РЕЧЬ И ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КОМИТЕТА БАКИНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОКТОРА Х.-Б. АГАЕВА
2 мая 1917 г.
Братья мусульмане, великая честь выпала на мою долю приветствовать от имени временного комитета бакинских мусульманских общественных организаций первый свободный съезд свободолюбивых мусульман Северного Кавказа и Дагестана. «Салям» и сердечный привет вам, достойные сыны Шейха-Шамиля (шумные н бурные аплодисменты). Братья мусульмане, звенья проклятых оков деспотизма, деливших сынов России на иноверцев и инородцев, разлетелись. Крылья наши раскрылись, уста разверзлись: и всюду мы слышим призывы к свободе, справедливости и братству. Блестящее прошлое, история ваша является верным залогом того, что вы, апологеты свободы и равноправия, всегда были и впредь будете ярыми и истинными поборниками и защитниками тех высоких идеалов, во имя которых ныне вы собрались с родных ущелий и аулов дорогого нашего Кавказа – сюда.
Братья мусульмане, я глубоко верю и убежден, что тот подъем и бодрость духа, с которыми мы, мусульмане, встретили государственный переворот и в дальнейшем, как до сих пор, не покинут нас и будут служить той путеводной звездой, которая заблудшегося путника приводит к родному очагу. Дорогие братья — вехи будущего пути мусульманской жизни намечены и указаны бакинским съездом Кавказа. Ныне вы с верой в народные силы приступайте к организации осуществления тех демократических требований, которые были вынесены в Баку в исторические дни 15 – 20 апреля, с внесением тех коррективов, которые диктуются особенностями вашей национальной самобытности.
Братья мусульмане, наконец-то заговорил, заговорил властно и тот могучий сфинкс, которому имя – Ислам. Этот многим казавшийся сфинксом мир ислама, призванный высказаться по вопросам текущих событий, с честью выполнил свою трудную задачу национально-политических идеалов и Киргизии, и Крыма, и Кавказа.
В этой благородной работе рука об руку со своими братьями шли и вы, в лице лучших своих представителей. Великое историческое значение этой работы, выразившейся следующей резолюцией съезда: Кавказский мусульманский съезд, обсудив вопрос о национально-политических идеалах мусульман Кавказа, постановил: «признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на территориально-федеративных началах».
Дорогие единоверцы и единомышленники, еще раз приветствую вас от имени комитета бакинских мусульманских общественных организаций и горячо призываю вас к интенсивной и плодотворной работе на благо той массы 30-миллионного мусульманства, которая до сих пор в списке других народностей России, либо вовсе не называлась своим собственным именем, в лучшем же случае включалась в слове «и прочая, и прочая» … Этот здоровый и сильный духом колосс, лишь телесно изнывавший от гнета деспотизма, спаянный таким цементом, как Ислам, в федеративнореспубликанском строе получит наиболее благоприятные условия для своего национального и политического развития.
Но я осмеливаюсь думать и верить, что демократическая федеративная республика на национально-территориальных началах лучшим образом обеспечила бы национально-политическое развитие различных народностей, имеющих честь и счастье исповедовать ислам: при таком лишь республиканском строе получилась бы возможность полного национального культурного и политического развития, и ислам мог бы вносить в сокровищницу человечества именно то, что он когда-то вносил, чем когда-то питалась вся Европа и чего Он, Ислам, был лишен в последние века» (бурные аплодисменты).
Братья мусульмане, это наш идеал, который возможно осуществить лишь через Учредительное собрание, а чтобы докатиться до последнего, необходимо всемерно поддержать совместно со всеми демократическими элементами России Временное Правительство, доколе это последнее твердо и неукоснительно осуществляет историческую декларацию 6-го марта.
Да здравствует Союз Объединенных Горцев.
Да здравствует федеративная республика на национально-территориальных началах.
Да здравствует и процветает Ислам (бурные аплодисменты. Съезд, стоя, аплодирует и устраивает оратору овацию).
ЗАЯВЛЕНИЕ X. АГАЕВА
Выступаете внеочередным заявлением X. Агаев.
С горечью на душе должен внести элемент огорчения в наше торжество. В бакинских газетах имеется сообщение о том, что в Карсе мусульманское население подверглось насилиям и оскорблениям со стороны солдат и лиц, переодетых в солдатскую форму. В начале апреля в Карсе усиленно муссировались слухи о том, что будто мусульмане вооружаются. Такие слухи шли из углов Карсской области. И вот 15-го апреля под влиянием этих слухов вооруженные солдаты стали арестовывать мусульман и избивать их. В Карсе в это время находился представитель бакинского мусульманского благотворительного общества Карашаров, который также подвергся насилию и был арестован. Между прочим, солдаты требовали произвести обыск в мечети, которая была опечатана. В связи со всем этим состоялось экстренное заседание Исполнительного Гражданского Комитета, Советов рабочих и солдатских депутатов. Последние категорически заявили, что солдаты никаких эксцессов не допускали. Таким образом, здесь очевидно провокация. Когда открыли мечеть, то оказалось, что там был сахар, теплые вещи и прочее.
Полагая, что такие приемы, пробуждающие реакцию, угрожают развиваться, я предлагаю съезду немедленно телеграфировать Временному Правительству, Тифлисскому Комиссариату и пр. о принятии самых строгих мер к предотвращению подобных явлений.
Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Oп. 1. Д. 57. Л. 29 – 31