ПОЛОЖЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ФУНДМЕНТАЛИЗМА (Кудряшова).
Ключевые всеобъемлющие положения мировоззрения исламского фундаментализма:
 Идеал. «Золотой век» ислама охватывает время пророческой миссии Мухаммеда и правления четырех праведных халифов. В мекканский период утверждались основные принципы доктрины — единобожие, власть и священность Аллаха, в мединский — конструкция политических, социально-экономических, военных и духовных предписаний. Пророк расставил вехи на дороге человечества к Богу; ислам тогда был идентичен экзистенции. В дальнейшем в истории мусульманских государств были разные эпохи, в том числе наполненные аморальными деяниями, но ответственность за них несет не ислам, а мусульмане, сошедшие с праведного пути. Этот идеал абсолютен и универсален.
 Ислам как всемирный ориентир. Ислам — последнее и самое аутентичное божественное послание (Мухаммад — «печать пророков»), изложенное в Коране и Сунне. С его появлением иудаизм и христианство утрачивают свой смысл, превращаясь в совокупность устаревших и потому недействительных верований и обрядов; догмат о Святой троице, например, ставит под сомнение единственность Бога, не говоря уже об отсутствии в них ясных норм социально-политической жизни. Враги ислама — те, кто не признают его. На протяжении веков они лишь меняют маски, представая как политеисты, лицемеры, евреи, христиане, правители-атеисты, коммунистические и капиталистические государства, и используя разные методы борьбы.
 Хакимийя. Принцип всевластия Аллаха понимается в современном фундаментализме, в отличие от ваххабизма и других «ранних» фундаменталистских течений, не как борьба с культом святых, суфийскими традициями, выделением группы «особо приближенных» к Богу среди верующих и т.д., а как необходимость восстановления целостной космической исламской системы, ибо Вселенная управляется одним единственным законом, который связывает все ее части в гармоничную и упорядоченную последовательность: «У Него — ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной».
 Джахилийя. В 60-е гг. С. Кутб понимает джахилийю как всеобъемлющее и преобладающее состояние, одновременно поражающее исламский и неисламский мир: «Джахилийя имеет те же самые характеристики, независимо от места и времени. Везде, где сердца людей лишены священной доктрины, руководящей их мыслью, и сопутствующих юридических правил для регулирования их жизни, джахилийя обязательно поднимает голову в той или иной форме…».Современная джахилийя греховнее прежней, ибо сегодня процветает не доисламское невежество, но возвеличивание новых божеств над Аллахом. В ее лагере — в первую очередь марксизм с его материалистическим детерминизмом, затем — языческие секты Индии, Японии, Филиппин и ряда африканских стран, далее — еврейские и христианские сообщества.
 Принцип справедливости в правлении. В основе исламского государства — не принцип народного суверенитета, а священный закон — шариат. Весь народ принимает участие в избрании халифа и наделяет его легитимностью для осуществления власти в соответствии с шариатом. Правление осуществляется на основе взаимных консультаций; правитель должен быть мусульманином, мужчиной, знатоком исламской юриспруденции и обладать высокими моральными качествами. Если он не следует «правильному пути», его необходимо предупреждать, увещевать, и, в случае упорствования в заблуждении, сместить.
 Принцип справедливости в экономике. Всем материальным имуществом и финансами владеет община и, безусловно, Аллах. Члены общины просто пользуются ими в зависимости от трудового вклада. Хотя частная собственность на основе личного труда, прибыль и свободная конкуренция признаются существенными чертами исламской экономической системы, они регулируются, исходя из критериев благосостояния общины в целом. Богатство должно приобретаться легальными и моральными путями, монополии и ростовщичество запрещены. Закят в сочетании с государственной политикой призван не допустить резкой социальной дифференциации.
 Моральное совершенство. Нельзя преодолеть состояние джахилийи без воспитания высоких моральных качеств. Это важно не только для самосовершенствования индивида, но и как ключ к правильной организации правления и экономики. Нравственным ориентиром для верующих должна быть жизнь Пророка и его ближайших сподвижников. Огромная роль в исламском воспитании принадлежит семье.
 Семья как микромодель общества. Ислам уделяет семье внимания больше, чем другим институтам: вся исламская социальная система есть расширенная система семьи, относящаяся к священному порядку и установленная соответственно человеческим инстинктам и требованиям.
