ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ

Г. Н. ЧИ­ЧЕРИНА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РСФСР В ГЕРМАНИИ ПО ПОВОДУ ОБЪЯВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

31 мая 1918 г.

Кубанско-Черноморская Автономная Советская Республика сплачивает вокруг себя девяно­сто процентов населения всех без исключения отделов и округов области. Многочисленный съезд Кубанско-Черноморской области с участием чеченцев и ингушей в апреле этого года торжествен­но подтвердил неразрывную связь области с Россией и объявил вне закона всех ищущих авантюр с врагами Советской России. На Тереке существует Терский Областной Народный Совет, объеди­няющий вокруг себя девяносто пять процентов аулов, станиц, деревень, местечек, не говоря о го­родах. На Первом Областном Съезде в январе этого года все без исключения делегаты высказа­лись за Советскую власть и за неразрывную связь с Россией. Второй Съезд в апреле еще более многолюдный, чем Первый, торжественно подтвердил связь с Россией я объявил область Авто­номной Советской Республикой Российской Федерации. Происходящий ныне Третий Областной Съезд призывает граждан к оружию против покушений со стороны непрошенных гостей.

Фракция чеченцев и ингушей в Терском Народном Совете приняла следующую резолюцию: «Экстренное заседание чеченской и ингушской фракции Терского Народного Совета обсудив со­общение об объявлении Северного Кавказа независимым, единогласно приняло следующую резо­люцию: «Объявление независимости Северного Кавказа есть чрезвычайно важный акт. который должен происходить с ведома и согласия всего заинтересованного населения. Чеченско-ингушская фракция констатирует, что никаких делегатов для каких бы го пи было переговоров с Оттоман­ской делегацией в Трапезунде или с Оттоманским правительством в Константинополе чеченско-ингушский народ не посылал, что вопрос о независимости ни в каких органах и собраниях, выра­жающих волю чеченско-ингу шского народа, никогда не обсуждался. Поэтому лиц, смеющих гово­рить от имени народа который их не выбирал, чеченско-ингушская фракция считает самозванца­ми и врагами народа. Чеченско-ингушская фракция заявляет, что единственное спасение всех горцев Северного Кавказа и завоеванных революцией свобод заключается в тесном единении с рос­сийской революционной демократией. Это диктуется им не только врожденной любовью к свобо­де. но и теми экономическими отношениями, которые в последнее десятилетие тесно связали Се­верный Кавказ и Центральную Россию в одно неразрывное целое».

Вот выдержка из речи оратора ингушей и чеченцев на заседании Терского Народного Совета Шерипова: «Благодаря Великой Русской революции мы получили ту прекрасную свободу, за ко­торую столетиями бились наши предки и кидались на штыки побежденные. Теперь, когда мы по­лучили гарантию права на самоопределение, это право народ никогда никому не отдаст. Сейчас о независимости Северного Кавказа говорят помещики, князья, провокаторы и шпионы и все те, с кем Шамиль вел смертельную борьбу в течение пятидесяти лет Сейчас есть отдельные попытки со стороны этих врагов народа провозгласить независимость Кавказа и объявить имамство. Но я утверждаю, что предкам этих князей Шамиль рубил головы и так он поступил бы теперь. Наша фракция, представляющая ингушский и чеченский народ, в экстренном заседании выразила свой взгляд на вопрос об отделении, независимости Северного Кавказа в особой резолюции». Эта резо­люция уже сообщена.

Опубликовано Народный Комиссариат по Иностранным Делам. Чичерин. Документы внешней поли­тики СССР. Т. I. М. 1957. С. 338 – 339.