ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ОТ 20 МАЯ 1846 Г., ОПУБЛИКОВАННОЕ 27 ИЮНЯ, О ПРАВАХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДУХОВНЫМ ЛИЦАМ МАГОМЕТАНСКОГО ЗАКОНА, СЛУЖАЩИМ ПРИ ГВАРДЕЙСКОМ КОРПУСЕ, А ТАКЖЕ ИХ ДЕТЯМ.
Государственный Совет в Военном Департаменте и в Общем Собрании, рассмотрев всеподданнейший доклад Правительствующего Сената Общего Собрания первых трех Департаментов о том, какими правами должны пользоваться духовные лица Магометанского закона, служащие при Гвардейском корпусе и поступающие в звание сие из нижних воинских чинов, а также их дети, рожденные в духовном звании отцов, постановил следующее. К подлежащим статьям Общего Свода Законов и Свода Военных Постановлений сделать следующие дополнения:
1) Срок службы для Магометанских духовных лиц Гвардейского корпуса, поступающих в сие звание из нижних воинских чинов, равен сроку службы сих чинов. Таким образом, если духовные лица по поведению или по каким-либо другим причинам окажутся несоответствующими своему назначению, то они возвращаются в военную службу для того, чтобы дослужить узаконенный срок.
2) Лицам Магометанского духовенства Гвардейского Корпуса по окончании срока службы предоставляется право на отставку на общем для нижних чинов основании, с условием, чтобы они избрали род деятельности и приписались к податному состоянию, за исключением старшего Ахуна, которому при увольнении в отставку присваивается звание личного почетного гражданина1, и тех из них, кто за службу свою будут награждены пенсией.
3) Пенсии и единовременные пособия при отставке, как им, так в случае их смерти и законным их женам, назначаются по ближайшему усмотрению начальства согласно общим пенсионным правилам и определяются соответственно более или менее усердной службе и хорошему поведению, а также производившимся им на службе окладам.
4) Сыновья означенных духовных лиц, родившиеся в бытность отцов их в нижних воинских чинах, как до поступления их в духовное звание, так и по обращении их в военную службу согласно пункта I настоящего постановления, зачисляются на общем основании в кантонисты2. Те же, кто родились во время нахождения отцов их в духовном звании, обращаются в податное состояние наравне с детьми Магометанских духовных лиц гражданского ведомства.
5) Старший Ахун Гвардейского Корпуса за преступления, учиненные им как на службе, так и после отставки, не подвергается телесному наказанию. Прочие же лица Гвардейского Магометанского духовенства, как в том, так и в другом случае, подлежат суду и наказанию по правилам о лицах податного состояния3.
Резолюция. Его Императорское Величество выслушал мнение в Общем Собрании Государственного Совета о том, какими правами должны пользоваться духовные лица Магометанского закона, служащие при Гвардейском корпусе и поступающие в звание сие из нижних воинских чинов, а также и их дети, рожденные в духовном звании отцов, Высочайше повелел его исполнить.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1846». – СПб, 1847, Т. 21, Отделение 2, с. 513-514 (№ 20036).
1. О почетном гражданстве см. выше документ № 70.
2. Кантонисты – в России в 1805-1856 гг. сыновья нижних чинов, принадлежащие к военному ведомству с момента своего рождения.
3. См. ниже раздел «О Магометанском духовенстве в Гвардейском корпусе» в документе № 117.