КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1937 год)
ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 1.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2.
Политическую основу Чечено-Ингушской АССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения чеченского и ингушского народа от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома националистической контрреволюции.
Статья 3.
Вся власть в Чечено-Ингушской АССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4.
Экономическую основу Чечено-Ингушской АССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 5.
Социалистическая собственность в Чечено-Ингушской АССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Статья 6.
Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Статья 7.
Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки, составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.
Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство па приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь – согласно устава сельскохозяйственной артели.
Статья 8.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.
Статья 9.
Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в Чечено-Ингушской АССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустаре», основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.
Статья 10.
Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, па предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан – охраняются законом.
Статья 11.
Хозяйственная жизнь Чечено-Ингушской АССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного под’ема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости социалистического государства и усиления его обороноспособности.
Статья 12.
Труд в Чечено-Ингушской АССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».
В Чечено-Ингушской АССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способностям, каждому – по его труду».
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 13.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика входит в состав РСФСР на правах Автономной Республики.
Вне пределов статьи 14 Конституции СССР и статьи 19 Конституции РСФСР Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика осуществляет государственную власть на автономных началах.
Статья 14.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Сунженского, Грозненского, Ста-ро-юртовского, Надтеречного, Урус-Мартановского, Шалинского, Гудермесского, Курчалоевского, Атаишского, Малгобскского, Назрановского, Ачалукского, Ачхой-Мартановского, Пригородного, Пседахинского, Галаш-кипского,’ Шатоевского, Галанчожского, Итум-Калипского, Чеберлоевского. Шаросвского, Веденского, Саясановского, Ножай-юртовского; рабочих поселков: Стерч-Кертычка, Гудермесского и города Грозного, непосредственно подчиненного высшим органам государственной власти Чечено-Ингушской АССР.
Статья 15.
Территория Чечено-Ингушской АССР не может быть изменяема без согласия Чечено-Ингушской АССР.
Статья 16.
Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чечено-Ингушской АССР. В случае расхождения закона Чечено-Ингушской АССР с законами СССР и РСФСР действуют законы СССР И РСФСР.
Статья 17.
Каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР является гражданином РСФСР и СССР.
Граждане РСФСР и всех других союзных республик пользуются на территории Чечено-Ингушской АССР одинаковыми правами с гражданам!! Чечено-Ингушской АССР.
Статья 18.
Ведению Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в лицо ее высших органов власти и органов государственного управления подлежат:
а) установление Конституции Чечено-Ингушской АССР, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее исполнением;
б) установление районного деления Чечено-Ингушской АССР, границ районов, городов и внесение па утверждение Верховного Совета РСФСР;
в) законодательство Чечено-Ингушской АССР;
г) охрана государственного порядка и прав граждан;
д) утверждение народнохозяйственного плана Чечено – Ингушской АССР;
е) утверждение бюджета Чечено-Ингушской АССР;
ж) установление, в соответствии с законодательством СССР и РСФСР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов;
з) руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов;
и) руководство страховым и сберегательным делом;
к) управление промышленными, сельскохозяйственными, торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью;
л) контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчиненных органам СССР и РСФСР;
м) руководство и контроль за порядком пользования землей, недрами, лесами и водами в соответствии с законами СССР и РСФСР;
н) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест;
о) дорожное строительство, руководство местным транспортом и местной связью;
л) контроль за проведением законов СССР и РСФСР о труде;
р) руководство делом здравоохранения;
с) руководство делом социального обеспечения;
т) руководство делом начального и среднего образования, контроль и наблюдение за делом высшего образования;
у) руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями Чечено-Ингушской АССР;
ф) руководство и организация дела физической культуры и спорта;
х) организация судебных органов Чечено-Ингушской АССР.
ГЛАВА III. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 19.
Высшим органом государственной власти Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.
Статья 20.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР осуществляет все права, присвоенные Чечено-Ингушской АССР, согласно статей 13 и 18 Конституции Чечено-Ингушской АССР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету Чечено-Ингушской АССР органов Чечено-Ингушской АССР: Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Совета Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР v Народных Комиссариатов Чечено-Ингушской АССР.
Статья 21.
Верховный Совет Чечено-Ингушской ЛССР является единственным законодательным органом Чечено-Ингушской АССР.
Статья 22.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирается гражданами Чечено-Ингушской АССР по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 6 тысяч населения.
