Чеченцы в войне 1941-1945 гг.
Хорошо известно, что в самой кровопролитной битве человечества непосредственное участие принимали и чеченцы, внеся достойную лепту в копилку общей победы советского народа над коричневой чумой.
К нашему сожалению, тогдашнее руководство государства не соизволило дать правдивой оценки подвигам, совершенным чеченцами в той войне. Здесь надо отдать должное В.Путину, который в бытность свою президентом сказал правду о чеченцах, сражавшихся в Брестской крепости, на встрече с участниками форума «Россия на рубеже веков» в Ново-Огареве (2004г.): «…Много было несправедливости в советские времена. Много нарушений прав человека в самом прямом и трагическом смысле этого слова, в том числе и на Кавказе, в том числе с чеченским народом. Вы знаете, наверное, многие из присутствующих о героической защите Брестской крепости во время Второй мировой войны.
В 1941 г. фронт уже ушел далеко на восток, а Брестская крепость, которая находилась на западной границе страны, не имела никаких шансов выжить и победить. Защитники Брестской крепости сражались до последнего патрона и до последней капли крови. Это удивительный пример героизма. Но не многие знают, что примерно одна треть защитников этой крепости состояла из чеченцев. И вообще, если посчитать на душу населения Чечни, Героев Советского Союза там, наверное, было больше всех. И в то же время Сталин принял жесткое решение о переселении чеченцев в Сибирь, в Казахстан, где тысячи людей (210 тыс. –прим. авт.) погибли от ужасных условий, от несправедливости…».
Сегодня, я думаю, необходимо вспомнить наших мужественных отцов и дедов, которые высоко несли имя своего народа на поле брани. Это не беда, что наши воины не оценены по достоинству и не получили должных наград, главное здесь в том, что народ знает своих героев.
В военных кругах хорошо известно о неоспоримом вкладе, который внес чеченский народ как в общую победу над фашизмом (на всех театрах военных действий – от Западной Европы до Маньчжурии), так и в укрепление оборонной мощи страны. Говоря о последнем, следует отметить, что военная техника Красной армии заправлялась на 80% ГСМ грозненских заводов, а масла для авиации Грозный поставлял аж 92% (!) от надобности. («Патриотизм трудящихся ЧИАССР», В.Филькин; «ЧИАССР в войне 1941-1945гг», М Абазатов).
Нам известно о том, что чеченцы, призванные в 1939-1941гг., направлялись в Западный особый округ в 4-ю особую армию, где начальником штаба был генерал Л.Сандалов, который в своей книге «Пережитое» не раз говорит о призывниках-чеченцах, включая и тех, кто служил в девяти стрелковых батальонах Брестской крепости. Кроме того, они входили в состав 9-й заставы 17-го погранпоста, поэтому считаю, что одну треть там (в крепости) составляли чеченцы. Нам также известно о том, что чеченцы, служившие в Брестской крепости, 22 июня не отступили по команде комкора генерала Попова и остались драться с врагом, слившись с земляками 9-й заставы, которые, не получив приказ отступать, оставались в укреплении.
Только многие не знают, что в конце 1950-х годов по заданию Н.Хрущева «была написана правдивая книга о чеченцах, сражавшихся в Брестской крепости, которая, впрочем, так и не увидела свет и пролежала в подвалах «Горьковиэдата» (в количестве 150 тыс. экземпляров) до 1964 года. А когда сняли Н.Хрущева, ее пустили под пресс». (Е Долматовский «ЛГ», 1988г., статья «Не пора ли вернуть читателям правдивую книгу о Брестской крепости»).
То было тяжелое время, когда одни отступали, другие бежали, третьи сдавались в плен, а четвертые, считая за позор отступать, дрались, как позволял их генетический код. На вопрос, «как ваши джигиты воюют?», генерал Кириченко, командир 4-го кавалерийского корпуса, ответил буквально следующее: «Это на редкость удивительные хлопцы, чеченцы. Они спрашивают только, что надо сделать, а как выполнить задачу, решают сами. У меня их в корпусе почти два полка. Я за них спокоен. Необыкновенно смекалистые парни. Хорошо ориентируются на местности. Побольше бы таких бойцов. Они ни при каких обстоятельствах не подведут».
