ПОЛОЖЕНИЕ «О СЕЛЬСКИХ (АУЛЬНЫХ) ОБЩЕСТВАХ, ИХ ОБЩЕСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ПОВИННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ В ГОРСКОМ НАСЕЛЕНИИ ТЕРСКОЙ И КУБАНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ» ПРОЕКТ 1895 ГОДА.
Введение.
1. Настоящим положением определяется: 1) устройство сельских обществ и их общественного управления и 2) порядок отбывания сими обществами повинностей государственных и общественных.
Примечание: Положение это имеет в виду устройство туземцев горских племен Терской и Кубанской областей, известных под названием Кабардинцев, Осетин, Ингуш, Чеченцев, Кумык, Карачаевцев, Шапсугов, Абадзехов, Темиргоевцев, и других горских племен, которые суть сельские обыватели и по сему знанию они пользуются правами личными и по состоянию, а также по имуществу, представленными общими законами сельским обывателям Империи.
2. Права и обязанности, присвояемые настояшим положением начальнику округа, возлагаются и на атаманов Отделов, в коих состоит горское население.
Раздел первый. Об устройстве сельских обществ и их общественном управлении.
Глава первая. О управлении сельских обществ.
3. Сельское общество составляется из всех жителей, водворенных в одном селении, без различия их по вере и сословиям.
Примечание. Кроме коренных жителей могут проживать и иметь дома в селении и другие лица, но не иначе, как по особому письменному соглашению с сельским обществом и с разрешения начальника округа. При чем лица эти несут при сих обществах те повинности общественные и земские, кои будут обусловлены по договору с ними, а в местах приписки -подати: подымную, взамен отбывания воинской повинности натурою и земские денежные, кто таковым податям и повинностям по общему уставу подлежать будет.
4. Селения малолюдные, а также поселки, или отдельные дворы соединяются в одно сельское общество, или присоединяются к другим ближайшим сельским обществам, смотря по местным удобствам.
Примечания: 1) Соединение малолюдных селений и поселков в одно сельское общество, или присоединение их к ближайшим сельским обществам предоставляется окончательному распоряжению Областного правления, по представлению начальника округа.
2) Малолюдные поселки и хутора туземцев, расположенных на землях казенных, войсковых и частных владельцев не имеющие общественного устройства, в порядке административно-полицейского управления могут быть причисляемы, по распоряжению Начальника области и Наказного Атамана, к ближайшим сельским или станичным обществам.
3) Образование новых хуторов на землях сельских обществ допускается с разрешения сельского сбора по приговору его, постановленному 2\3 голосов присутствующих на сборе и с утверждения Начальника области и Наказного Атамана.

Глава вторая. О сельском общественном управлении.
5. Сельское управление в каждом обществе составляют:
Сельский сбор,
Сельский старшина на правах волостного,
Сельское правление и
Сельский суд.
В непосредственное распоряжение сельского старшины назначается сельским обществом потребное число рассыльных. Сверх того сельские общества обязаны иметь писарей в сельских правлениях, смотрителей и попечителей запасных сельских магазинов, училищ и больниц, если таковые будут устроены на счет обществ; затем содержать полевых и лесных сторожей, смотрителей канав и т. п. зависит от усмотрения общества.
В каждом селении, входящем в состав общества, назначаются помощники старшины в том надобности, но не менее одного. В сельских же обществах горных частей области, где таковые состоят из нескольких малолюдных селений и даже отдельных дворов, определение числа помощников старшины зависит от усмотрения начальника округа, который определяет число таковых сообразно действительной надобности и местным условиям.
В каждом сельском обществе должен быть казначей, на обязанности которого лежит хранение общественной суммы и вообще всех денег, проходящих через сельское правление.
Отделение первое. О сельском общественном сборе.
Сельский сбор составляется из сельского старшины, его помощников, судей, казначея и жителей – домохозяев.
В селениях, имеющих тридцать дворов коренных жителей или менее, на сельском общественном сборе участвуют все домохозяева. Общества, имеющие свыше тридцати, но не более трехсот дворов, посылают на сбор по тридцати выборных, а если свыше трехсот дворов, – на сборе участвуют выборные по одному от каждых десяти дворов.
Примечания: 1) Малолюдные селения, входящие в состав общества, имеющие отдельный земельный надел, и поселения, находящиеся в черте сельских наделов, имеющие менее десяти жительских дворов, также посылают на сбор особого выборного.
2) Лица, пользующиеся правами дворян, а также офицеры и чиновники из горцев, если они принадлежат к составу общества, участвуют в избрании выборных и могут быть избираемы для участия в общественном сборе наравне со всеми домохозяевами.
В селениях, имеющих свыше тысячи дворов, Областному Правлению предоставляется уменьшать число выборных с тем однако, чтобы оно не было менее ста человек; в селениях же, имеющих свыше ста, но менее тысяча дворов, тому же правлению предоставляется разрешать, по ходатайствам сельских обществ, увеличение числа выборных, причитающегося от селения на основании статьи 9, не допуская его, однако, свыше ста человек.
Лица иногородние, живущие в самом селении или в пределах сельского юрта и имеющие там собственные дома, а также живущие вне сельского земельного надела на землях казенных, войсковых и частных собственников малолюдными селениями и хуторами, причисленными в административно-полицейском отношении к ближайшим обществам, также посылают на сельский общественный сбор этого общества выборных по одному от каждых десяти дворов, но сии выборные участвуют в обсуждении и решении только дел, по существу своему касающихся выше упомянутых лиц (ст. 4, прим. 2).
Примечание. В случаях уменьшения или увеличения числа выборных от коренных жителей-домохозяев (ст. 10) соответственно уменьшается или увеличивается и число выборных от лиц, указанных в настоящей статье. При том, если число домохозяев из лиц, в сей статье упомянутых, превышает число коренных жителей домохозяев, то число выборных от первых уменьшается на столько, чтобы оно равнялось общему числу составляющих сельский общественный сбор лиц местных жителей общества.
12. Для производства выборов на сельский общественный сбор (ст. 9-11) каждое поселение общества разбивается на участки. Выборные избираются простым большинством голосов на три года. Утверждение главных оснований способа разбивки сельских обществ и причисленных к ним поселений на выборные участки предоставляется Областному Правлению.
13. Лица, упомянутые в ст. 8-11 обязательно присутствуют на сельском общественном сборе, за исключением сельских судей, которые во время заседания сельского суда освобождаются от этой обязанности. Уклонение от присутствия на сборе без особо уважительных причин подвергаются, по приговору сбора, денежному в пользу сельской общественной суммы взысканию, согласно 39 и 128 ст. сего положения.
Примечание. В случаях продолжительного отсутствия выборного за пределы сельского юрта, по причинам, признанным уважительными сельским общественным сбором, а равно в случае тяжкой болезни или смерти выборного, участку домохозяев, его избравшему «предоставляется с ведома сельского старшины избрать на общих основаниях другого выборного на срок до истечения полномочия замещаемого.
14. Участвовать на выборах и быть избираемыми для участия на сельских сборах не имеют права лица:
1) не достигшие 25 лет;
2) состоящие под следствием или судом;
3) отданные под надзор общества по решениям суда;
4) лившиеся за кражу, мошенничество, присвоение и растрату чужого имущества и судебными приговорами не оправданным, а равно подвергшиеся по суду заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию;
5) подвергшиеся административной ссылке за неисправно-порочное поведение;
6) лишенные права участия в сборах, по приговорам сельских обществ и
7) содержатели и сидельцы винных и ведерных лавок и всякого рода питейных заведений.
15. Первое место на сельском общественном сборе и охранение на нем должного порядка принадлежит старшине. Но когда отчитывается старшина или приносится на него жалоба, на сельском сборе первое место пре¬доставляется одному из помощников старшины, по назначению начальника округа.
Сельский сбор созывается, смотря по надобности, старшиною или его заместителем преимущественно в свободные от работы дни.
Начальник округа, помощник его, а равно и начальник участка, когда представится надобность, а так же приказывают старшине или другому должностному лицу собрать сельский сбор.
Сельскому сбору предоставляется право и на нем лежит обязанность обсуждать дела, касающиеся:
п. 1) Выбора и определения лиц на общественные должности сельского управления, когда права эти предоставлены сельскому сбору.
п. 2) Удаления из сельского общества вредных и порочных членов его, приема или неприема обратно обществом в свою среду лиц, опороченных по суду «временного устранения провинившихся жителей от участия на сборе не да- лее как на три года и приема н увольнения членов общества вообще.
п. 3) Назначения опекунов и попечителей и проверка их действий по имениям стоимостью до 500 р, оставшимся после смерти лиц, принадлежащих к сельскому обществу, а также разрешения на ту же сумму отчуждения жизненных припасов и вещей, скорому тлению и другим тратам подверженных (277 и 281 т. Х, ч. 1 зак. граж. )
Примечание. Назначение опекунов и попечителей и поверка их действий по имениям стоимостью свыше 500 р. производится горскими словесными судами, где таковые учреждены, или, согласно ст. 10 Высочайшего Именного Указа Правительствующему Сенату от 30 декабря 1869 года о введении судебных установлений 20 ноября 1864 г. в Кубанской и Терпкой областях, – Мировыми Судебными учреждениями.
п. 4) Разрешения семейных разделов.
Примечание. Правила и порядок разрешения семейных разделов в горских обществах, в которых существует общинное пользование мировою полевою землею, при сем приложены.
п. 5) Распределение находящихся в общем пользовании земель и угодий, как между всеми поселениями и хуторами селения, так и между членами сельских и хуторских обществ, а равно наделения общих хозяйственных статей селения: лесной арендной, выгонной и т. п. и распоряжение сими статьями.
Примечания: 1) Сельские (аульные) общества имеют право пользоваться угодьями, находящимися только на поверхности их юртовых наделов, но минеральные богатства и полезные ископаемые в недрах земли, хотя бы и на территории общественных наделов, состоят в ведении казенного управления, по правилам горного устава.