Статья 23.
Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР простым большинством голосов.
Статья 24.
Законы, принятые Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР, публикуются на чеченском, ингушском и русском языках за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 25.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает председателя Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и двух его заместителей.
Статья 26.
Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР руководит заседаниями Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и ведает его внутренним распорядком.
Статья 27.
Сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской ЛССР созываются Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР по его усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета.
Статья 28.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, двух его заместителей, секретаря Президиума и 9 членов Президиума.
Статья 29.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР подотчетен Верховному Совету Чечено-Ингушской АССР во всей своей деятельности.
Статья 30.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР:
а) созывает сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР;
б) дает толкование законов Чечено-Ингушской АССР, издаст указы;
в) производит всенародный опрос (референдум);
г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР, а также решения и распоряжения районных и городских Советов депутатов трудящихся Чечено-Ингушской АССР в случае их несоответствия закону;
д) в период между сессиями Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР по представлению Председателя Совета Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
е) присваивает почетные звания Чечено-Ингушской АССР.
Статья 31.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает мандатную комиссию, которая проверяет полномочна депутатов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
По представлению мандатной комиссии Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР решает либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.
Статья 32.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требовании этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.
Статья 33.
Депутат Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а в период между сессиями Верховного Совета, Чечено-Ингушской АССР — без согласия Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 34.
По истечении полномочий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 35.
По истечении полномочий Верховного Совета Чечепо-Ин-гушской АССР Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР нового Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 36.
Вновь избранный Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР прежнего созыва не позже, как через месяц после выборов.
Статья 37.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР образует Правительство Чечено-Ингушской АССР – Совет Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР.
ГЛАВА IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 38.
Высшим исполнительным и распорядительным органов государственной власти Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является Совет Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 39.
Совет Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР ответственен перед Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – перед Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, которому подотчетен.

Статья 40.
Совет Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР, РСФСР и проверяет их исполнение.
Статья 41.
Постановления и распоряжения Совета, Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР обязательны к исполнению на всей территории Чечено-Ингушской АССР.
Статья 42.
Совет Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР:
а) объединяет и направляет работу Народных Комиссариатов Чечено-Ингушской АССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных и союзно-республиканских Народных Комиссариатов;
б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;
в) принимает меры по осуществлению республиканского и местного бюджетов Чечено-Ингушской АССР;
г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защиты интересов государства и охране прав граждан;
д) руководит и проверяет работу исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся.
Статья 43.
Совет Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР имеет право отменять решения п распоряжения исполнительных комитетов, районных и городских Советов депутатов трудящихся, а также приостанавливать решения и распоряжения районных и городских Советов депутатов трудящихся.
Совет Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР имеет право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 44.
Совет Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР образуется Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР в составе:
Председателя Совета Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР;
Двух заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР;
Председателя Государственной плановой комиссии Чечено-Ингушской АССР:
Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР:
Земледелия;
Финансов;
Внутренней торговли;
Внутренних дел;

Юстиции;
Здравоохранения;
Просвещения;
Местной промышленности;
Коммунального хозяйства;
Социального обеспечения;
Начальника дорожного управления;
Уполномоченного Комитета заготовок СССР;
Начальника Управления по делам искусств.
Статья 45.
Правительство Чечено-Ингушской АССР или Народный Комиссар Чечено-Ингушской АССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совете Чечено-Ингушской АССР.
Статья 46.
Народные Комиссары Чечено-Ингушской АССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Точено-Ингушской АССР, согласно Конституций РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
Статья 47.
Народные Комиссары Чечено-Ингушской АССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР, приказов и инструкций Народных Комиссариатов РСФСР и проверяют их исполнение.
Статья 48.
Народные Комиссариаты Чечено-Ингушской АССР руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР, так и соответствующим Народным. Комиссариатам РСФСР.
ГЛАВА V. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 49.
Органами государственной власти в районах, городах, поселках, аулах, станицах, селах являются Советы депутатов трудящихся.
Статья 50.
Районные, городские, поселковые, аульные, станичные и сельские Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися района, города, поселка, аула, станицы, села сроком на 2 года.
Статья 51.
Советы депутатов трудящиеся, (района, города, поселка, аула, станицы, села) руководят культурно-политическим н хозяйственным строительством на всей территории, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан.
Статья 52.
