О КРЕПОСТНОМ СОСЛОВИИ КАБАРДИНЦЕВ, НАЗЫВАЕМОМ ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ «ПШИТЛЬ» (ХОЛОПЫ), ЗАИМСТВОВАННЫМ ИЗ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ
Пшитль происходит от людей, приобретенных оружием и покупкой в других странах.
Сословие пшитль разделяется на три главных разряда: логонапут, ог и унаут.
Образ жизни и отношения этих разрядов кабардинской черни к своим владельцам объясняет значение каждого из них. Логонапут – человек крепостной, живущий своим особым домом и семейством. Он обязан безоговорочно исполнять в любое время всякую службу по сельскохозяйственной потребности своего господина с таким распределением времени, чтобы и себе мог приготовить все нужное в доме. Если господин забирает все свободное время логонапута на свою работу, тогда он обязан снабдить его и семейство его всем необходимым. Условия жизни логонапута составляют нормальное положение кабардинского пшитля. Другие роды пшитлей произошли из-за привилегий или притеснений логонапутов вследствие разных обстоятельств, случившихся в их жизни.
Ближайшее уклонение от этих условий жизни представляет лахава. Это сословие может иметь только туземный князь. Даже ворк не вправе иметь лахава. Когда князь из среды своих логонапутов найдет семейство, состоящее из нескольких взрослых парней, годных для домашнего услужения, то он может взять одного из них в свой дом и использовать в качестве домашней прислуги. Такая прислуга и называется лахава, но жена и дети лахавы остаются при своем доме в звании логонапута.
Другое уклонение это хабзанша, т.е. холоп, лишенный некоторого права, вследствие чего он может быть разлучен посредством продажи по воле своего господина как со своими родителями, так и со своими детьми. На такую участь осуждаются логонапуты, нанесшие тяжкие обиды своему господину.
Ниже этого разряда стоит сословие унаут. Эти люди лишены права семейного состояния за дурное поведение и осуждены на безоговорочное служение воле господина. Как правило, это девушки или же замужние женщины, они поступают в горничные к женам владельцев, так как из других сословий холопок нельзя иметь в качестве постоянной женской прислуги.
В прежние времена бывало, что если кто-нибудь из князей и тлекотляш Куденетовых и Ашабовых выдает дочь свою замуж и не имеет для нее унаутки, то берет дочь своего логонапута и отдает ее в унаутки своей дочери. Госпожа обязана выдать ее замуж за того из холопов своего мужа, за кого пожелает эта унаутка, и до их бракосочетании они становятся дворовыми людьми.
Жихефатес. Если от этого брака родится много детей, тогда жихефатес опять становится логонапут. Чтобы не обременять своего господина, поселяется отдельно, а одну из его дочерей господин может взять в унаутки.
Oг происходит от логонапут, он получает это звание по особому расположению к нему владельца. Если владелец делает кого-либо из логонапут огом, тогда берет с него часть его имущества. Но это делается тогда, когда у владельца много логонапут и он затрудняется их обеспечивать, тогда некоторым из них предоставляет звание oгa, чтобы он не требовал пропитания от своего господина, но и сам его поддержал при нужде. Oг, не исполняющий условного отношения к своему господину, может быть обратно обращен в логонапут. Может быть огом тот, кто не в состоянии пахать землю в таком количестве, которое определяется владельцу плуга, т.е. в две пары волов. Служба огов состоит в следующем:
1. Каждый ог во время пахоты должен пахать на себя не менее чем двумя парами быков, при этом он должен отдать из урожая две арбы проса своему господину, а если опашет больше, то на каждую пару прибавляет одну арбу проса своему господину, но если он и двух арб не в состоянии платить, то обращается в логонапут.
2. Зимою привозит каждый ог по 10 арб дров своему господину.
3. Во время покосов каждый ог косит и собирает сено для своего господина в течение пяти дней на собственном продовольствии, и потом он же привозит…
4. Кто имеет пчел, доставляет господину 3 сапетки меду.
5. При выдаче дочерей замуж ог должен дать господину пару быков и пару коров.
6. Если режет быка, то господину посылает пять ребер, а если этого не исполнит, то господин отнимет у него быка.
7. Во время уразы каждый ог посылает своему господину одного барана.
8. Каждый ог обязан по требованию своего господина за него быть ночным караульщиком в течение полугода в общем табуне.
