Для жатвы каракиши с каждого двора дают таубию на один день одного человека.
8. Для перевозки хлеба на гумно каракиши должны дать таубию с каждого двора одного человека с парой быков на один день.
9. Для удобрения навозом полей каракиши должны дать своему таубию с каждого двора одного человека с парой быков на один день. Во время всех этих работ продовольствие идет от таубия.
10. Если захочет таубий назначить каракиши пастухом своих овец или табунщиком, имеет на это право не иначе как с согласия самого каракиши и обязательно за известную плату. Только у Биевых каждый каракиш обязательно должен пробыть известный срок пастухом овец или табунщиком, но тоже за плату и по согласию.
11. Каракиши должны дать таубию с каждого двора один раз в год лошадь или осла для доставки какой бы то ни было тяжести с плоскости.
12. Для доставки сосновых лучин для освещения каракиши с каждого двора один раз в год обязаны дать лошадь или осла своему таубию.
13. Лес для постройки своего дома таубии должны сами заготовить, но для перевозки всего заготовленного леса каракиши с каждого двора совместно с его холопами должны дать одного работника с парой быков.
14. Зимою в течение двух месяцев каждый двор каракишей обязан кормить одну скотину, принадлежащую таубию, и если таковая падет от дурного присмотра или корма, то каракиши платят за нее; если же скотина падет от болезни, то за это не отвечает.
15. Если к таубию придет несколько человек гостей, то состоятельные каракиши обязаны кормить по одной лошади все время, пока живут гости.
16. Если у таубия в доме нет служанки (унаутки, караваш) или безобрядного холопа (казака), а он пожелает приобрести ту или другого, но по бедности не сможет купить, то каракиши для этой надобности дают по одной скотине с каждого двора.
17. После смерти таубия каракиши с каждого двора дают для поминок трехлетнюю скотину и то, если умерший таубий был совершеннолетним. Если же умрет женщина или малолетний, то ничего не дают.
18. Во время поминок, которые справляют каракиши, они обязаны приготовить стол своему таубию. Если поминки большие, то из одного барана, а если малые, то смотря по количеству готовящегося.
19. Каракиши свое недвижимое имущество, если не имеет крайней нужды, продавать не может. В нужде продающий землю должен предложить своему таубию купить ее. Если тот откажется, то предлагает покупку его подвластным. Затем продавший землю свыше, чем за 30 рублей серебром, дает своему таубию 10 рублей серебром.
20. Если два состоятельных брата из каракишей делят свое имущество, то дают своему таубию, землю в 300 рублей, а кто беднее, тот дает землю от 100 до 10 рублей, скотом или вещами, причем непременно должны быть посредники.
21. Если каракиши получит за кровь, то обязан из полученных денег дать своему таубию 250 рублей или холопа, стоящего этой суммы, или землю. Если таубий получит за кровь, то тоже дает своим каракишам такую же сумму.
22. Если таубий убьет кого-либо и должен заплатить за кровь, то каракиши должны дать ему с каждого двора от 250 рублей до 10 рублей. Если каракиши платит за кровь, то таубий помогает ему той же суммой.
23. Когда каракиши варят для себя пиво, то обязаны прислать своему таубию один кувшин.
25. Во время уразы (поста) каракиши должны дать с каждого двора своему таубию девять лепешек из пшеничной муки и бурдюк бузы.
26. Каракиши при выдаче своих дочерей замуж должны дать таубию две скотины. Повинность эту несут не все каракиши, но кто несет ее, тому таубий обязан сделать от себя подарок невесте.
27. Если таубий взял к себе в дом жену, то холопы тестя берут у кого бы то ни было из каракишей зятя одну трехлетнюю корову или бычка на зарез.
28. Каракиши Джанхотовой фамилии дают по паре быков своему таубию для заготовки на зиму дров.
29. Если таубий нанесет побои каракишу, то первый обязан подарить обиженному лошадь или ружье, причем когда таубий сделает этот подарок, каракиш готовит мировой стол и принимает таубия.
30. На новый год таубий должен угощать своих каракишей.
31. Если каракиш отдает свою дочь замуж, то таубий дает ей подарок.
32. Если каракиш имеет дело, то таубий должен быть ходатаем, где бы то ни было.
33. За грабеж, сделанный каракишем в доме своего таубия или в его дворе, тому по приговору суда определяется наказание и штраф.
34. Если таубий пошлет кого-либо из холопов для принуждения каракиша к исполнению повинностей, а каракиш ударит при этом посланного холопа, то жалоба эта разбирается в местном суде, по приговору которого виновный наказывается штрафом.
35. Если каракиш умрет и после него не останется прямого наследника, ни брата, ни родственников, то имение переходит таубию, которому принадлежит умерший.
36. Если из двух братьев каракиши, живущих раздельно, один умрет, не оставив сына, то имение переходит к оставшемуся в живых брату. Таубий же получает одну часть из земель – или пахотной, или покосной по выбору, но при посредниках и членах участкового суда. Если же остается жена или дочь, то выделение части предоставляется выбору или решению шариата.
37. После смерти вольноотпущенного каракиша, если не останется наследников, ни брата, ни родственников, имение переходит к таубию.
