МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МУСУЛЬМАНИНА
За многовековую историю Ислама сформировалась этика поведения мусульманина (покорный Единому Создателю), которая может быть уложена в нижеследующий свод правил.
1. Избегать сомнительных вещей.
Мусульманин должен не только избегать запрещённых деяний, но и сторониться сомнительных. Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну’ман бин Башир,(да будет доволен ими Аллах), сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха,(мир ему и благословение), сказал:
«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце» (Аль-Бухари и Муслим). Высший уровень совершенства в вере заключается не только в достижении совершенной богобоязненности, но даже в избегании того, что не считается запретным – боязни впасть в грех.
2. Не наблюдать то, что запрещено.
Мусульманин должен избегать взирать на то, что запрещено, потому, что это может вызывать похоть (сексуальное влечение) и соблазн совершить греховный поступок. Всевышний сказал: (Смысл): «Скажи (Мухаммад) верующим мужчинам, чтобы опускали они глаза долу и оберегали своё целомудрие. Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что недозволено им] и оберегали целомудрие своё. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, и кистей рук); пусть закрывают покрывалами (головными) вырез на груди» (сура «ан-Нур», аяты 30–31).
Почему же так необходимо целомудрие? Коран объясняет это следующим образом: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура аль-Ахзаб аят 59). Целомудрие призвано защитить женщину от посягательств на её честь. То есть единственной причиной предписания женщинам покрывать голову и тело является защита от посягательств на их честь.
В отличие от Христианства, покрывало в Исламе не является знаком мужской власти над женщиной; в отличие от Иудаизма, оно не является знаком особой выделенности знатных замужних женщин. Однако то же самое покрывало расценивается как проявление дискриминации и угнетения, если его – лишь с целью защиты – носят мусульманские женщины.
3. Избегать ненормативной лексики.
Человек обязан избегать слов уродливых, бесполезных дискуссий, клеветы. «Если заболевает какая-либо часть тела, то всё тело испытывает на себе эту боль и всеми силами старается избавиться от неё» (Муслим). Имам ан-Навави сообщает нам, что неплохо, если человек знает, когда ему должно говорить – в случаях, если он собирается сказать что-то полезное. Когда же кто-то сомневается (говорить или молчать), то лучше молчать, поскольку то, что будет сказано, может быть чем-то запрещённым или истолкованным двояко.
4. Мусульманин должен быть скромным, совестливым, но это не должно мешать ему говорить правду.
Скромность и совесть – это то, что удерживает человека от вмешательства в чужие дела, от повышения голоса, злословия. Аль-Бухари в хадисе передал слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в следующем виде: «Вера имеет шестьдесят одно ответвление, и скромность – это одна из ветвей веры». Мусульманские богословы говорили: «Настоящая скромность – та, которая заставляет всегда избегать плохое и быть внимательнее в отношении ущемления прав других».
5. Быть терпеливым и приветливым.
Очень важной обязанностью мусульманина является осуществление добрых дел, проявление терпения и чувственности. Распространение Ислама насыщено трудностями, испытаниями, унижениями, угнетениями. Проповедование Ислама сталкивается с различными препятствиями и, следовательно, не каждый способен нести такую ношу. Очевидно, к проповеднику в этом плане предъявляются особые требования. Его обязанность заключается в том, чтобы способствовать распространению учения Ислама во всём мире, сделать его доступным каждому. Это требует высокой степени терпения. Всевышний сказал: «А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (сура «аш-Шура», аят 43). «Мы сотворили небеса, землю и всё, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их красиво» (сура «аль-Хиджр», аят 85). «Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро… Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счёта» (сура «аз-Зумар», аят 10). «Пусть они простят и будут великодушны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «ан-Нур», аят 22).
6. Мусульманин должен быть искренним, честным, всегда говорить правду независимо от последствий.
Лгать – значит открыть путь к своей душе дьяволу. Лгущий слаб душой, подавлен и деморализован. Ибн Масуд поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Придерживайтесь правды: поистине, правда ведёт к добру, а добро ведёт к Раю. Человек продолжает говорить правду, пока его не занёс суд в список правдивых людей у Аллаха. Берегись лжи; поистине ложь ведёт к нечестию, а нечестие ведёт в ад, и человек продолжает лгать и стремиться ко лжи, пока его не занесут в список лжецов у Аллаха».
7. Мусульманин должен быть терпимым, лишённым гордыни, особенно к своим собратьям, не разделяя их по каким-либо признакам.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) всегда молился о защите от гордыни. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любой, кто обладает половиной горчичного семени гордыни в сердце, не будет допущен в Рай. И любой, кто обладает половиной горчичного семени имана, не войдёт (навечно) в огонь».
8. Избегать подозрений и сплетен.
«Истинно верующие – братья друг другу: потому примиряйте между собою братьев ваших. Бойтесь Аллаха, может быть, Он умилосердится к вам» (сура «аль-Худжурат», аят 10). Каждый мусульманин должен избегать подозрений, клеветы и сплетен. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (сура «аль-Худжурат», аят 12).
9. Мусульманин должен быть щедрым, принося в жертву душу и своё состояние ради Аллаха.
В Священном Коране находим десятки стихов, в которых указано, что благотворительность тесно связана с верой. Всевышний сказал: «Верующими являются только те, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «аль-Анфаль», аят 3). «Всё, что вы расходуете, идёт на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к довольству Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (сура «аль-Бакара», аят 272). «Верующие подобны частям здания. Одна часть поддерживает другую» (Муслим).
10. Мусульманин должен подавать во всём личный положительный пример.
Каждое его действие должно согласовываться с исламскими принципами, отражаться во всей повседневной жизни – в работе, во время путешествия и дома, во время приёма пищи, в одежде, в общении и даже в молчании.