Советы депутатов трудящихся принимают решения я дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР и Чечено-Ингушской1 АССР.
Статья 53.
Исполнительными и распорядительными органами районных, городских, аульных, станичных и сельских Советом депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.
Статья 54.
Исполнительным и распорядительным органом аульных, станичных и сельских Советов депутатов трудящихся в небольших поселениях являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь.
Статья 55.
Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся (района, города, поселка, аула, станицы, села) осуществляют руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством па своей территории па основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов.
Статья 56.
Сессии районных Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными комитетами не реже G раз в год.
Статья 57.
Сессии, городских, аульных, станичных и сельских Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не роже одного рана в месяц.
Статья 58.
Районные и городские Советы депутатов трудящихся избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседаний сессии.
Статья 59.
Председатель аульного, станичного и сельского Совета созывает аульный, станичный и сельский совет и ведет его заседания.
Статья 60.
Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Статья 61.
Вышестоящие исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных; комитетов и приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся.
Статья 62.
Вышестоящие Советы депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.
Статья 63.
Районные Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы исполнительных комитетов:
земельный;
народного образования;
финансовый;
внутренней торговли;
здравоохранения:
социального обеспечения;
общий;
дорожный;
плановую комиссию;
сектор кадров при председателе исполкома
и, кроме, того, в соответствии с особенностями хозяйства района, с утверждения Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, районные советы депутатов трудящихся образуют отделы: коммунальный и местной промышленности.
Статья 64.
В соответствии с условиями района, на основе законов СССР п РСФСР, с утверждения Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Народный Комиссариат Внутренних дел образует при районных Советах депутатов трудящихся свои управления.
Статья 65.
Отделы районных Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности кал; районному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату Чечено-Ингушской АССР.
Статья 66.
Городские Советы депутатов трудящихся образуют следующие отделы исполнительных комитетов:
финансовый:
коммунального хозяйства;
внутренней торговли;
здравоохранения;
народного образования;
социального обеспечения;
общий;
плановую комиссию:
сектор кадров при председатели исполкома
я, кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его городского и пригородного хозяйства:
местной промышленности;
земельный.
Статья 67.
Отделы городских Советов депутатов трудящихся подчиняются к своей деятельности как городскому Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу районного Совета депутатов трудящихся.
Статья 68.
Отделы городского Совета депутатов трудящихся Грозного подчиняются в своей деятельности как Совету депутатов трудящихся Грозного и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату Чечено-Ингушской АССР непосредственно
ГЛАВА VI. БЮДЖЕТ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 69.
Бюджет Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики составляется Сонетом Народных Комиссаров Чечено-Ингушской АССР и вносится им на утверждение Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Утвержденный Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР бюджет Чечено-Ингушской АССР публикуется во всеобщее сведение.
Статья 70.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает бюджетную комиссию, которая докладывает Верховному Совету свое заключение по бюджету Чечено-Ингушской АССР.
Статья 71.
Отчет об исполнении бюджета Чечено-Ингушской ACCV утверждается Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР и публикуется во всеобщее сведение.
Статья 72.
В бюджет Чечено-Ингушской АССР и в местные бюджеты районных, городских, поселковых, аульных, станичных и сельских. Советов включаются доходы от местного хозяйства, отчисления от поступающих на их территории государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливаемых законодательством СССР и РСФСР.
ГЛАВА VII. СУД И ПРОКУРАТУРА
Статья 73.
Правосудие в Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республике осуществляется народными судами, Верховным Судом Чечено-Ингушской АССР, а также специальными судами СССР, создаваемыми но постановлению Верховного Совета СССР.
Статья 74.
Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Статья 75.
Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР является высшим судебным органом Чечено-Ингушской АССР. На Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР возлагается надзор за судебной деятельностью вех судебных органов Чечено-Ингушской АССР.
Статья 76.
Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР избирается Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР сроком на пять лет.
Статья 77.
Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого п равного избирательного права при тайном голосовании сроком па три года.
Статья 78.
Судопроизводство в Чечено-Ингушской АССР ведется к районах и селениях с большинством чеченского населения па чеченском языке, в районах и селениях с большинством ингушского населения — на ингушском языке, в сельских районах и районах городов и поселках с большинством русского населения — на русском языке, а в центральных судебных учреждениях на чеченском, ингушском п русском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела порез переводчика, а также права выступать «а суде на родном языке.