2) Правила об отдаче горским обществам Терской и Кубанской областей земель и угодий в оброчное содержание преподаются Областным Правлением.
п. 6) Совещания и ходатайства об общественных нуждах сельского общества; о благоустройстве, призрении, обучении грамоте и т. п.
п. 7) Принесения жалоб и ходатайств по делам сельского общества письменно и, в необходимых случаях, через особо выбранных лиц.
п. 8) Выдача доверенностей на хождение по делам сельского общества (ст. 29).
п. 9) Назначение сборов на общественные расходы, распоряжений сельскими общественными суммами, рассмотрение составленных сельскими правлениями смет по сим суммам, расходования, счетоводствах хранения их.
п. 10) Раскладка казенных земских податей и повинностей между частными обществами, в состав сельского общества входящими, равно раскладки на все сельское общество общественных повинностей и порядка ведения счетов по означенным податем и повинностям.
Примечание. Лица иногородние, проживающие в пределах сельского юрта и имеющие там собственные дома или другую недвижимость, а также причисленные к сельским обществам в административно-полицейском отношение малолюдные поселки и хутора на землях казенных, войсковых и частных владельцев, состоящие из лиц сельского состояния, отбывают общественные повинности по содержанию сельского управления наравне с прочими жителями этих обществ.
п. 11) Поверки действий и учета должностных лиц сельского общественного управления и назначения им жалования или иного вознаграждения.
п. 12) Отбывания воинской повинности в той степени, в какой она касается сельского общества.
п. 13) Принятия мер к предупреждению и взысканию недоимок.
п. 14) Заведывание сельскими запасными хлебными магазинами, устройства их, ходатайств о выдачи ссуд из этих магазинов, приговоров о распределении разрешенных суд, а также всякого рода вспомоществований.
п. 15) Постановлений о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных дел сельского общества, с определением способов выполнения их, когда по правилам в общих законоположениях изложенным, или в следствие частных распоряжений правительства требуется согласие или разрешение сельского общества.
Сельский сбор может совещаться и постановлять приговоры только по предметам в ст. 18 исчисленным. Если же сбор будет иметь суждение и постановить приговор по предметам его ведению не подлежащим, то приговор считается недействительным, а лица виновные в самовольном созвании сбора и участвовавшие на оном, смотря по важности дела, подвергаются взысканию по распоряжению начальника округа.
Сельский сбор признается состоявшимся, когда на сборе были сельские старшина или заступающий его место помощник и не менее двух третей лиц, имеющих право голоса на сборе. Законными приговоры сбора признаются только тогда, когда они, при соблюдении вышеозначенных условий, составленный в установленном порядке и относятся до предметов ведомства сельского сбора.
Дела на сельском сборе решаются или с общего согласия, или по большинству голосов.
За каждым лицом, имеющим право участвовать и участвующим на сборе, считается один голос.
Согласие не менее двух третей всех жителей, имеющих голос на сборе, требуется для решения ниже следующих дел:
п. 1. По удалению из общества вредных и порочных членов оного, а также о приеме или неприеме в свою среду лиц, опороченных по суду.
п. 2. По распределению находящихся в общем пользовании земель и угодий как между всеми поселениями и хуторами селения, так и между членами сельских и хуторских обществ, а равно по выделению общих хозяйственных статей селения: лесной, арендной, выгонной и т п. И по распоряжению сими статьями.
п. З. По назначению сборов на общественные расходы, распоряжению сельскими общественными суммами, рассмотрению составленных сельскими правлениями смет по сим суммам, расходования счетоводства и хранения их.
п. 4. По принесению жалоб и ходатайств по делам сельского общества письменно и, в необходимых случаях, через особо выбранных лиц.
п. 5. По разрешению семейных разделов.
п. 6. По заведованию сельскими запасными хлебными магазинами, о выдаче ссуд из этих магазинов и о распределении разрешенных ссуд, а также всякого рода вспомоществований.
п. 7. О временном, не более как на три года, лишений права домохозяев избрать выборных и быть избираемыми для участия на сборах.
и. 8. О увольнении из сельского общества членов его и приеме новых.
Примечания: 1) Если по предметам, исчисленным в пунктах 23 и 6 сей статьи, не образуется большинство двух третей голосов, то дело переносится на следующий затем очередной сбор и решается простым большинством голосов. Приговоры по делам, исчисленным в пунктах 1, 4, 5, 7 и 8 сей статьи, не принятые двумя третями голосов, признаются не состоявшими.
2) приговоры об удалении порочных людей представляются сельским старшиною через начальника участка начальнику округа, который, если не усмотрит в общественном приговоре распоряжений, противных существующим постановлениям, представляет таковой со своим заключением на разрешение областному начальству; в противном случае возвращает для пересоставления.
3) Вредные и порочные члены сельского общества, которые общественными приговорами назначены будут к удалению из общества, представляются вместе с приговорами по начальству и, впредь до утверждения приговора, содержатся на военной гауптвахте, или в тюрьме, по распоряжению начальника округа.
4) При обсуждении дел, указанных в пун. 1 сей статьи, не участвуют в сельском общественном сборе родственники лиц. О коих идет суждение, а затем дела эти разрешаются сбором закрытой баллотировкой.
24. Прочие дела решаются на сборе по приговору лиц, имеющих право голоса на сборе, на стороне которых по счету окажется хотя бы одним голосом более половины всех участвующих в сборе. Если же сбор разделится на две половины равные но числу голосов, на той стороне, с которой согласился сельский старшина.
25. Голоса собираются разделением сбора на две стороны и счетом голосов на каждой стороне стоящих, или закрытою баллотировкою.
26. Все дела, бывшие на обсуждении сельского сбора, заносятся в особую книгу приговоров. Сверх того, составляются отдельные по каждому предмету письменные приговоры: 1) по делам, исчисленным в ст. 23; 2) по делам особой важности и тогда, когда приговор должен действовать в течение долгого времени и 3) по делам, по коим того потребует сбор.
При занесении в книгу приговоров по делам, не принадлежащим к числу упомянутых в пунктах 1-3 ст. 26, приводится краткое содержание дела, число лиц, присутствовавших на сборе, сущность решения и число голосов, поданных за это решение. Верность записи свидетельствует сельским старшиною и доверенными сельского правления. Отдельные письменные приговоры по делам, упомянутым в пунктах 1-3 ст. 26, вносятся в книгу дословно.
Для отдельных письменных приговоров (ст. 26) не установляется особой формы, но в них обязательно означается: число лиц, имеющих право голоса на сборе, число лиц, присутствовавших при рассмотрении дела, и число лиц, подавших голос за решение, в приговор изложенное. Приговоры эти подписываются в тот же день и на месте их составления присутствовавшими с правом голоса на сборе. Сверх того, верность и законность каждого письменного приговора должна быть засвидетельствованною подписью лица, имевшего старшинство на сборе, печатью сельского правления и скрепою писаря.
Принесение жалоб и ходатайств по делам сельского общества, через посылку особых выборных, допускается не иначе, как с предварительного согласия Начальника Области и Наказного Атамана, или Командующего войсками Кавказского военного Округа или же Военного Министра, смотря по тому, от кого зависит разрешение жалобы или ходатайства; заявляемые высшему Начальству письменные жалобы и ходатайства, а равно просьбы разрешений посылки выборных, подаются через начальника Округа. Наем сельскими обществами доверенных для хождения по общественным делам за особое вознаграждение и сельских общественных сумм допускается не иначе, как с разрешения Начальника Округа.
Приговоры сборов представляются: 1) по делам об удалении из сельского общества вредных и порочных лиц обоего пола, о приеме или неприеме лиц, опороченных по суду об увольнении из сельского общества членов его и приеме новых, о выдаче ссуд из хлебных запасных магазинов, о распределении общественного поземельного довольствия, о выделении общих хозяйственных статей сельского общества, лесной, арендной и т. п. , о распоряжении сими статьями — на утверждение Областного Правления и
2) по делам о выборе сельских судей и писарей, о временном, на сроки до 3-х лет, лишении домохозяев права избирать выборных и быть избираемыми для участия в сельских сборах, о рассмотрении сельских смет, взимания, хранения и расходования общественных сумм, счетоводства по эти суммам, а также назначение сборов на потребности сельского общества – на разрешение Начальников Округов. Кроме того на утверждение подлежащего Начальства представляются приговоры по всем прочим делам, когда по существующим особым положениям требуется разрешение упомянутого Начальства.
Жалобы на решение сельского сбора приносятся Начальнику Округа в месячный срок, при чем приговоры по п. 2 ст. 18, об удалении порочных лиц, должны быть объявляемы им за подпискою с разъяснением права и срока обжалования таковых.
32. Малолюдным селениям, входящим в состав одного сельского общества, предоставляется, независимо от общего сельского общественного сбора, собираться особо, на частных сборах, для обсуждения собственно предметов, исключительно до их общих интересов касающихся; предметы сии могут быть:
п. 1) Дела, относящиеся до пользования и распределения земель, состоящих в отдельном пользовании тех селений.
п. 2) Внутренняя между ними раскладка Государственных, т. е. казенных и земских податей и повинностей.
п. 3) Предупреждения накопления на них недоимок и самое взыскание их. п. 4) Принесение куда следует жалоб и просьб по делам, относящимся исключительно до тех селений, и назначение для того поверенных, и
п. 5) Предварительное совещание по таким делам, которые должны быть обсуждаемы на общем сельском сборе (ст. 17).
Примечанье. Совещание на частных сборах происходят без всяких формальностей и так как жители найдут но удобным.
Отделение второе. Об обязанностях сельского старшины и других должностных лиц.
Сельский старшина, пользуясь правами волостного, ответствует за сохранение порядка, спокойствия и благополучия в пределах сельского общества.