 Усба му мина (букв, «союз верующих») как передовой отряд ислама. Дело ислама требует создания динамичного движения, способного показать его (ислама) подлинную сущность и сокрушить современных идолов. Поскольку мусульманам принадлежит первенство в овладении исламской доктриной и методами, они лучше, чем кто-либо другой, могут выполнить свою почетную задачу — дать другим народам то, в чем те нуждаются и одновременно восстановить собственную идентичность. Для этого им нужно задействовать огромный скрытый потенциал моральных ценностей. Возрождение веры в единого Аллаха предполагает образование союза верующих, «авангарда», который должен актуализировать ислам, ориентируясь на «вехи», расставленные вдоль извилистой дороги к конечному предназначению.
 Джихад. Под этим словом понимается не священная война за обращение неверных и не инструмент самозащиты общины верующих — ислам нельзя ограничить определенным народом или территорией. Борьба за возрождение ислама будет носить сложный и длительный характер, в пути обязательно будут неудачи, временные отступления и преследования. Ее инициатором будет личность, за которой последует авангард. Как только будет захвачена политическая власть, массы, находящиеся на периферии борьбы, «придут к Аллаху во множестве». Этот сценарий — своего рода «римейк» мекканского этапа миссии Пророка, и требует лидера и элиты, столь же одаренных и упорных, как Мухаммад и его сподвижники.
Исламский фундаментализм, постулируя себя как политическая идеология и практика, естественно, отделяет себя от других подобных образований в исламском мире. Линии противостояния исламского фундаментализма с остальными:
Исламизм – секуляризм. Исламизм выступает против обмирщения общества и уничтожения экономической составляющей влияния церкви. Согласно исламизму религия и политика как публичные сферы общественных отношений неразделимы.
Исламизм – национализм. Исламизм крайне негативно относится к созданию национальных государств, хотя бы и с местной исламской исторической традицией. Только всемирная Умма и как следствие экспорт исламской революции.
Исламизм – демократия. Исламизм стремится создать политический режим тоталитарной теократии, что является одним из худших сопутствующих проявлений развития исламской политико-правовой мысли. Явный откат назад объявляется величайшим достижением Исламского мира.
Фундаменталисты стремятся построить свою картину мира, объявляя ее единственнно правильной. Они пытаются подменить самые основы традиционного ислама, но не прямо, а как бы «дополняя» их.
Все мусульмане признают следующие Столпы Ислама:
Первый из столпов Ислама — это признание того, что Бог один.
Второй столп Ислама – молитва.
Третий столп Ислама — закят или обязательное пожертвование, ежегодно вычитаемое из имущества мусульманина.
Четвертый столп Ислама — пост в Рамадан.
Пятый столп Ислама — паломничество, или Хадж.
Исламские фундаменталисты добавляют еще три столпа, на вопрос же почему Пророк не указал на них, следует ответ, что это настолько очевидно, что Пророк и не стал обозначать их в Коране:
Шестой столп Ислама – вечный Джихад.
Седьмой столп Ислама – создание Всемирного исламского государства.
Восьмой столп Ислама – следование божественному Шариату.
Носитель идеологии исламизма – антимодернистское исламское духовенство, которое принципиально открыто и асакрально. Рухолла Мусави Хомейни выдвинул принцип «велат-е-факих», то есть правление справедливого факиха, богослова или имама. Но самое главное – он предложил опираться имаму не на госаппарат, а на духовенство как государственное сословие. Именно это сословие будет опорой исламского государства и выдвинет из своей среды новую политическую эилту и бюрократию.
В целом, логическая цепочка, выстраиваемая исламскими фундаменталистами, выглядит следующим образом. Цель, поставленная Аллахом перед человечеством – создание и поддержание на земле общества, построенного по его законам. Миссия ислама – создание человека ислама в соответствии с замыслом Творца. Так как существующие сейчас общества не являются исламскими, то необходимо привести их в соответствие с исламом, для чего политическая власть должна оказаться в руках моджахеддинов. Поскольку правящие неисламские элиты ее добровольно не отдадут, то ее надо захватить. Борьба за установление исламской формы правления есть долг каждого верующего.
Миссия исламского государства – распространение ислама. Джихад меча является формой исламской национально-освободительной борьбы исламской нации за создание исламского государства. Исламская нация – общность, развившаяся в рамках национального государства как религиозное единство соответствующего типа культуры. Исламская нация реализует себя в исламском государстве.
