СООБЩЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОТРЯДА ПОЛКОВНИКА МУСАЛАЕВА О ПРЕБЫВАНИИ МУФТИЯ ГОЦИНСКОГО В ГУДЕРМЕСЕ
Не позднее 14 ноября 1917г.[1]
Начальник экспедиционного отряда полковник Мусалаев сообщил следующие подробности пребывания муфтия Гоцинского на ст. Гудермес. Муфтий Союза Объединённых Горцев Кавказа Нажмутдин Эфенди Гоцинский прибыл на ст. Гудермес в 12 часов дня. Встреченный духовенством и почетным караулом из особого отряда для борьбы с абречеством, почетными представителями чеченского населения, духовный глава горцев проследовал в дом одного из уважаемых местных хаджи.
Тем временем, оповещенные о прибытии муфтия чеченцы селения Гудермес и окрестных селений округа стали стекаться к кургану. Собралось не менее 3 тыс. человек.
В 2 часа дня муфтий, в сопровождении многочисленной группы всадников, прибыл к кургану и с особо устроенной трибуны обратился к присутствующим с пространной речью, обрисовав политическое положение, указав на необходимость стать на страже революции и благ свободы.
Муфтий в самых суровых выражениях заклеймил грабежи и насилия, принявшие за последнее время массовый характер.
«Те мусульмане, которые посягают на имущество ближнего, – сказал муфтий, – должны посчитаться вне религии, борьба с этими отщепенцами общества вменяется в священный долг каждому правоверному мусульманину. Шариат предписывает самые суровые меры борьбы с посягателями на чужую собственность; эти меры я буду проводить с суровой беспощадностью и неуклонностью. Пусть знают все, что каждый посягнувший на имущество русского или казака будет подвергнут смертной казни; каждому кто произведет кражу у мусульманина будет отсечена рука; убитых или казненных грабителей и разбойников не будут хоронить согласно обрядов нашей религии, а будут зарывать, как нечистую падаль вне кладбища. С теми, кто чинит насилие над русскими и нашими друзьями казаками я, повторяю, буду особенно неумолим, так как в переживаемое тревожное время мы должны сохранять самые лучшие отношения с соседями, те, кто нарушает наше мирное сожительство с соседями и грозит ввергнуть наш край в анархию, являются врагами ислама. Я поручил наиболее уважаемым шейхам и муллам из нашей среды устройство шариатских судов. Для активной борьбы с абреками и для выполнения решений шариатского суда, я поручил Авдархану Харсиеву в Назрановском округе и Али Митаеву в Веденском и Грозненском округах соорганизовать особые отряды милиции, по тысячу человек в каждом. Эти отряды, совместно с действующими в Чечне воинскими частями, в кратчайший срок должны восстановить прочный порядок. Все вы должны принять живейшее участие в этом деле и всеми доступными вам средствами содействовать очищению нашей территории от грабителей и разбойников».
Затем муфтий убедительно и горячо говорил о значении интеллигенции в рядах горских народов, о роли Центрального Комитета Союза Объединенных Горцев, который призван руководить политической жизнью горцев и должен быть единодушно поддерживаем всем населением Союза во всех его мероприятиях.
Слушатели восторженно принимали все предложения муфтия и дали торжественное обещание беспрекословно повиноваться всем его указаниям. Собрание затянулось до 6 часов вечера и закончилось общей молитвой.
Сопровождаемый многочисленной толпой муфтий отбыл на вокзал для следования в гор. Темио-Хан-Шypy на открывающееся 6-го ноября заседание Объединенного Совета.
Газ. «Горская жизнь». 1917. 14 ноября.
[1] Датирован по дате публикации в газете. По содержанию документа Н. Гоцинский находился в Гудермесе 5 ноября 1917 г.