Ведомству сельского старшины подлежат все без исключения жители как в пределах сельского общества находящиеся, так и проживающие на землях, причисленных к селениям в порядке административно-полицейского управления (ст. 4).
35. Сельский старшина обязан по делам полицейским, в пределах ведомства сельского управления:
п. 1) Объявить по предписаниям начальства законы и распоряжения правительства и наблюдать за перераспределением между жителями подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов;
п. 2) Надзирать за общим благоустройством, охранять благополучие, порядок и безопасность лиц и имуществ от преступных действий, принимать первоначальные меры для восстановления нарушенной тишины, порядка и безопасности, впредь до особого распоряжения подлежащего начальства, а также наблюдать, чтобы не было потрав, лесных и полевых пожаров и лесных порубок;
п. З) Задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров и представлять их по начальству;
п. 4). Доносить начальству о лицах самовольно отлучающихся, а также о случающихся преступлениях и беспорядках;
п. 5). Распоряжаться подачею помощи в чрезвычайных случаях, как например: при пожарах, наводнениях, повальных болезнях, падежах скота и других общественных бедствиях и немедленно доносить начальству о чрезвычайных происшествиях;
п. 6) . Предупреждать и преследовать преступления и проступки, производить предварительные дознания, принимать полицейские меры для открытия и задержания виновных, охранять следы преступления до прибытия следователя, представлять виновных на дальнейшее распоряжение начальства и немедленно доносить сему начальству о всяком задержании лиц, имеющих военные или гражданские чины и вообще привилегированного сословия из местных жителей;
п. 7) Исполнять приговоры судебных учреждений и сельского суда.
36. Сельский старшина по делам общественным, в пределах ведомства сельского управления, обязан:
п. 1). Созывать и распускать сельский сбор и охранять должный на нем порядок;
п. 2). Предлагать на рассмотрение сбора все дела, касающиеся нужд и пользы сельского общества;
п. З). Приводить в исполнение приговоры сбора, постановленные на основании настоящего положения и других подлежащих узаконений и представлять, по принадлежности, на разрешение те общественные приговоры, кои прежде исполнения их подлежат утверждению начальства;
п. 4). Наблюдать за тем, чтобы должностные лица общественного управления исполняли свои обязанности;
п. 5). Наблюдать за сельским общественным имуществом, за целостью установленных меж и межевых признаков и не прикосновенностью вообще сельского земельного довольствия и за сельскими общественными суммами, ответствуя за несоблюдение установленного порядка охранения, отчетности и употребления оных;
п. 6). Наблюдать за исправным содержанием на тех же землях дорог, мостов, гатей, водопроводных канав, перевозов и прочее;
п. 7). Наблюдать за исправным отбыванием жителями всякого рода казенных, земских и общественных повинностей как денежных, так и натуральных;
п. 8) Понуждать подведомственных ему лиц к исполнению условий и договоров, заключенных ими как между собою, так и с посторонними лицами, когда такие условия и договоры не оспариваются участвовавшими в их составлении;
п. 9) Надзирать за порядком в училищах, в больницах, богадельнях и других общественных заведениях . если они учреждены обществом на свой общественный счет;
п. 10) Надзирать за торговыми заведениями, а также за верностью весов и мер;
п. 11) Наблюдать за своевременным и правильным составлением камеральных списков, когда они требуются и подавать оные кому и куда следует;
п. 12) По просьбам жителей выдавать им установленные билеты на отлучки их в районе своего округа в Терской области в месячный срок, а в Кубанской области на общих основаниях, т. е. до одного года. При увольнении жителей вне округа, или на более продолжительный срок – выдавать свидетельства в том, что к увольнению их препятствий нет. Свидетельства эти представляются просителем начальнику округа или участка для получения билета;
п. 13). Надзирать за целостью запасного общественного хлеба, за правильною выдачею и бездоимочным возвратом оного в магазин;
п. 14). Охранять от растраты те имущества неисправных плательщиков, коими обеспечивается взыскание недоимки;
п. 15). Наблюдать за взысканием долгов в сельские суммы, штрафных денег, а равно всякого рода недоимок;
п. 16). Наблюдать за действиями опекунов и попечителей и, в случае недобросовестного ведения ими дел, представлять о том горскому суду или сельскому сбору.
37. Сельский старшина обязан исполнять все законные требования начальства и других установлений властей, по предметам их ведомства, а также лиц, командируемых для производства следствий и исполнения разного рода служебных поручений.
38. В случае не терпящих отлагательства, сельскому старшине предоставляется по делам, зависящим от сельского сбора, за исключением указанных в ст. 23, а также касающихся выборов на общественные должности, принимать самостоятельные меры с тем, чтобы о таковых им немедленно было доносимо начальнику округа и представляемо на решение первого за сим сбора.
39. Лиц, не пользующихся особыми по состоянию правами, ведущих не трезвую буйную жизнь, не исполняющих законных требований и виновных в производстве беспорядков и других маловажных проступках, сельский старшина может подвергнуть денежному в пользу общественных сумм взысканию не свыше трех рублей или аресту не свыше трех дней, или же назначать их на общественные работы и сельские повинности на срок до трех дней. О лицах, неоднократно подвергавшихся этим наказаниям, сельский старшина доносит начальнику участка. Каждый случай наложения взыскания должен быть занесен старшиною в особую книгу взысканий.
Примечание 1. О лицах из привилегированных сословий равно и о всех имеющих офицерские чины, но не состоящих на государственной службе, сельский старшина доводит до сведения подлежащего начальства, от которого зависит наложение взыскания.
Примечание 2. Маловажные полицейские проступки суть следующие:
а) проступки против благочиния в церквах и мечетях: появление в них во время богослужения в неприличном виде и произведение крика, хохота или иного шума, и вообще причинение словом или действием соблазна, б)проступка против правительственного общественного порядка, всякое ослушание против начальства . шум и брань на улице, драка в каком-бы то месте ни было, самовольная отлучка без надлежащего вида далее 30 верст от места жительства отлучившего как внутри округа, так и за пределами оного, непочтение, грубость и дерзость младших противу старших, а тем более противу лиц, облеченных правительственною и общественною властью, грубость и неповиновение работников своим хозяевам, непослушание родителями оскорбление их;
в) проступки, заключающие в себе соблазн и дурное поведение: пьянство, расточительность и вообще проступки, противные благопристойности и чистоте нравов. В случае, когда виновные во всех сих проступках заслуживают наказания наибольшего против предоставленного власти сельского старшины, сей последний отсылает их для суждения в сельский суд (ст. 40).
40 Сельский старшина обязан при исполнении дел особой важности, именно при производстве личных взысканий, как полицейских, так налагаемых сельским судом или сбором, при всяком обыске в доме или строении, при всяком задержании или взятии под арест, при приеме от казначея и расходовании общественных денег, непременно приглашать двух свидетелей, преимущественно из стариков сельского общества. Тоже правило, по возможности, наблюдается и при предварительном дознании по проступкам и преступлениям.
Примечание. В случае малолюдства сельского общества или когда в ауле остается налицо мало жителей, старшине дозволяется требовать на этот предмет свидетелей из ближайших сельских обществ.
Помощники старшины исполняют все приказания старшины и сверх того, не ожидая приказаний, обязаны содействовать ему в исполнении всех его обязанностей. Помощники старшины малолюдных селений, в составе сельского общества входящих, имеют жительство в этих селениях, состоя в непосредственном ведении сельского старшины, исполняют все им приказанное относительно вверенных их надзору селений.
на сельского казначея возлагается:
п1. Взимание лежащих на жителях податей и всяких установленных денежных сборов, а также недоимок по этим сборам,
п. 2. Введение счетов полученным деньгам.
п. З. Наблюдение за бездоимочным взносом, от каждого дыма, следующих с него платежей,
п. 4. Хранение поступивших с жителей податей и сборов, впредь до представления их кому следует, в том месте и тем порядком, которые будут определены сельским сбором,
п. 5. Представление в ближайшую кассу Министерства Финансов (казначейства) казенных податей и сборов и Начальнику Округа требующиеся на содержание земской почты и другие и получение установленных в сдаче денег квитанций, которые предъявлять начальнику участка,
п. 6. Представление сельскому сбору отчета в поступивших от жителей суммах,
п. 7. Представление сельскому сбору о неплательщиках для принятия мер ко взысканию с них недоимок и
п. 8. Снабжение всех домохозяев надлежащими квитанциями.
Обязанности остальных должностных лиц, как то: смотрителей хлебных магазинов, училищ, больниц и канав, лесных и полевых сторожей, сельских писарей, рассыльных и т. п. определяются самим названием должностей.
Отделение третье. О сельском правлении.
Сельское (аульное) Правление образуется из сельского старшины, сельского казначея и доверенных.
На сельское Правление возлагается обсуждение и решение дел, исчисленных в ст. 47, а равно делопроизводство по всем предметам ведения сельского управления.
Доверенные сельского Правления избираются сельским сбором в числе не менее двух и не свыше четырех и присутствуют в сельском правлении лишь при решении дел, исчисленных в ст. 47.
47. Ведению сельского правления подлежат:
1) ежемесячная поверка сельских сумм, долговых ведомостей и сельских хлебных запасных магазинов,
2) поверка не менее одного раза в год сельских весов, построек и прочего сельского имущества;
3) ежегодное составление сметы сельским общественным доходам и расходам на наступающий год;
4) составление возрастных списков в тех селениях, в коих воинская повинность отбывается натурою и
5) производство публичных торгов (ст. 102 и 103).
Примечание. Решения и отчеты по указанным в сей статье делам представляются сельскому сбору.
48. Дела, указанные в предыдущей статье, решаются в сельском правлении большинством голосов. В случае равенства голосов сельского старшины дает перевес.
49. Жалобы на сельское правление по делам, указанным в ст. 47, приносятся сельскому сбору.