II. Ясакчи (податные) несут следующие повинности: за обрабатываемую землю под посевы хлебов они платят табию в год сообразно количеству возделываемой земли различным хлебом от 2 до 9 мешков, из которых каждый заключает в себе пять мер. Стоимость всей этой повинности на деньги, по средним ценам, равна от 5 до 23 рублей. За покосную и пастбищную землю ясакчи платят, смотря по количеству скота, ежегодно в течение четырех лет от 1 до 3 баранов. В пятый год платят полную подать, смотря по состоянию ясакчи, от 15 до 100 баранов. Бедные же освобождаются от платы. С весны до зимы ежегодно ясакчи обязаны давать владельцу корову для доения или взамен ее двух баранов, или же четыре рубля серебром.
При забое крупной и взрослой скотины ясакчи отдает филейные части ее своему таубию. Когда умирает таубий, каждый двор ясакчи обязан предоставить его семейству один мешок солода для варения пива. В покосное время ясакчи дают для косарей по одному барану или по 2 рубля серебром. При постройке дома таубию ясакчи от каждого двора дают для перевозки лесу пару быков. Если у таубия во дворе нет ни казака (безобрядного рабочего), ни караваш (безобрядной служанки), ясакчи для покупки унаута или унаутки обязаны дать с каждого двора по 10 рублей. Если ясакчи, жившие одним хозяйством, разделяются, каждый из отделившихся несет те же повинности, которые обозначены выше, за исключением обычной платы (от 15 до 100 баранов), вносимой по истечении 4 лет за пользование покосной и пастбищной землей. Плата эта распределяется по числу скота у каждого выделившегося ясакчи.
III. Чагары исполняют все работы по приказанию владельца в любое время. Их можно сравнить с логанаутами у кабардинцев. Кроме того, если у чагара есть бараны, он дает своему господину одного барана летом и одного барана зимой. При выдаче в замужество дочери из числа полученного калыма платит таубию одного быка и корову. В случае недостатка денег, собранных с каракиши и ясакчи на покупку таубию казака или караваш, чагары вносят деньги, недостающие до покупной цены. Если у владельца чагар нет ни каракишей, ни ясакчи, чагары, мужчины и женщины, обязаны по очереди исполнять в доме своего таубия работы, предназначенные казакам и караваш. Во время покоса чагары обязаны взять себе для продовольствия по одному барану из своих собственных овец, если имеют таковых. При разделе имущества чагара между членами семейства последние обязаны уплатить владельцу или землей, или скотом, или деньгами до 300 рублей серебром.
IV. Казаки и караваши (безобрядные) живут в доме владельца и обязаны исполнять все домашние дворовые и комнатные работы по приказанию своего господина или госпожи. Это те же унауты и в той же неограниченной зависимости от владельцев, что и у кабардинцев. Для ясности положения в горных обществах зависимых сословий необходимо заметить относительно земель следующее.
В горах имеется три рода земли: покосная, пахотная и пастбищная. Первые две подразделяются еще на два разряда, смотря по их качеству. Покосная земля, находящаяся вблизи заселенных мест и орошаемая водой, ценится по качеству собранного сена. За пространство земли, на котором собирается копна (тюк на здоровую, хорошую лошадь), платят до 20 рублей. Такие же земли на возвышенности по качеству травы стоят от 5 до 40 рублей в том же количественном размере..
Пахотные земли, лежащие около селения, искусственно орошаемые водою (посредством канав) и удобряемые навозом, стоят за пространство, с которого собирается одна копна в 90 снопов, 35 рублей серебром. За пахотную же землю, не подходящую под вышеозначенные условия, платят от 10 до 20 рублей.
Пастбищная земля, на которой может в течение трех месяцев пастись 1500 баранов, стоит в продаже до 1500 рублей.
Покосная земля вблизи селения отдается в наем с половиной, а вдали – с третьей части. Пахотная земля отдается в наем во всех местах с половины, а пастбищная – за лучшую со 100 баранов берут одного барана и барашка, за худшую с того же числа баранов – одного только барана. Кроме того, в обоих случаях хозяин земли пользуется собранным с овец молоком в течение от 3 до 7 дней.
Размер выкупной платы определяется по состоянию желающего приобрести свободу. Ясакчи и чагары, как и вообще все горцы, весьма зажиточны, а потому количество выкупной суммы определяется самим владельцем. Как правило, выкупающиеся на свободу отдают владельцу все свое имущество, из которого известная часть если иногда и остается выкупающемуся, то это зависит от согласия и великодушия господина. Бедные, не имеющие имущества, чтобы выкупиться, но желающие приобрести свободу, условливаются о цене своего выкупа, отдают владельцу все свое состояние с обязательством доплатить недостающую сумму денег до выкупной платы в течение назначенного владельцем срока. Средняя цена при выкупе ясакчи и чагар следующая. Мальчик и девочка от 1 до 15 лет стоят от 10 до 150 рублей, т.е. столько десятков рублей, сколько покупаемому лет. С 15-летнего возраста они ценятся согласно возрасту, телосложению и способности к работе, но цена не превышает 200 рублей. Семейства при продаже не разделяются. Казаки и караваши ценятся до десятилетнего возраста от 50 до 200 рублей, до 15 лет – от 200 до 300 рублей, а до 45 лет, смотря по возрасту, силе и способности к работе, мужчина ценится до 400 рублей, а женщина – до 500 рублей. С 45-летнего возраста цена уменьшается сообразно силам и здоровью рабочего.
Лица зависимых сословий получают иногда свободу за особенные заслуги перед своим господином и на основании тех же обычаев, что и в Кабарде.
Казаки и караваши, подобно унаут, не имеют никакой личной собственности и обеспечиваются всем необходимым как в пище, так и в одежде от своих господ.
Крестьянская реформа, с. 83-98.