В концептуальном смысле суть исламского фундаментализма как религиозного политико-правового учения сводится к следующему:
— Неразделенность религии и общества. Хасан аль-Банна писал: «Те, кто полагает, что приобщение к исламу есть лишь приобщение к его духовным и культовым ценностям, ошибаются. Ибо ислам — это служение и руководство, религия и государство, духовность и практичность, молитва и джихад, повиновение и власть. Коран и меч, и ничто в нем не отделимо одно от другого».
— Возрождение ислама в первозданной чистоте, очищение его от многочисленных наслоений и нововведений последующих веков.
— Приоритет идеологии и духа панисламизма: «Каждый клочок земли, на котором взошли всходы ислама, всяким мусульманином должен почитаться родиной; его следует беречь, холить и отстаивать. В той же мере, как имам является верой и служением, он несет в себе родину и национальность. Все мусульмане являют собой единую нацию, а исламское общество — это единое отечество».
— Возрождение халифата.
— Утверждение во всех мусульманских странах исламского правления, ибо ислам, говорится в послании 5 съезда организации «Братья-мусульмане», «есть власть и ее осуществление, законодательство и образование, закон и суд, и ничто не отделено одно от другого».
В 70-90-е годы 20 века проявил себя качественно новый вид исламского фундаментализма – активный или “профессионально-террористический”, когда заказчики в одной стране, закупка оружия и его поставка во второй, финансирование из третьей, а исполнение – четвертой. Самое печальное – что многие из исламских террористических группировок используются в своих целях спецслужбами. Такими как Мухабарат Катара, Межведомственная разведка Пакистана или Служба общей разведки в Саудовской Аравии. Хотя эта тенденция к началу 21 века значительно переломлена. Дело в том, что экспорт идеологической доктрины, как например, исламская революция, является средством для расширения свого внешнего влияния, это инструмент создания себя как региональной державы.
Терроризм (и (или) джихад в исламском понимании) оправдывается тем, что борющаяся сторона – Исламское сопротивление не обладает такими же ресурсами, как противник. В таких условиях важно и разрешено использовать все доступные методы борьбы и поэтому терроризм (и (или) джихад) есть оружие бедных и сильных духом. Обычно первая стадия – превращение мусульманина в моджахеддина при призыве, то есть самоосознании им своего священного долга бороться за ислам.
Террориста (в европейской традиции) или моджахеддин (в исламской) можно описать так: городской житель, в основном молодежь, учащаяся в технических вузах, выходцы слоев мелкой буржуазии и бедняков. Как правило, юность в провинции — переезд в большой город – поворот к фундаментализму. Идеальные качества моджахеддина по логике фундаменталистов: твердая вера, искренность в намерении, подчинение амиру, богобоязненность, не бояться врага, терпение и стойкость, частое вспоминание Аллаха, упование на Аллаха, не преступать границы дозволенного.
К началу 80-х годов 20 века, согласно утверждениям исламских радикалов, появилось и окрепло Мировое революционное исламское освободительное движение (авторский собирательный термин) со своими частями в различных странах мира. Исламисты стремятся добиться власти любой ценой. В авангарде этого движения идут следующие организации или течения: влиятельная часть шиитского духовенства в Иране, неоваххабиты как маргинальная часть общества в Королевстве Саудовская Аравия и других странах, движение “Талибан” в Исламских эмиратах Афганистана (так они называли Афганистан) и Всемирный исламский фронт против евреев и крестоносцев (вырос из организации “Аль-Кайда” Усамы бен Ладена). Последние две структуры сломлены, а первые две теряют свой радикальный потенциал, хотя он далеко не исчерпан.
Наиболее известной фигурой из исламистких террористов сейчас является Осама Бен Ладен после терактов в США. Ему нужен распределительный социализм, империя-Халифат и контроль за нефтяной рентой. Это максимально простая и грубая суть его программы, основанной на ибн Таймийе. Стратегия бен Ладена на ближайшие годы, т.е. программа-минимум — это рассчитанная на 5-10 лет раскачка политической обстановки в арабских странах по террористической схеме: террористические акты в США, Европе, Израиле — ответные действия этих стран против арабов и мусульман, расширение репрессий национальных правительств в исламских странах — развертывание террора и на территориях арабских стран, террора против правительства и властной элиты — придет время, когда в одной-двух странах арабского мира прорвутся к власти фундаменталистские режимы, тесно связанные с Бен Ладеном, эти страны становятся плацдармом для расширения фундаменталистской революции — ситуация постепенно нагнетается до времен резкого падения доходов от продажи нефти и нарастания во всех основных нефтеэкспортирующих странах социальной напряженности и неуверенности — в развитие ситуации немедленно включаются мощные панарабские террористические и «просто» экстремистские организации, все это время работавшие на исламскую и панарабскую революцию — наконец, несколько революционных арабских (а может, и не только арабских) наций объединяются в едином государстве вокруг Саудовской Аравии.