50. Текущее делопроизводство в сельском правлении происходит во все присутственные дни, кроме магометанских праздников, а в экстренных случаях в дни магометанских праздников и общих праздничных дней, когда все присутственные места свободны от занятий. Для обсуждения и решения дел, указанных в ст. 47, сельское Правление собирается, по возможности и удобству, в те же праздничные дни, а в случае надобности, по усмотрению сельского старшины, и в остальные дни.
51. Сельское правление имеет печать с надписью: «печать правления такого-то сельского общества такой-то области».
52. Письмоводство по сельскому правлению возлагается, под ближайшим надзором начальника участка и сельского старшины, на сельского писаря, который обязан верно ив порядка вести порученные ему списки и книги и с надлежащею точностью налагать в бумагах, сведениях и других документах, выдаваемых от сельского суда, сельского сбора и правления, то, что было положено и решено.
53. В сельском правлении ведутся следующие книги, списки и ведомости:
п. 1. Метрическая книга, для составления которой помощники старшины малолюдных селений, а в селении, в коем расположено сельское правление, сами обыватели, обязаны доставлять в оное сведения обо всех рождающихся детях.
п. 2. Книга приговоров сельского сбора с именным при ней списком лиц имеющих право участия на сборе.
п. 3. Книга сельского суда для записки жалоб и просьб, поступающих в этот суд, в которую вносятся решения и приговоры как сельского, так и третейского судов.
п. 4. Книга сделок и договоров.
п. 5. Книга о приходе и расходе сельских общественных сумм.
п. 6. Книга о приходе и расходе переходящих сумм, не подлежащих обращению в сельские общественные суммы.
п. 7. Книга разных взысканий, налагаемых на жителей сельского общества.
п. 8. Книга для записей приказаний, объявленных сельским старшиною подчиненным ему должностным лицам, если такой записи в книгу потребует сам сельский старшина или лицо, получившее от него приказание.
п. 9. Книга нарядов рассыльных, караульщиков, пожарных и т. п.
п. 10. Книга явочная, для записи объявлений о пропаже или воровстве скота и вещей, о найденных или приблудившихся животных и т. п. заявок.
п. 11. Книга на выдачу удостоверений на продажу и покупку скота.
п. 12. Список лиц сельского общества, имеющих право на пай из поземельного довольствия селения.
п. 13. Посемейные списки всех жителей, принадлежащих к сельскому обществу, и особый список лиц посторонних, проживающих как в районе сельского общества, так и в поселениях, причисленных для административно-полицейского управления, и
п. 14. Ведомость поземельных угодий, отдаваемых по приговорам сельского сбора в оброчное содержание, и другого сельского имущества.
54. В книгу сделок и договоров вносятся, по желанию договаривающих сторон, всякого рода сделки и обязательства на сумму не свыше 300 р. , заключенные как между жителями одного общества, так равно с посторонними лицами, когда такие сделки и обязательства объявлены в присутствии не менее двух свидетелей и подписаны обеими договаривающими сторонами и свидетелями, или, по просьбе их, за неимением грамот, кем либо другим. Записи, внесенные в эту книгу, а равно выдаваемые копии, имеют, в случае спора, силу судебного доказательства, если признаются не подложными.
Примечание. Совершенные в сельском правлении сделки о переходе к горцам недвижимых имуществ не могут иметь значения крепостных актов, и выдачи сторонам копий с сих сделок и договоров, не подлежаще записанных в книгу сельского правления, не допускается.
55. Обывателям сельских (аульных) обществ предоставляется, в случае желания, свидетельствовать свои духовные завещания о недвижимом и движимом имуществе, ценою не свыше трехсот рублей, с соблюдением следующего порядка:
1) духовное завещание должно быть словесно объявлено самим завещателем в сельском правлении, а при невозможности для него этого и у себя дома в присутствии сельского старшины или лица, заступающего его место, и не менее двух свидетелей, либо духовного лица для христиан;
2) по таковом объявлении, завещание записывается в книгу сделок и договоров; под сею записью сперва подписываются завещатель и свидетели в случаях же неумения их грамоте – другие, по их просьбам, липа, а потом и сельский старшина;
3) затем завещателю выдается точная выпись того, что записано в книгу, за подписью сельского старшины и писаря, за печатью сельского правления. Выпись эта имеет, в случае спора, силу судебного доказательства воли завещателя, если признается не подложною.
56. Сельским сборам предоставляется, за внесение поименованных в ст. 54 и 55 актов в книгу сделок и договоров, устанавливать в пользу общественных сельских сумм плату, в размере не свыше десяти коп. с каждого договора, а если в одном и том же договоре участвуют более двух лиц, то не свыше пяти коп. с каждого участника без различия сословий, к коим принадлежат лица, заключающие договор или сделку; а за выдачу копий, занесенных в книгу сделок и договоров, взимается плата по 20 коп. с листа на покрытие расходов по письмоводству.
Отделение четвертое. О сельском (аульном) суде.
I. Учреждение сельского суда.
57 Сельский суд составляют сельские судьи.
58. Сельский суд учреждается в каждом сельском обществе.
59. Сельским сбором каждого общества избираются семь судей.
60. В сельские судьи избираются лица не моложе 35 лет, пользующиеся в среде общества полным доверием и уважением, отличающиеся безукоризненным поведением и домовитостью, причем преимущество отдается грамотным и знающим русский язык.
Примечание. Лица, состоящие на действительной службе, избрание в судьи не подлежат.
61. Присутствие сельского суда составляется из трех судей (в том числе и председатель) по установленной между ними очереди; судья, не вошедший в очередь, считается запасным. В случае отсутствия или болезни одного из очередных судей, он заменяется запасным судьей.
62. Очередь между судьями устанавливается ими самими особым протоколом.
63 Судьи, вошедшие в состав присутствия, избирают из своей среды председателя. Примечание. В исключительных случаях, начальником округов предоставляется возлагать председательствование по их усмотрению на одного из судей, а в крайнем случае на сельского старшину или другое лицо, которое на сей случай приводится к присяге. О таких случаях начальник округа доносит Начальнику области и Наказному Атаману.
Надзор за порядком в заседании и управлении им лежит на председателе; в случае нарушения кем либо порядка и благочиния в суде, председатель может подвергнуть виновного штрафу в общественную сумму от 25к. до 1р. , а в крайнем случае и удалить из присутствия. В случае же неповиновения законным распоряжениям председателя, он обращается к содействию сельской полиции.
Сельский суд собирается не менее одного раза в неделю, в праздничные или свободные от работы дни, смотря по удобству населения.
Примечание. Заседание суда происходит по возможности в особо отведенной для того при сельском правлении комнате, в которой должны находиться портрет ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, стол и стулья для судей и писаря.
Судьи не вправе принимать участие в разрешении дел, касающихся их самих, их родственников, опекаемых и находящихся у них на воспитании. В случае болезни или иных уважительных причин, не дозволяющих судьям явиться в присутствие суда, они должны, по возможности заблаговременно, известить о том сельского старшину.
Судьям присваивается особый знак, с обозначением на нем слов: «Сельский судья»; надевается он во время заседаний, а также и в других официальных случаях.
II. Предметы ведомства и пределы власти сельского суда.
68. Сельский суд ведает, на основании следующих статей, как споры и тяжбы, так и дела по маловажным проступкам жителей как своего общества, так и временно или оседло проживающих на землях, причисленных к сельскому обществу.
Примечание. Ведению сельского суда не подлежат: а) лица не туземного населения, б) принадлежащие к привилегированным сословиям и в)пользующиеся особыми правами.
69. Сельский суд принимает к своему разбирательству все споры и тяжбы между жителями своего общества ценою до ста рублей включительно, как о движимом и недвижимом имуществе, находящемся в пределах сельского надела, так и по займам, покупкам, продажам и всякого рода обязательствам и сделкам, а равно и дела по вознаграждению за убытки и ущербы, причиненные имуществу или лицу.
Примечание. Иски предъявляются по месту жительства ответчика или нахождения его имущества.
Споры и тяжбы, в коих кроме подведомственных сельскому суду лиц, участвуют и посторонние, тоже могут, по желанию тяжущихся, разрешаться сельским судом; при чем, в таких случаях от них должна быть отобрана подписка в том, что они добровольно соглашаются подчиниться решению сельского суда.
Маловажные проступки, подлежащие разбирательству сельского суда, следующие: а) проступки против личной безопасности: порча разными вредными веществами воды в речках, канавах и колодцах, продажа испорченных съестных припасов, неподача просимой помощи при наводнении, пожаре и т. п. происшествиях; обида на словах и обида действием, без причинения вредных для здоровья обиженного последствий; изувечение скота, пьянство и нарушение общественного приличия тишины и спокойствия; в) проступки против права на имущество: умышленная запашка или потрава чужого поля, порча забора, изгороди и т. п. укреплений, необъявление о приблудном скоте, необъявление об имуществе заведомо краденном, необъявление о находке чужих вещей, платья, денег, злоумышленная растрата работником или приказчиком хозяйственного имущества, воровство без взлома и оружия, мошенничество, когда цена краденного, присвоенного обманом, найденного не превышает 10 р. и вообще, когда причиненный уголовным деянием предусмотренным в сей статье, убыток не превышает 10-ти р. и когда это сделано не более как во второй раз.
Сельский суд разбирает дела и приговаривает к взысканию жителей принадлежащих к сельскому обществу, за маловажные проступки, когда оные совершены пределах самого сельского общества, против лиц, принадлежащих к тому же состоянию и без участия лиц других состояний, а также когда означенные проступки не находятся в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению горского словесного суда или других судебных учреждений. Если в совершении проступка участвуют жители. Принадлежащие к другому сельскому обществу, то виновных приговаривает к наказанию суд того сельского общества, в пределах которого проступок совершен.