Тот же вопрос начальник штаба 37-й армии генерал В.Разуваев задал и другим командирам, на что комдив 63-й армии генерал Милошниченко сказал, что благодаря им отстоял Баксанское ущелье. А командир 295-й стрелковой дивизии полковник Петухов добавил: «Они храбрые воины от природы». Думается, этим все сказано…
Во время приятельской беседы с историком Акимом Арутюновым генерал В.Разуваев спросил: «Ты когда-нибудь слышал, что с приближением германских войск к Северному Кавказу на территории ЧИАССР были созданы патриотические отряды? Главное, дорогой мой, в том, что все началось с низов. Секретари обкомов, горкомов и райкомов всего лишь подхватили и поддержали инициативу людей. А партийным руководителям вроде Иванова, Исаева и других ничего не оставалось, как зарегистрировать эти отряды, а потом считать этой своей заслугой».
Напоследок генерал сказал: «Я уверен, что придет время и об этом чудовищном преступлении (имеется ввиду депортация 1944г. – прим. авт.), совершенном против чеченцев, узнают миллионы людей. Узнают также и о подвигах в борьбе с врагом нашей Родины. Правда должна восторжествовать..» В годы войны на территории ЧИАССР было создано 28 партизанских отрядов. В них насчитывалось 1087 человек. На вооружении у партизан было 357 винтовок, из них 18 – снайперских, 313 автоматов, 20 пулеметов, 10 минометов (из партархивов ЧИ обкома КПСС, фонд 267, опись 3, дело 17, л.7).
Также на Сталинградском направлении сражался 255-й кавалерийский полк из чеченских добровольцев, а на южном направлении – отдельный чеченский кавалерийский дивизион из 1800 добровольцев. Командовал им кадровый офицер Красной армии Сакка Висаитов, который в 1941 году продемонстрировал свой полководческий талант на реке Березине, у г.Ельни И в Подмосковье в районе Ясной Поляны, где его особый отряд дрался с врагом в составе 10-й танковой армии генерала Сусайкова.
В этих кровопролитных боях под Москвой Висаитов получил тяжелое ранение, но через три месяца вернулся в строй. После разгрома немцев под столицей Висаитов в 1942 году направляется на Кавказ, где принимает кавалерийский дивизион из 1800 чеченцев-добровольцев. Командование перед дивизионом поставило следующую задачу: уничтожать передовые части и разведгруппы противника, тем самым создавая условия для форсирования речных рубежей отступающим войскам, и доставлять языков в штабы дивизий. Все это надо было делать по фронту шириной 250 км – от Каспия до предгорий Кавказа.
Задачу дивизион выполнил на «отлично», об этом говорят и награды бойцов: свыше 100 орденов Красного Знамени, не говоря уже о других (по негласной установке звание Героя СССР чеченцу не присваивалось). Самого Висаитова командование направило на годичные курсы в академию им.Фрунзе.
Как известно, эти подвиги чеченского народа по защите Кавказа бериевцы, недолго думая, «оформили» как противодействие Красной армии. К сожалению, советская историческая наука так интерпретировала факты прошлого чеченского народа, что они находились в вопиющем противоречии с исторической правдой.
Поэтому мы должны быть благодарны всем тем журналистам, писателям, ученым и военачальникам, которые в условиях коммунистической диктатуры И секретности делали попытки (порой в завуалированной форме) утверждать историческую правду, вскрывать белые пятна в прошлом чеченцев. Именно к таким людям относятся следующие военкоры и военачальники: Пенежко, Гроссман, Долматовский, Баграмян, Гречко, Мамсуров, Милашниченко, Кошурко, Козлов, Коробков, Коротеев, Кириченко, Прикель, Сандалов, Сусайков, Осликовский, Ротмистров, Раэуваев, Попель, Плиев, Петухов и многие другие.