9. Если господин строит для семейства кунацкую, то оги обязаны выстроить ее и обгородить.
10. Если женится господин или его сын, oг обязан отдать господину пару лучших быков в счет калыма.
11. Сверх этой службы ог должен помогать своему владельцу, чем только может, в крайней его нужде.
При выдаче дочери замуж, как и при своей женитьбе или женитьбе сына, отдачей и взятием калыма распоряжается сам ог, тогда как жену логонапуту покупает господин, он же берет калым за дочь его, отдав отцу только десять рублей на ее экипировку. При этом во время брачного обряда дает некях от 5 до 3 рублей, из которого и состоит собственность жены холопа, купленного владельцем. Это имущество составляло неотъемлемую собственность холопского семейства – дижриг, имущество холопа, образовавшееся от подарка родственников или знакомых во время свадьбы.
Если логонапут или ог, или всякого рода пшитль желает получить свободу (азат), то он обязан сперва испросить на то согласие своего господина. Затем он передает все свою движимое и недвижимое имущество, даже свою домашнюю утварь, оружие до последнего кинжала и сколько-нибудь ценной одежды, своих жен и детей во владение своего господина, а затем уже договаривается о количестве выкупной суммы.
Количество суммы зависит от взаимного согласия господина и пшитля, исходя из отданного имущества и состава семейства пшитля.
Несмотря на то, что пшитль сперва отдает господину при выкупе себя на волю все свое имущество, а потом уже договаривается с ним о выкупной сумме, это не значит, что ог или логонапут не имеет и своего недвижимого имущества. Имущество логонапута, приобретенное трудами его или его семейства, принадлежит его господину, но имущество, приобретенное и размноженное в доме логонапута от подарков, сделанных его невесте им самим с разрешения господина или родственниками ее, принадлежит семейству логонапута и не зависит от господина. Подарок от жениха невесте логонапут бывает в размере 5 серебряных рублях некяг. Такой подарок дается господином; но если у нее родители тоже имеют независимое состояние и остаются без наследников, она не может быть наследницей и всем состоянием обладает господин ее родителей. Независимое состояние пшитля может возникнуть также:
а) из подарков, сделанных кем-либо из расположенных к ним лиц за какие-либо услуги, но подарок этот пшитль должен поделить на три части и две части предоставить своему господину, и тогда третьей частью пользуется сам независимо. Подарки можно разделить пополам и предоставить господину половину, но тогда он свою половину не может считать совершенно независимой от господина, ибо последний вправе, когда захочет, требовать раздела приплода или увеличения половины части, доставшейся на долю своего пшитля;
б) из нехтабу (подарок чужих людей и знакомых), принадлежащего вполне пшитлю;
в) из подаренных господином из своего табуна жеребят за то, что пшитль караулил его жеребят и вообще табун. За такой присмотр господин дарит своему табунщику в год одного жеребенка посредственного достоинства. Если табун был чужой или общественный, и пшитль караулил вместо своего господина, обязавшегося быть табунщиком, то пшитлю из такого табуна ничего не следует.
Количество этой суммы всегда превышает сумму денег, получаемых продавцами пшитлей от их покупателей, потому что при продаже продавец и покупатель рассчитываются быстро, а при увольнении бывший господин должен ждать время, пока пшитль трудами своими приобретет состояние, которым бы он смог окончательно расплатиться, поэтому и назначаются для этого продолжительные сроки.
Калым при женитьбе логонапут или при выдаче их дочерей (вдова она или девица) не превышает 200 рублей и редко бывает меньше этого, разве что только в том случае, если невеста не так молода и сильна.
При продаже или покупке цены на ог и логонапут определяются исходя из возраста и способностей к работе как мужчин, так и женщин. Сумма эта составляет от 150 до 200 рублей, исключая детей обоего пола до 12-летнего возраста. Дети ценятся по 10 рублей за каждый прожитый год, начиная с рождения.
Унаутки ценятся дороже логонапут вдвое и более, принимая в последнем случае красоту унаутки и умение ее управлять обстановкой домашнего быта господ.
Подлинную подписал старший член комиссии по освобождению от крепостной зависимости людей, принадлежащих туземцам, служащий в Терском казачьем войске в 1864 году капитан Масловский.
Верно: делопроизводитель комиссии поручик Михайловский.
Архив КБНИИИФЭ. ф. 1, он. 2, д. 12, л. 133-136.