Примечание. Лиц других состояний не туземных обществ, против коих совершены жителями селения проступки, могут, буде пожелают, отыскивать следующего им удовлетворения в местном сельском суде или в общих учреждениях.
73. Сельский суд властен приговаривать виновных в маловажных проступках к одному из следующих наказаний: к денежному взысканию не свыше шести руб. , к общественным работам или аресту не свыше восьми дней. Лиц, неоднократно подвергавшихся к этим наказаниям, сельский суд может приговаривать к денежному взысканию не свыше десяти руб. , или же аресту, либо к общественным работам не свыше двенадцати дней, а также и до 25 ударов розог (за исключением женщин (Независимо наказания, сельский суд приговаривает обвиненного к возвращению похищенного имущества или к возмещению причиненного им вреда и убытков, ежели потерпевший того требует.
О проступках, не подлежащих ведению сельского суда, последний, чрез сельского старшину, представляет подлежащему начальству для дальнейшего направления дела в установленном порядке.
Налагаемые сельским судом за проступки денежные взыскания обращаются в общественную сумму того селения, в котором разбиралось дело, не исключая и тех случаев, когда обвиняемый другого селения.
III. Порядок производства и решения дел.
76. Сельский суд собирается по возможности и удобству, в праздничные и свободные от работы дни и входит в разбор гражданских споров и тяжб не иначе, как по просьбе истца и разбор же проступков входит: по жалобе потерпевшего или его родителей, опекуна или попечителя, ежели обиженный еще не достиг совершеннолетия; по требованию старшины или его помощника; по извещению того, кто был свидетелем, ежели обиженный сам не может принести жалобы.
Просьбы и жалобы подаются письменные, или заявляются словесно самому суду в дни заседания, а в остальное время сельскому старшине, для передачи в суд, и вкратце вносятся в книгу решений и приговоров, с указанием всех лиц, подлежащих вызову в заседание.
В сельском суде дела рассматриваются в порядке внесения их в книгу решений и приговоров, за исключением дел экстренных, которые рассматриваются и вне очереди (ст. 53 пун. 3). Заканчивая заседание, суд назначает дела, подлежащие рассмотрению в будущем заседании, и передает на распоряжение сельского старшины список подлежащих вызову сторон и свидетелей. Список этот возвращается суду и служит основанием для определения законности неявки того или другого лица.
Жалобы на непринятие сельским судом просьбы или жалобы к своему рассмотрению, а также на медленность в назначении дела к разбирательству подаются начальнику участка.
В назначенный для разбирательства день стороны, ежели они принадлежат к числу лиц, подведомственных сельскому суду, обязаны явиться в суд лично; за малолетних и несовершеннолетних допускаются родители, ближайшие родственники, опекуны, попечители и старшие в семье. Лица, неподведомственные сельскому суду, как потерпевшие от преступных действий, так равно и истцы могут заменять себя своими управляющими, приказчиками и другими лицами, заведующими из хозяйством.
В случае неявки одной из сторон соблюдаются следующие правила:
1) при неявке ответчика или обвиняемого суд по рассмотрении дела постановляет заочное решение или приговор;
2) в случае неявки истца или неявки обвинителя по делу, кото рое может быть окончено примирением (примеч. к 81 ст. ), суд постановляет о прекращении производства,
и 3) при неявке обвинителя по делу, которое не может быть окончено примирением, дело рассматривается в отсутствии обвинителя.
Примечание. Дело о порче разными вредными веществами воды в речках, канавах и колодцах; о продаже испорченных съестных припасов; о неподаче просимой помощи при наводнениях, пожарах и т. п. происшествиях; о пьянстве и нарушении общественного приличия, тишины и спокойствия; о необъявлении о приблудном скоте; о необъявлении об имуществе заведомо краденом; о необъявлении находки чужих вещей, платья или денег, воровстве и мошенничестве, примирению или прекращению не подлежит.
Копии заочных решений и приговоров сообщаются неявившейся стороне, которая может в двухнедельный срок со дня сообщения копии решения или приговора суда, представить суду удостоверение о причине неявки и просить о новом разборе дела. Ежели неявка судом будет признана уважительной, дело разбирается вновь, ежели неуважительной, суд отказывает в новом рассмотрении дела. В случае неявки обвиняемого к вторичному разбирательству, без представления уважительных доказательств, суд, оставляя прежнее решение в силе, может налагать за то штраф не свыше 2 руб.
Стороны до рассмотрения дела могут предъявлять отвод против кого-либо из судей с объявлением причин отвода. Уважительность причин отвода определяется судом. В суждении суда по этому предмету не принимает участие судья, против которого предъявлен отвод, а вместо него призывается запасной судья.
84. Дела в сельском суде производятся словесно, причем дозволяется находиться посторонним лицам; но как они, так и сельский старшина, его помощники и писари, в случае присутствия их при разбирательстве дела, не должны вмешиваться в производство суда, а ежели судьи нашли бы необходимым для окончательного решения дела обсудить его без посторонних лиц и для совещания суда не имеется особого помещения, то, по требованию председателя, все без исключения посторонние лица обязаны удалиться из присутствия.
85. В делах о проступках, если суд найдет недостаточным показания лиц, причастных к делу, то для привидения в ясность может сам производить дознания в присутствии двух или более посторонних лиц из местных домохозяев.
В делах тяжебных осмотры местности при свидетелях и вообще проверку доказательств суд производит не иначе, как по просьбе тяжущихся, причем исполнение таких осмотра и проверки может поручить и одному из своих членов.
86 Свидетели из числа лиц, подведомственных сельскому суду, обязаны являться суд лично. Лица, проживающие вне пределов сельского общества и в расстоянии более 15 верст от места нахождения суда, а равно имеющие, по признанию сельского суда, другие уважительные причины к неявке, допрашиваются: в городах местною полицией, а в селениях или станицах местным старшиною или станичным атаманом; после чего письменные их показания препровождаются в подлежащий сельский суд. Свидетели из числа лиц, неподсудных сельскому суду, не обязаны личной явкой в суд. Если показания их необходимы для решения дела, то суд входит через сельского старшину к подлежащему начальству с представлением об истребовании от означенных лиц письменных показаний.
87. По делам спорным и тяжебным, пользу свидетелей, вызванных и прибывших в суд из другого селения, станицы или города, суд, по просьбе свидетеля, может взыскать с неправой стороны от 10 коп. до 1 руб. за каждый день, употребленный свидетелем на дорогу и пребывание суд.
88. С свидетеля подведомственного сельскому суду и живущего не далее 15 верст от суда, неявившегося суд без уважительных на то причин, взыскивается штраф в размере от 50 коп. до 3 руб. Взыскание это слагается, ежели свидетель в двухнедельный срок со дня объявления ему о наложении штрафа, представить суду удостоверение о причине своей неявки и последняя будет признана судом уважительною.
89. Штрафы, налагаемые судом и председателем, а также деньги, взыскиваемые в пользу свидетелей, записываются в книгу решений и приговоров; взыскиваются при обращении приговора к исполнению сельским старшиной и поступают: первые – в доход общественных сумм и вторые – в пользу свидетелей по принадлежности.
90. При рассмотрении спорных и тяжебных дел, а равно дел по личным обидам и оскорблениям, судьи, по выслушании сторон, стараются склонить их к примирению. Если стороны примирились, то должны в то же время объявить, что одна уступает или чем вознаграждает другую и каким образом должно последовать удовлетворение. Постановление о примирении подписывается сторонами и судьями. Ежели примирения между сторонами не последовало, то суд решает дело либо на основании заявленных ему сделок и обязательств, если таковые были заключены между сторонами, либо на основании местных обычаев.
91. Дела в сельском суде решаются по большинству голосов.
92. Решения и приговоры сельского суда составляются письменно и, по записи их в книгу решений и приговоров и подписи участвовавшими судьями, объявляются председателем тяжущимся в присутствии суда, причем об этом объявлении заносится в книгу решений и приговоров. Тяжущимся, по просьбе их, выдаются копии с решений и приговоров.
93. За выдаваемые копии с решений и приговоров сельского суда взимается в доход сельских сумм по 20 коп. с листа.
IV. Об обжаловании решений и приговоров сельского суда
94. Споры и тяжбы до 30 руб. решаются окончательно сельским судом. Приговор, которым обвиняемому определено наказание не свыше половинного размера наказаний, определяемых 94 ст. , считается окончательным.
Примечание. Цена иска определяется по сумме, показанной в исковой просьбе.
95. Жалобы на решения и приговоры сельского суда подаются через сельского старшину в двухнедельный со дня объявления срок подлежащему городскому суду, который по делам, предоставленным окончательному решению сельского суда, обращает внимание только не превысил ли суд свою власть и соблюдены ли все установленные формы и обряды, не касаясь существа дела; и остальным же решения и приговоры разбирает по существу. Если жалобы не будет подано в течении означенного срока, то решение или приговор суда считается вошедшим в законную силу.
96. Не обжалованные в срок решения сельских судов по делам исковым и тяжебным лиц, состоящих в опеке, представляются старшиною на утверждение начальника округа, и ежели он признает решение суда неправильным, то передает его на новое рассмотрение подлежащего городского словесного суда.
V. Об исполнении решений и приговоров сельского суда
97. Решения и приговоры сельских судов, вошедшие в законную силу, тотчас же приводятся в исполнение сельским старшиной или его помощником с отметкою о том в книге решений и приговоров и без особого на то вознаграждения.
Примечания. 1) В случае присуждения обвиняемого к аресту, сельскому суду предоставляется, с разрешения начальника округа, отсрочить исполнение приговора, если на то будет уважительная причина, на время не свыше шести месяцев. 2) Каждый приговор о наказании розгами приводится в исполнение только по утверждении его начальником округа, которому предоставляется право заменить его другим наказанием, в сем положении определенном.