Статья 79.
Разбирательство дел ко всех судах Чечено-Ингушской АССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.
Статья 80.
Судьи независимы и подчиняются только закону.
Статья 81.
Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории Чечено-Ингушской АССР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР и Прокурора Чечено-Ингушской АССР.
Статья 82.
Прокурор Чечено-Ингушской АССР назначается Прокурором СССР сроком на пять лет.
Статья 83.
Районные и городские прокуроры Чечено-Ингушской АССР назначаются Прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.
Статья 84.
Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР и РСФСР.
ГЛАВА VIII. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Статья 85.
Граждане Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.
Право па труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.
Статья 86.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на отдых.
Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.
Статья 87.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также – в случае болезни и потери трудоспособности.
Это право обеспечивается широким развитием социального страховании1 рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.
Статья 88.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Статья 89.
Женщине в Чечено-Ингушской АССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование н образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских целей и садов.
Статья 90.
Равноправие граждан Чечено-Ингушской АССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти пренебрежения – караются законом.
Статья 91.
В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь (мечеть) в Чечено-Ингушской АССР отделена от государства и школа от церкви (мечети). Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
Статья 92.
В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставленном трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.
Статья 93.
В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам Чечено-Ингушской АССР обеспечивается право объединении в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а. наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных.

Статья 94.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР обеспечиваете и неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.
Статья 95.
Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
Статья 96.
Чечено-Ингушская АССР предоставляет право убежища, иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся. ИЛИ научную деятельность, ИЛИ национально-освободительную борьбу.
Статья 97.
Каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан соблюдать Конституции Союза Советских Социалистических Республик, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики н Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.
Статья 98.
Каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.
Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются крагами народа.
Статья 99.
Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной армии представляет почетную обязанность граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 100.
Защита отечества есть священный долг каждого гражданина Чечено-Ингушской АССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж – караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.
ГЛАВА IX. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 101.
Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР, районные, городские, поселковые, аульные, станичные и сельские Советы депутатов трудящихся, – производятся избирателями на основе всеобщего, равного п прямого избирательного нрава при тайном голосовании.

Статья 102.
Выборы депутаток являются всеобщими: все граждане Чечено-Ингушской АССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.
Статья 103.
Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет одни голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 104.
Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Статья 105.
Граждане, состоящие в рядах Красной армии, пользуются правом избирать н быть избранными наравне со всеми гражданами.
Статья 106.
Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.
Статья 107.
Голосование при выборах депутатов является тайным.
Статья 108.
Выборы в Советы депутатов трудящихся Чечено-Ингушской АССР производятся по избирательным округам по следующим нормам:
районного Совета, в зависимости от размеров района, — один депутат не менее, чем от 500, н не более, чем от 1500 чел. населения;
городского Совета и районного Совета в городах, в зависимости от размеров города или. городского района, — один депутат не менее, чем от 100, и не более, чем от 1000 населения;
аульного, станичного и сельского Совета, в зависимости от размеров района деятельности аульного, станичного и сельского Совета, — один депутат не менее, чем от 50, и не более, чем от 250 населения.
Избирательные нормы для каждого районного, городского, поселкового и сельского Совета депутатов трудящихся устанавливаются «Положением о выборах в Советы депутатов трудящихся Чечено-Ингушской АССР», в пределах избирательных норм, указанных в настоящей статье.
Статья 109.
Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.
Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.
Статья 110.
Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
ГЛАВА X. ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА
Статья 111.
Государственным гербом Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный герб РСФСР, который состоит из изображения золотых серпа и молота, помещенных крест-па-крест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью «РСФСР» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском, чеченском и ингушском языках, с добавлением под надписью «РСФСР» буквами меньшего размера надписи «Чечено-Ингушская АССР» на русском, чеченском и ингушском языках.
Статья 112.
Государственным флагом Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг РСФСР, состоящий и;: красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы «РСФСР» на русском, чеченском н ингушском языках, с добавлением под надписью «РСФСР» буквами меньшего размера надписи «Чечено-Ингушская АССР» на русском, чеченском и ингушском языках.
Статья 113.
Столицею Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является город Грозный.
ГЛАВА XI. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
Статья 114.
Изменение Конституции Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики производится лишь по решению Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, и утверждения Верховного Совета РСФСР.