Дальше может пойти реализация программы-максимум. Это укрепление основ арабской державы, попытка поставить падение цены на нефть под контроль производителей, коренное переустройство социальной структуры на началах исламского социализма, экспансия, идеологическая и диверсионная, в других странах исламского мира — в итоге создание великой арабской державы с мировой миссией и мировой геополитической ролью.
Принципиальными чертами фундаменталистской идеологии
являются :
 Тоталитарность. Исламский фундаментализм, как следует из предпринятого исследования, претендует на подчинение своим принципам всего мировосприятия и практической деятельности человека; его идеологемы так тесно слиты, что их можно вычленить лишь аналитическим путем. Выводя себя из Корана, он претендует на «священность», окончательность; в силу этого его способность к теоретической рефлексии ограничена достаточно узкими рамками.
 Дихотомическое восприятие мира. В трудах фундаменталистских авторов постоянно проводится мысль о существовании заговора против ислама с момента его появления: на протяжении веков враги лишь меняли маски, представая как политеисты, лицемеры, евреи, христиане, правители-атеисты, коммунистические и капиталистические государства, и методы борьбы. Собственно говоря, они находят аргументацию в фактах, связанных с «цивилизаторской» миссией Запада. Всеобщий закон конфронтации между исламом и другими системами мысли и социальной организации выводится из признания невозможности мирного сосуществования двух диаметрально противоположных лагерей в одном и том же обществе.
 Априорность. Радикальная концепция Кутба предстает как выражение некой божественной сверхидеи, которая, будучи ниспосланной свыше, считается как бы существующей независимо от самих людей и их воли уже по определению. Такого же рода тезис Хомейни о «самоочевидности» необходимости власти факихов.
 Большой ориентационный и мобилизационный потенциал. Фундаментализм обладает им в силу того, что выступает в роли идеологии-откровения (т.е. имеющей силу веры), предлагая свои ценности как ценности истинного ислама и одновременно не
предоставляя возможности выбора. Таким образом, он обуздывает процессы социальной аномии, давая последователям систему ориентиров и закладывая основы новой общности-братства. В принципе он доступен любому мусульманину как с точки зрения основных положений, так и предлагаемых решений, и привлекателен своим идеалом, гарантирующим «совершенство жизни».
 Протестный активистский характер. Фундаментализм, критикуя господствующие светские и официальные религиозные элиты (персонификация зла) и статус-кво в целом, требует деятельного участия в политическом процессе. Поскольку Пророк в своем лице явил и послание, и его воплощение, исламский путь — путь не созерцания, но действия, и доктрина должна быть оформлена как программа действий. Основная политическая задача состоит в перестройке существующего светского и религиозного порядка на основе шариата.
 Миссионерский экспансионизм. Обусловлен тем же качеством идеологии-откровения, претендующей на спасение всего мира.
 Преобладание морализаторства над «человеческим измерением». Высокоморальные категории редуцируют сложные структуры к набору предписаний (например, отнесение «на потом» определение важнейших социально-политических вопросов как «технических»; рецепт организации семейной жизни).
 Идеологическая неоднородность. Проистекает прежде всего из структуры самой мусульманской религии, а также неоднозначного толкования ряда положений (например, см. понимание джахилийи С.Кутбом и М.Шукри, с одной стороны, и М.Кутбом -с другой; уникальный антисемитизм С. Кутба: его тезисы о «еврейском мировом господстве» и «еврейском происхождении» капитализма и марксизма — фактически заимствование из фашистской идеологии).
 Наличие собственного политического языка на основе лингвистической полисемии (например, рассмотренные выше понятия джахияипя и хакимийя, тагут (букв, «деспот», несправедливый правитель), фанн аль-маут (букв, «искусство смерти», готовность отдать свою жизнь в джихаде и т.д.). Политический язык формирует свою политическую действительность, в которой создает ориентации через политическое определение «свой-чужой».