98. Ежели ответчик не будет в состоянии удовлетворить истца присужденным с него денежным взысканием, то сельским старшиной дается отсрочка, смотря по важности взыскания и способности ответчика к уплате на время от одной недели до одного месяца, отсрочка свыше этого времени допускается только с согласия истца.
99. Если ответчик не заплатит присужденного с него взыскания в назначенный срок, то взыскание это пополняется, прежде всего, из дохода, получаемого с недвижимого имущества.
100. Из движимого имущества ответчика освобождается от продажи св. иконы или другие священные вещи, утварь, священные книги, ежедневно носимое платье, необходимое по времени года, белье и посуда в той мере, в какой они необходимы должнику и семейству его для ежедневного употребления, постели их и кровати, находящиеся в доме, жизненные припасы и дрова, в количестве, необходимом для содержания семьи и дома в течении одного месяца.
101. При аресте движимого имущества, производится ему опись и оценка по взаимному соглашению истца и ответчика; если же соглашения не последовало, то оценка производится сельским старшиной, при участии стариков и свидетелей.
102. Продажа движимого имущества производится публично сельским правлением в срок от одной недели до одного месяца со времени описи и оценки его. О продаже этой сельским правлением вывешивается заблаговременно объявление, а по усмотрению сельского старшины могут быть приняты и другие меры для оповещения о ней жителей. Если желающих купить имущество не явится или цена будет менее той, которая определена по оценке, то истцу предоставляется оставить имущество за собой.
103. Если указанными способами взыскание не будет покрыто, то оно обращается на недвижимое крепостное имущество ответчика. Из состава сего последнего не подлежат продаже дом, в котором живет ответчик, дворовое место сего дома, а также надворные строения, которые не могут быть снесены без явного расстройства хозяйства. Опись, оценка и продажа не крепостного недвижимого имущества производится там же порядком, как и движимого.
Примечания. 1) Какие именно из надворных строений могут быть обращаемы в продажу на удовлетворение взысканий, определяется приговором сельского сбора. 2) При обращении взыскания на недвижимое крепостное имущество, взыскатель должен обратиться в подлежащее судебное установление, представить оному копию с решения сельского суда для исполнения сего решения на основании общих правил устава гражданского судопроизводства и законов о судопроизводстве и взысканиях гражданских по принадлежности.
VI. О третейском суде
104. По делам спорным и тяжебным на всякую сумму, если с оными не соединено преступления или проступка и не сопряжены пользы лиц, состоящих в опеке, обыватели как одного, так и разных сел и поселений могут вместо разбирательства в сельском суде обращаться к третейскому по совести суду одного или нескольких посредников, выбираемых обеими сторонами по взаимному их соглашению, причем обе стороны должны дать подписку в том, что они согласны подчиниться решению третейского суда.
105. Решение третейского суда объявляется тяжущимся сторонам и вносится в имеющуюся при сельском правлении книгу решений. Такое решение считается вошедшим в законную силу со времени внесения в книгу и приводится в исполнение тем же порядком, как и решения сельского суда. Жалобы на решения третейского суда не принимаются.
VII. Об отмене решений и приговоров сельского суда
106. Окончательные решения и приговоры сельских судов могут быть отменены горским словесным судом, вследствие просьб, поданных лицами, до коих решение или приговор касается, в тех случаях, когда сельский суд: 1) постановит решение или приговор по делу, которое ему неподведомственно; 2) постановит по подведомственному ему делу решение или приговор без вызова к разбирательству участвующих в деле лиц; 3) приговорит виновного к взысканию в мере, превышающей указанную в ст. 69 и 71. В тех же случаях, когда по делам о проступках сельский суд явно превысит власть, предоставленную ему законом, или по делам спорным и тяжебным лиц, состоящих в опеке, решение суда будет признано начальником округа неправильным, решения и приговоры сельского суда могут быть отменены и без просьбы заинтересованных лиц, по представлению начальника округа.
107. Просьбы об отмене решений и приговоров адресуются на имя подлежащего горского словесного суда и подаются, с приложением копий решений и приговоров сельского суда, не позднее двухнедельного срока со дня решения или приговора через подлежащего сельского старшину; причем горский словесный суд дела о проступках, не подведомственных сельскому суд, передает в подлежащие судебные установления, а по делам спорным и тяжебным, выходящим из пределов власти сельского суда, предоставляет истцам обратиться с иском в подлежащий суд: по делам же, сельскому суду подведомственным, горский суд либо постановляет новое решение или приговор, либо передает в сельский суд для нового рассмотрения и решения.
Глава третья. О порядке назначения и удаления сельских должностных лиц, их преимущество и ответственность.
Отделение первое. О порядке назначения и удаления должностных лиц.
108. Из должностей сельского общественного управления, одни замещаются по назначению начальства, а другие по усмотрению общества могут быть замещаемы им по выбору или найму.
109. По назначению начальства замещаются должности сельского старшины и их помощников.
110. По выбору общества замещаются должности:
1) Сельских суде
2) Сельского казначея
3) Доверенных сельского правления
4) Попечителя сельского училища.
При этом сельские судьи и казначей избираются преимущественно из домохозяев.
Примечание. Правила о порядке выборов в должности по сельскому общественному управлению при сем приложены.
111. Прочие должностные лица, как то смотрители хлебных запасных магазинов, больниц, канав, лесные и полевые сторожа, сельские писари, рассыльные и т. п. назначаются по усмотрению общества, либо по выбору, либо по найму. В последнем случае могут быть назначены и посторонние лица хорошего поведения.
112. В должности, замещаемые по выбору, не могут быть избираемы: п. 1. Лица моложе 25 лет, за исключением судей (ст. 60);
п. 2. Лица, судившиеся за кражу, мошенничество, присвоение или растрату чужого имущества и судебными приговорами неоправленные, а равно подвергшиеся по суду заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, или же состоящий под судом и следствием, а также устраненные от участия на выборах, п. З. Содержатели и сидельцы трактиров и всякого рода питейных заведений.
113. Должностные лица, назначаемые по выбору, избираются на три года; для лиц же, служащих по найму, сроки не устанавливаются. Кто отслужил установленный срок, тот может быть избираем снова в ту же или другую должность, но не иначе, как с его на то согласия.
114. В должности казначеи избираются по два лица с тем, то одно из них назначается для отправления должности, а другое для временного заступления места первого в случае его отсутствия, смерти, тяжкой болезни, устранения от должности и т. п.
115. В должность сельского писаря не могут быть назначаемы лица, исключенные из службы, либо опороченные по суду, либо состоящий под судом и следствием и вообще неодобрительного поведения.
Примечание. Назначение на должность и увольнение сельских писарей производится с разрешения начальника округа, по представлениям сельского старшины через начальника участка (ст. 30 п. 2).
116 Избранный сельским обществом в какую-либо должность не может отказываться от оной, за исключением только следующих случаев:
1) Если ему более 60 лет;
2) Если он уже прослужил по выбору полный срок, и со времени оставления им выборной службы прошло менее трех лет;
3) Если одержим сильными телесными недугами.
Сверх того сбор может увольнять избранного и по другим причинам, кои признает уважительными.
Примечание. Жалобы неправильно избранных в должности, имеющих на основании этой статьи право отказаться от принятия общественной службы, подаются начальнику округа.
117. Сельский старшина утверждается в должности, по представлению начальника округа, начальником области и наказным атаманом. Помощники же сельских старшин и избираемые сельским сбором сельские судьи утверждаются самим начальником округа (ст. 30 п. 2), а остальные должностные лица сельского управления сельским сбором.
118. Вновь назначенные сельский старшина, помощники сельских старшин и избранные сельские суда, по утверждению их в должностях, приводятся к присяге на верность службы и вступают в отправление своих обязанностей по распоряжению начальника округа, а остальные по их избрании.
119. Если на незаконность в производстве выборов, или на незаконность избрания лиц в одну из вышесказанных должностей последует жалоба начальнику округа не далее как в течении двух недель после выборов и не менее как от одной пятой части всего числа домохозяев, участвующих на сельском сборе, то начальник округа входит в рассмотрение законности произведенного выбора и по удостоверении в справедливости жалобы, распоряжается о производстве новых выборов.
120. С должностями сельского старшины и судей не допускается соединение других должностей. Должность сельского судьи в малолюдных обществах дозволяется с разрешения начальника округа соединять и с другими должностями, за исключением, однако, должностей сельского старшины и помощника его.
121. На время отсутствия или болезни сельского старшины в отправление его обязанностей вступает один из помощников его.
122. Должностные лица сельского управления, в случае неисправного отправления ими должности или замеченного злоупотребления, удаляются от должности тою же властью, которую утверждаются в оной.
Отделение второе. О правах и льготах должностных лиц
123 Назначение жалованья или иного вознаграждения из сельских общественных сумм предоставляется усмотрению сельских сборов по отношению ко всем должностям, за исключением сельских старшин и их помощникам, причем содержание старшин назначается не менее как на следующих размерах:
В обществах до 150 домов по 1 руб. с дома
300 200 руб.
400 300
700 400
1000 500
-свыше 1000 600
Помощникам же старшин содержание назначается в обществах до 150 домов по 50 коп. с дома, а в остальных по 120 руб. в год.
Примечание. В случае необходимости начальнику области и наказному атаману предоставляется самому определять размер жалованья сельским писарям на счет подлежащих обществ.
124. Старшины, их помощники и все назначаемые по выбору должностные лица на время их службы освобождаются со всеми членами их семейств, записанных в посемейные списки этих лиц, от всяких натуральных повинностей.
125. Лица, занимающие общественные должности в сельских обществах, за отличное исполнение служебных обязанностей и в случае важных заслуг, могут быть представляемы к наградам по правилам, установленным и впредь устанавливаемым Военным Министерством: 1) должностные лица, не имеющие гражданских или военных офицерских чинов к похвальным листам, медалям, к званиям урядника и юнкера милиции; 2) должностные лица, имеющие гражданские и военные офицерские чины – к орденам и чинам; 3) сельские старшины, не имеющие таковых чинов, пробывшие в должности беспрерывно 12 лет – к производству в чин прапорщика милиции.