Это люди с чистой совестью, воочию видевшие чеченцев в боевых условиях и засвидетельствовавшие в своих трудах-воспоминаниях их ратные подвиги. Многие из них приезжали в Грозный, на родину боевых товарищей, которых они не раз представляли к званию Героя СССР, а представленных к этому званию и отклоненных чеченцев было более 300 человек (164 человека из Брестской крепости («Объединенная газета», 2004г.) и 156 человек с других фронтов (интервью И. Рыбкина на ТВ, 1997г.). Назовем имена тех чеченцев, которые были представлены к званию героя за разные подвиги дважды: М Амаев, А Ахтаев, А.В. Ахтаев, Д.Акаев, З. Ахматханов, Я. Алисултанов, А.Гучигов, Х.Магомед-Мирзоев, И Бибулатов, СМидаев, У.Касумов, И.Шаипов, А.Х.Исмаилов; трижды: А.Идрисов, М.Висаитов, Н.Уциев, М.Мазаев; четырежды (!): Х.Нурадилов, который уничтожил 920 фашистов и взял в плен 12 человек, захватил 7 пулеметов.
Послушаем комкора И.Плиева: «Вся боевая жизнь этого гвардейца (К.Нурадилова) была подвигом. Ему одному из первых присвоено звание Героя СССР. На своих вороных Ханпаша ветром несся в атаки, презирая смерть. В бою за с.Щигры он был ранен в руку. На глазах у товарищей он продолжал беспощадно косить наседавших врагов… При наступлении на село Байрак Ханпаша гранатами уничтожил несколько огневых точек врага и захватил в плен пятерых немцев. А когда противник перешел в контратаку, он подпустил густую цепь на 100-150 метров, и после отражения атаки командир эскадрона лично насчитал в поле сотни скошенных фашистов… А на Букановском плацдарме в сентябрьских сражениях Ханпаша обессмертил свое имя… В последнем для него бою, в критический момент молодой коммунист бросил перевязывать свою раненую ногу, поудобнее уселся за пулемет и продолжал беспощадно косить вражью ораву. Его предсмертные слова: «Обуглись, но выстой! – так говорят у нас на Кавказе. – «Иначе, какой же ты мужчина!..»
Газета «Известия» от 31 октября 1942 г. писала: «Пройдут годы. Новыми яркими красками заблестит наша жизнь. И счастливая молодежь Чечни, девушки Дона, парни Украины будут петь песни о Х Нурадилове». К нашему сожалению, не поют о нем песни, да и молодежь Чечни никак не назовешь счастливой. Только обелиск на Мамаевом кургане в Волгограде напоминает о воине-рыцаре, да благодарные станичники Букановской посещают могилу его…
Еще пример: «Хаважи Магомед-Мирзоев одним из первых форсировал Днепр и создал на правом берегу реки плацдарм. За этот подвиг его наградили «Золотой Звездой» Героя, а в дальнейшем только в одном бою он лично истребил 262 фашиста. По-видимому, там, наверху, награждая его за днепровскую операцию, проглядели «пятую графу», а на этот раз исправились. Снайпер М Амаев истребил 197 фрицев, но опять сработала пресловутая «пятая графа». Зато снайперу Морозову за 180 фрицев вручили две Звезды Героя, а тем временем чеченцу-снайперу Абухажи Идрисову за 349 уничтоженных фашистов со скрипом дали одну Звезду Героя (журнал «Известия», выпуск «История», г.Грозный, 1960г., стр.69-77).
Даша Акаев, командир авиационного штурмового полка, ценой жизни своей и товарищей заплатил за разгром крупнейшей немецкой авиабазы тяжелых бомбардировщиков «Хейнкель-111». Эта база дислоцировалась у эстонского города Раквере и ее самолеты постоянно терзали войска четырех фронтов – Ленинградского, Волховского, Калининского и Западного. Майор Акаев перед вылетом предупредил летчиков, сказав: «Сомневающиеся могут остаться, бой будет жестоким». Пять «ИЛов» во главе со своим командиром 26 февраля 1944г. взяли курс на авиабазу и разгромили ее. Тем самым славный сын чеченского народа «прорубил окно» на Запад для блокадного Ленинграда. («Судьба Героя», полковник С. Кошурко).
Наши воины гибли смертью героев не за награды, а отстаивая честь и Родину! Сколько их еще, отважных солдат и офицеров, покоящихся на всем европейском континенте и молча взывающих к памяти потомков…
Авхан Малаев
«Столица Плюс» №31, 17 апреля 2010 г.