РЕЧЬ И ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КОМИТЕТА БАКИНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОКТОРА Х.-Б. АГАЕВА

2 мая 1917 г.

Братья мусульмане, великая честь выпала на мою долю приветствовать от имени временного комитета бакинских мусульманских общественных организаций первый свободный съезд свобо­долюбивых мусульман Северного Кавказа и Дагестана. «Салям» и сердечный привет вам, достой­ные сыны Шейха-Шамиля (шумные н бурные аплодисменты). Братья мусульмане, звенья про­клятых оков деспотизма, деливших сынов России на иноверцев и инородцев, разлетелись. Крылья наши раскрылись, уста разверзлись: и всюду мы слышим призывы к свободе, справедливости и братству. Блестящее прошлое, история ваша является верным залогом того, что вы, апологеты свободы и равноправия, всегда были и впредь будете ярыми и истинными поборниками и защит­никами тех высоких идеалов, во имя которых ныне вы собрались с родных ущелий и аулов доро­гого нашего Кавказа – сюда.

Братья мусульмане, я глубоко верю и убежден, что тот подъем и бодрость духа, с которыми мы, мусульмане, встретили государственный переворот и в дальнейшем, как до сих пор, не поки­нут нас и будут служить той путеводной звездой, которая заблудшегося путника приводит к род­ному очагу. Дорогие братья — вехи будущего пути мусульманской жизни намечены и указаны ба­кинским съездом Кавказа. Ныне вы с верой в народные силы приступайте к организации осущест­вления тех демократических требований, которые были вынесены в Баку в исторические дни 15 – 20 апреля, с внесением тех коррективов, которые диктуются особенностями вашей национальной самобытности.

Братья мусульмане, наконец-то заговорил, заговорил властно и тот могучий сфинкс, кото­рому имя – Ислам. Этот многим казавшийся сфинксом мир ислама, призванный высказаться по вопросам текущих событий, с честью выполнил свою трудную задачу национально-политических идеалов и Киргизии, и Крыма, и Кавказа.

В этой благородной работе рука об руку со своими братьями шли и вы, в лице лучших своих представителей. Великое историческое значение этой работы, выразившейся следующей резолю­цией съезда: Кавказский мусульманский съезд, обсудив вопрос о национально-политических идеалах мусульман Кавказа, постановил: «признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократиче­ская республика на территориально-федеративных началах».

Дорогие единоверцы и единомышленники, еще раз приветствую вас от имени комитета ба­кинских мусульманских общественных организаций и горячо призываю вас к интенсивной и пло­дотворной работе на благо той массы 30-миллионного мусульманства, которая до сих пор в списке других народностей России, либо вовсе не называлась своим собственным именем, в лучшем же случае включалась в слове «и прочая, и прочая» … Этот здоровый и сильный духом колосс, лишь телесно изнывавший от гнета деспотизма, спаянный таким цементом, как Ислам, в федеративно­республиканском строе получит наиболее благоприятные условия для своего национального и по­литического развития.

Но я осмеливаюсь думать и верить, что демократическая федеративная республика на на­ционально-территориальных началах лучшим образом обеспечила бы национально-политическое развитие различных народностей, имеющих честь и счастье исповедовать ислам: при таком лишь республиканском строе получилась бы возможность полного национального культурного и поли­тического развития, и ислам мог бы вносить в сокровищницу человечества именно то, что он когда-то вносил, чем когда-то питалась вся Европа и чего Он, Ислам, был лишен в последние века» (бурные аплодисменты).

Братья мусульмане, это наш идеал, который возможно осуществить лишь через Учредитель­ное собрание, а чтобы докатиться до последнего, необходимо всемерно поддержать совместно со всеми демократическими элементами России Временное Правительство, доколе это последнее твердо и неукоснительно осуществляет историческую декларацию 6-го марта.

Да здравствует Союз Объединенных Горцев.

Да здравствует федеративная республика на национально-территориальных началах.

Да здравствует и процветает Ислам (бурные аплодисменты. Съезд, стоя, аплодирует и устраивает оратору овацию).

ЗАЯВЛЕНИЕ X. АГАЕВА

Выступаете внеочередным заявлением X. Агаев.

С горечью на душе должен внести элемент огорчения в наше торжество. В бакинских газе­тах имеется сообщение о том, что в Карсе мусульманское население подверглось насилиям и ос­корблениям со стороны солдат и лиц, переодетых в солдатскую форму. В начале апреля в Карсе усиленно муссировались слухи о том, что будто мусульмане вооружаются. Такие слухи шли из углов Карсской области. И вот 15-го апреля под влиянием этих слухов вооруженные солдаты ста­ли арестовывать мусульман и избивать их. В Карсе в это время находился представитель бакин­ского мусульманского благотворительного общества Карашаров, который также подвергся наси­лию и был арестован. Между прочим, солдаты требовали произвести обыск в мечети, которая бы­ла опечатана. В связи со всем этим состоялось экстренное заседание Исполнительного Граждан­ского Комитета, Советов рабочих и солдатских депутатов. Последние категорически заявили, что солдаты никаких эксцессов не допускали. Таким образом, здесь очевидно провокация. Когда от­крыли мечеть, то оказалось, что там был сахар, теплые вещи и прочее.

Полагая, что такие приемы, пробуждающие реакцию, угрожают развиваться, я предлагаю съезду немедленно телеграфировать Временному Правительству, Тифлисскому Комиссариату и пр. о принятии самых строгих мер к предотвращению подобных явлений.

Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Oп. 1. Д. 57. Л. 29 – 31