126. Сельские старшины, их помощники и сельские судьи при отправлении ими служебных обязанностей носят выданные им начальством знаки их должностей, по особо установленным образцам из светлой бронзы.
Примечания. 1) Знаки сии носятся на особых бронзовых цепях: сельскими старшинами на шее, а прочими должностными лицами на груди. 2) Знаки, присвоенные должностям сельского управления, заготовляются на средства самих сельских обществ.
Отделение третье. Об ответственности должностных лиц
127. За маловажные проступки по должности сельские старшины, помощники их, сельские судьи и прочие должностные лица подвергаются: 1) начальником округа: замечаниям, выговорам, денежным, в пользу сельских общественных сумм, взысканиям до семи рублей или аресту до семи дней; 2) начальником участка: тем же взысканиям, но денежным не свыше пяти рублей, а аресту до пяти дней; 3) сельскими старшинами – должностные лица общественного управления, за исключением сельских судей, установленным 39 ст. сего положения, кроме назначения на общественные работы, а о наложении на сих лиц более строгих взысканий, а равно на сельских судей и помощников сельских старшин, делают представления начальнику участка.
128. За более важные проступки, а равно за преступления по должности, должностные лица сельского управления предаются суду, сельские старшины и заступающие их место – начальником области и наказным атаманом, а прочие должностные лица начальником округа и судятся в общих судебных учреждениях.
129. Жалобы от сельских обществ, а равно и жалобы от частных лиц на неправильные, по отправлению служебных обязанностей, действия сельских должностных лиц, подаются участковому начальнику, который в маловажных случаях решает их или представляет, в случаях более важных, начальнику округа, который в свою очередь или разрешает в пределах предоставленной ему власти, или представляет начальнику области или наказному атаману.
130. Жалобы на действия сельских должностных лиц от лиц, принадлежащих к обывателям других поселений, подаются сельскому старшине или начальнику участка, или начальнику округа, либо в общие судебные места по принадлежности.
Глава четвертая. О надзоре за сельским управлением
131. Ближайшее заведывание сельским общественным управлением и местный надзор за ходом сего управления возлагается на начальников участков и округов, а высший надзор на областное правление и начальника области и наказного атамана.
132. Начальник участка и начальник округа ревизуют все части сельского управления, первый – не менее двух раз в год, а второй – не менее одного раза в год. Об обнаруженных беспорядках в сельском правлении начальник участка представляет начальнику округа, а последний о результатах ревизии, если признает нужным, объявляет по округу для руководства сельским управлением на будущее время и доносит начальнику области и наказному атаману.
133. В случае неисправного отправления сельскими должностными лицами лежащих на них обязанностей или замеченных за ними злоупотреблений, начальник округа может удалять таких лиц от должности, за исключением сельского старшины. По причинам особо уважительным, начальник округа может временно, впредь до получения разрешения, устранить от должности сельского старшину, но о таком распоряжении обязан немедленно представить на разрешение начальника области или наказного атамана.
Примечание. В случае особенно беспорядочного ведения общественных дел и хозяйства со стороны сельского сбора, составляющие его выборные, с разрешения начальника области и наказного атамана могут быть лишены своего звания и заменяются другими выборными (согласно ст. 12); если же сбор и за сим обнаружит вредное общественным интересам направление в своих приговорах, то действия его на определенное время приостанавливаются и решение подлежащих ему дел на этот срок предоставляется сельскому старшине, о чем объясняется приказом по области.
134. Сельские общества и должностные лица, в отношении порядка разбавки селения на участки для избрания выборных на общественные сборы (ст. 9-11), численного состава таковых участков, составления списков выборных и других подробностей выборов, а также во всех остальных случаях, относящихся к предметам ведения сельского общественного управления, — руководствуются инструкциями и разъяснениями областного правления.
Глава пятая. Об увольнении горцев Терской и Кубанской областей из сельских обществ и приписки их к обществам
Отделение первое. Об увольнении горцев Терской и Кубанской областей из сельских обществ и о приеме новых членов.
135. Для увольнения горцев Терской и Кубанской областей из сельских обществ, требуется соблюдение следующих общих условий:
1) Чтобы горец, желающий получить увольнение из общества, отказался навсегда от участия в общественном сельском (аульном) земельном наделе.
2) Чтобы на семействе увольняемого не было никаких казенных, земских и общественных недоимок, и чтобы при том подати были уплачены им по 1 января следующего года.
3) Чтобы на увольняемого не было бесспорных частных взысканий и обязательств, предъявленных сельскому правлению.
4) Чтобы увольняемый не состоял под судом и следствием.
5) Чтобы родители увольняемого были согласны с увольнением.
6) Чтобы остающиеся в обществе в семействе увольняемого малолетние и другие неспособные к работе лица были обеспечены в своем содержании
7) Чтобы желающие получить увольнение представил приемный приговор от того общества, куда он переходит.
136 Приемлющие св. крещение могут по собственному желанию или перечисляться другие сословия или общества, или оставаться в прежнем звании и на прежних местах жительства. При увольнении их не требуется условий, изложенных в пун. 5, 6 и 7 предшедшей статьи, как равно и последующей ст. 137.
137. Выходящий из общества горец должен получить увольнительный приговор сельского общественного сбора, который обязан выдать ему таковой, если только соблюдены все условия, сим положением установленные (ст. 135).
138. Увольнительный приговор должен заключать в себе удостоверение, что при увольнении соблюдены общие указания в ст. 135 условия, установленные для всех вообще увольняемых из сельских обществ.
139. Жалобы на всякое незаконное с чьей бы то ни было стороны препятствие к увольнению горцев Терской и Кубанской областей из обществ подаются начальнику участка, который, по разбору жалобы на месте, представляет таковую вместе с собранными сведениями на усмотрение начальника округа. Таким же порядком подаются жалобы от обществ и отдельных членов его на неправильную выдачу увольнительных приговоров таким горцам, к увольнению коих имеются законные препятствия.
140. Женщины (не замужние и вдовы), если они не имеют участия в поземельном наделе, могут выходить из общества не испрашивая согласия оного, по свидетельствам, выдаваемым от сельского старшины в том, что увольняемые получили на выход из общества согласие своих родителей, или что таковых в живых не находится, и что они не состоят под судом и следствием.
141. Получивший увольнительный приговор от общества обязан приписаться к тому сельскому или городскому обществу, от которого получил приемный договор, и представить куда следует просьбу о прописке не позже, как в 6-месячный срок со дня получения увольнительного приговора (ст. 30 п. 1).
142 Прием уволенных горцев в городские и другие общества, по исполнении вышеуказанных условий, производится тем же порядком, какой установлен для приема в означенные общества лиц прочих свободных податных состояний.
Отделение второе. О перечислении горцев Терской и Кубанской областей из одного селения в другое.
143. Горцы Терской и Кубанской областей могут перечисляться из одного общества в другое не иначе, как с обязательством со стороны выступающего – обзавестись оседлостью из общественной земли, а со стороны общества предоставить вступающему все те права по земельному владению, коими пользуются члены общества, без исключения. Условия должны быть положительно выражены в приговоре сельского сбора, если общество имеет отдельное пользование угодьями, или в приговоре схода тех обществ, в общем пользовании коих состоят эти угодья. Просьбы о таком перечислении, с представлением вышеупомянутых документов, подаются в областное правление или самим просителем, или через старшину того сельского общества, куда он переходит.
144. Прием в общество горца с правом пользования земельным наделом в сельских обществах, состоящих из нескольких селений, имеющих отдельное землевладение, зависит не от сельского сбора общества, а от частного схода селения или тех селений, которые принимают к себе нового члена с правом на участие в пользовании земельным наделом (ст. 21, п. 1).
145. Горцы безземельные или незначущиеся приписанными ни к одному из сельских обществ, приписываются по распоряжению областного правления с правом пользования земельным наделом, первые, к тем селениям, в коих земельный надел более положенного по числу состоящих в оном домов, и вторые, к селениям, в коих имеют оседлость или к тем, откуда они родом, если водворение их состоялось после переписи 1886 года.
Раздел второй. О казенных, земских и общественных повинностях.
Глава первая. О казенных и земских повинностях.
146. Горцы Терской и Кубанской областей обязаны нести следующие казенные и земские денежные повинности:
п. 1. Подымную подать по установленным окладам или другого какого-либо рода денежные сборы, коими будет заменена эта подать.
п. 2. Денежные сборы взамен отбывания воинской повинности в тех селениях горцев, в коих таковая натурою не отбывается.
п. З. Содержание в исправности трактовых дорог, мостов и переправ, земской почты и обывательских подвод для проходящих войск и других повинностей, установленных ныне и впредь установляемых.
Примечание. Земские повинности отбываются горцами натурою на основании устава о земских повинностях, а взамен их, по заявленному желанию горцев, производятся денежные сборы.
147 Ежегодные окладные листы о всех вообще казенных денежных сборах, причитающихся в каждом предстоящем году с сельского общества, составляются Ставропольскою Казенною Палатою по сведениям, доставляемым начальниками округов, и рассылаются в первых числах января местными казначействами в подлежащие общества через окружные управления.
148. Разверстка в сельском обществе казенных и земских повинностей денежных и натуральных, между частными обществами, в состав его входящими, делается на сельском сборе (ст. 18, п. 9), а между членами каждого из частных обществ — на частном сходе (ст. 21, п. 2).
149. Сбор казенных и земских денежных повинностей с горцев производится сельским казначеем под непосредственным наблюдением сельского старшины.
150. Порядок сего сбора, счетоводство и хранение собранных сумм определяет само общество.
151. Сельский казначей по приеме от жителей платежей, за вычетом из них части, следующей в общественные сборы, вносит затем всю сумму в местное казначейство и получает от оного установленную квитанцию (ст. 42, п. 5).
152. Горским обществам предоставляется по приговорам своим заменять натуральные повинности наймом, если по свойству повинности сие может быть допущено.
Глава вторая. Об общественных повинностях.
153. К общественным (мирским) повинностям относятся те повинности, которые отправляются каждым обществом особо, для удовлетворения внутренних его потребностей.
154. Общества горцев Терской и Кубанской областей могут, смотря по надобности и по своим средствам, устанавливать сборы на устройство и поддержание церквей, мечетей, заведение сельских училищ, содержание учителей и на удовлетворение других общественных и хозяйственных надобностей.
155. На общество горцев возлагается обязательное отправление следующих общественных повинностей:
п. 1. Содержание общественного управления.
п. 2. Расходы по медицинской части, оспопрививанию и принятию мер, предпринимаемых уставом врачебным, в случае появления заразительных болезней и скотских падежей.
п. З. Содержание в исправности проселочных дорог, меж межевых знаков, проточных вод и канав на землях, принадлежащих в собственность сельским обществам, или состоящих в их постоянном пользовании.
п. 4. Содержание караулов в селении.
п. 5. Призрение престарелых, дряхлых и увечных членов общества, не могущих трудом приобретать пропитание, у которых нет родственников, или же родственники которых не в состоянии их содержать, призрение круглых сирот.
п. б. Принятие мер случае пожаров (в том числе лесных), наводнений, а также для истребления саранчи, хищных зверей и других тому подобных общественных бедствий.
п. 7. Устройство и поддержание сельских запасных хлебных магазинов.
156. Общественные повинности, смотря по свойству их и усмотрению общества, могут быть отправляемы или посредством денежных сборов или натурою.
157. Общественные повинности отправляются тем сельским обществом, к нуждам которого принадлежит предмет повинности.
158. Общественные денежные и натуральные повинности назначаются и раскладка их между селениями, а в селениях между отдельными членами, производится общественными сборами и частными сходами по принадлежности, порядком, указанным выше (сг. 148). .
159. Жалобы жителей на сельские правления относительно раскладки общественных повинностей приносятся начальнику участка для представления на решение начальника округа.
160. Способы составления и порядок употребления общественных капиталов в тех селениях, где они существуют, или где будут вновь учреждены, определяются письменными приговорами сельских общественных сборов, на основании статей 23 и 26.

Глава третья. Об обеспечении исправного выполнения горцами казенных, земских и общественных повинностей.
161. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном пользовании землею, отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и общественных повинностей.
162. В отношении неисправных плательщиков казенных, земских и общественных повинностей, сельские общества могут принимать следующие меры:
п. 1 . Обратить на возмещение недоимки доход с принадлежащего недоимщику в его частную собственность недвижимого имущества.
п. 2. Отдать самого недоимщика или кого-либо из членов его семьи в посторонние заработки в том же округе или соседственном, с условием, выработанные деньги обратить в общественную сумму.
п. 3. Определить к недоимщику опекуна, без разрешения которого не дозволяется неисправному хозяину отчуждать что-либо из его имущества и из его доходов, до пополнения недоимки; или вместо неисправного хозяина назначить старшим в доме другого члена той же семьи.
п. 4. Подвергнуть продаже принадлежащее недоимщику лично недвижимое имущество, за исключением усадьбы.
п. 5. Продать ту часть движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве.
п. 6. У недоимщика, не имеющего земли, принадлежащей ему в частную собственность, отобрать часть отведенных ему полевых угодий в общественные земли, или даже весь его полевой пай.
Примечание. Самому обществу предоставляется, в каждом случае, выбирать одну или несколько из указанных мер взыскания. Но к мерам, означенным в 4, 5 и 6 пунктах, общество может обращаться только в крайних случаях, когда все другие меры взыскания окажутся недостаточными для пополнения недоимки.
163. Если бы недоимка, лежащая на горце, за всеми употребленными мерами, не была пополнена к установленному сроку, то она раскладывается сельским сбором на прочих его односельцев и должна быть очищена непременно к концу льготного срока, предоставленного плательщикам для взноса денег за другую половину года.
164. При безуспешности мер понуждения, недоимка со всего общества пополняется начальником участка посредством продажи движимого имущества, принадлежащего обществу, если вследствие какого-либо бедствия не сделано, по предварительному ходатайству, отсрочки в платеж.
Приложение к ст. 18 п. 4. Правила о порядке разрешения семейных разделов в сельских (аульных) обществах Терской и Кубанской областей
1) Семейство, желающее разделиться на самостоятельные хозяйства, обязано заявить о том сельскому сбору и указать при этом как подлежащее разделу имущество (ст. 5 п. 1) так и справедливые способы распределения его между предположенными к образованию хозяйствами.
2) По такому заявлению сбор прежде всего удостоверяется в том, последовало ли на испрашиваемый раздел согласие родителя или старшего члена семьи и при отсутствии упомянутого согласия, приступает к обсуждению заявления о разделе только тогда, когда поводом к тому служит расточительность или безнравственное поведение домохозяина.
3) При рассмотрении заявлений о разделах, сбор обсуждает: 1) существует ли основательный повод к разделению семьи; 2) способны ли образующиеся семейства к самостоятельному ведению хозяйства; 3) достаточны ли принадлежащие им усадебные участки, как для устройства усадьбы, так и ведения хозяйства, а в случае недостаточности таких участков, представляется ли возможность отвести их из общественной усадебной или полевой земли; 4) будет ли, в случае допущения раздела, обеспечено исправное поступление числящихся на семье недоимок и текущих окладов по податям, повинностям и другим казенным взысканиям.
4) Если по рассмотрении дела окажется, что предположенный раздел не удовлетворяет указанным в прошедшей статье условиям, то сбор отказывает в дозволении онаго, пояснив подробно в составленном приговоре причины к тому побудившие.
5) Разрешая раздел, сбор: 1) распределяет между членами делящейся семьи отведенный ей полевой надел и утверждает по надлежащем исправлении, заявленные ему предположения о том, что именно должен получить каждый участник раздела из принадлежащих семье усадебного участка, строений и того движимого имущества, которое составляет необходимую принадлежность хозяйства (как то: земледельческие орудия, скот и т. п. ); 2) производить раскладку между вновь образующимися хозяйствами лежащих на семье казенных взысканий и числящихся на ней недоимок, в отношении же платы податей и отбывания повинностей вновь образующиеся семьи уравниваются с их односельцами; 3) общество отводит обязательно вновь образующейся семье усадебный участок, при недостаточности существующего, и полевой надел наравне с прочими жителями.
6) Сельский сбор не вмешивается в распределение между членами семейства других, кроме указанных ст. 5 сих правил, движимых и недвижимых имуществ, не составляющих необходимой принадлежности хозяйств горцев Терской и Кубанской областей.
7) Для разрешения семейного раздела требуется согласие двух третей всех лиц, имеющих право участвовать на сельском сборе (ст. 9 положения).
8) Семейство, разделившееся без разрешения сельского сбора, или без утверждения Областного Начальства, почитается в отношении надела усадебной и полевой общественной земли, а также по отбыванию податей и повинностей, равно и по платежу других казенных взысканий за одну семью, при чем все члены такого семейства несут общую ответственность за исправное выполнение сих обязанностей.
9) Приговоры сельских сборов, постановленные по заявлениям о семейных разделах, на которые не было изъявлено согласие родителями (ст. 2), почитаются окончательными в том лишь случае, когда сбор отказал в разрешении раздела соответственно желанию родителя. В остальных же случаях, т. е., когда на раздел последовало, по каким бы то ни было причинам, разрешение сбора, приговоры почитаются не окончательными и представляются начальнику округа.
10) Начальник округа, по рассмотрении сих приговоров и по собрании надлежащих сведений, если окажется это нужным, представляет таковые в Областное Правление с своим заключением на утверждение.
11) Областное Правление рассматривает приговоры сельских сборов и представленные начальником округа дополнительные сведения по существу и, если признает причины, побудившие сбор постановить приговор в утвердительном или отрицательном смысле основательными, то своим постановлением утверждает приговоры; в противном случае приговоры отменяются и Областное Правление постановляет свои решения, которые признаются окончательными и приводятся в исполнение.
Приложение к ст. 110 прим. Правила о порядке выборов в должности по сельскому (аульному) общественному управлению Терской и Кубанской областей.
1) Областное Правление установляет постоянные годичные сроки, от которого и до которого времени должны производиться выборы: по всей области, или по местностям или округам, допуская и особые сроки для некоторых сельских обществ, если сие признает необходимым, по исключительным их местным особенностям. Примечание. В случае особо уважительных причин Начальник области и наказной атаман может разрешить производство выборов и вне срока, для сих выборов установленного.
2) Избранные должностные лица сельского общественного управления исполняют свои обязанности в течение срока между очередями выборов. В случае выбытия должностного лица в остальное время года, открывающаяся вакансия замещается кандидатом впредь до наступления ближайшего годичного выборного срока.
3) О наступлении очередного срока выборов сельские общества оповещаются за месяц до наступления сего срока.
4) Выборы должностных лиц производятся сельским сбором, за исключением случаев, указанных в ст. 109 положения.
5) Голоса на сбор подаются закрытою баллотировкою.
6) По окончании выборов, о последствии оных составляется общественный приговор, который подписывается всеми присутствовавшими на сборе домохозяевами, избранными для участия на нем. Приговор пишется на русском языке и свидетельствуется в сельском правлении.
7) Приговоры об избрании должностных лиц представляются Начальнику округа.
8) По утверждении установленным порядком (ст. 118 положения) выборов, вновь избранные сельские судьи приводятся к присяге по распоряжению Начальника округа.

Комментарии закрыты.