ПРОТЕСТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ О НЕЗАКОННОЙ ОККУПАЦИИ ГРУЗИНСКИМИ ВОЙСКАМИ ТЕРРИТО­РИИ АБХАЗИИ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЧАСТЕЙ НЕМЕЦКОЙ АРМИИ

Не ранее июня 1918 г.

В сентябре 1917 года Абхазский Национальный Совет, в виду национального единства аб­хазского народа с народами Северного Кавказа, объединившимися с начала революции в Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, в соответствии с историческими традиция­ми абхазцев и ясно выраженной народной волей воссоединить свою историческую судьбу с родст­венными народами Северного Кавказа принял решение войти в состав вышеупомянутого Союза.

На втором съезде горских народов Северного Кавказа и Дагестана, имевшим место в городе Владикавказе 20 – 30 сентября 1917 г. специальная делегация Абхазского Национального Совета обратилась с Ходатайством о принятии абхазцев в состав Союза в качестве равноправного члена. Базируясь на возвещенном Русской революцией и подтвержденном впоследствии в Брест-Литовском мирном договоре праве свободного определения народами бывшей империи царей своей судьбы, съезд народов Северного Кавказа и Дагестана с чувством естественного удовлетво­рения принял в свою семью нового члена – братскую Абхазию, предоставив ей в Правительстве Союза одно место. В соответствии с этим фактом, а также в виду вхождения в состав Союза Зака­тальского округа, Союз стал именоваться с тех пор «Союзом объединенных горцев Кавказа».

Воссоединение Абхазии с Союзом объединенных горцев Кавказа было ратифицировано ге­неральным съездом абхазского народа, имевшим место в городе Сухуми.

Ст.[1] выработанной Съездом.

От Абхазии членом Горского Правительства был делегирован г[осподин] Ашхацава.

Несмотря на столь ясно выраженную волю абхазского народа, пограничная Грузия, руково­дствуясь аннексионистскими побуждениями, не переставала вести пропаганду против Союза гор­цев Кавказа, пытаясь отторгнуть Абхазию от Союза и воссоединить ее с Грузией. Однако пред­принятые грузинами все средства, убеждения и подкупы, не могли отклонить Абхазию от едине­ния с горцами Кавказа. Тогда пользуясь временными затруднениями, испытываемыми Союзом Горцев Кавказа в борьбе с северными его врагами, вновь образовавшееся грузинское Правитель­ство позволило себе ввести на абхазскую территорию свои войска и, несмотря на своевременный протест моего Правительства, адресованный министру председателю Грузии 1 июня с. г. (1918 г.) за № 53, и на упорное сопротивление, оказываемое абхазским населением, ведет в Абхазии политику насилия и притеснений. Как Ваше Правительство усмотрит из прилагаемых документов, наиболее священные нрава абхазского народа попираются Грузинским Правительством самым жестоким образом. Абхазский Национальный Совет, протестовавший против бесчинств грузин­ских частей и эмиссаров, разогнан, несколько абхазских селений уничтожено и разграблено, мно­жество истинных патриотов Абхазии, не желавших подчиниться грузинскому игу, зверски убиты. Такой образ действия грузинского Правительства не может не вызвать чувства справедливого возмущения моего правительства, которое до настоящего времени в отношении всех своих сосе­дей на Кавказе и в частности в отношении грузин, с которыми народы Северного Кавказа связаны единством расы и давнишними симпатиями, неизменно проявляло твердую волю не только не до­пускать каких-либо политических осложнений, но стремилось к наиболее тесным союзным связям до конфедерации включительно.

Мое Правительство с чувством бесконечного сожаления констатирует, что в составе грузин­ских войск, оперирующих в Абхазии, имеются регулярные германские части.

Принимая во внимание неоднократно выраженные Императорским Германским Правитель­ством чувства благожелательности в отношении народов Северного Кавказа и преследуемых ими политических идей, мое Правительство не может допустить, чтобы в политику Императорского Правительства входило поддерживать с оружием в руках империалистические вожделения Гру­зии, направленные против Северо-Кавказской Республики, участвовать в жестокостях и насилиях, чинимых грузинскими войсками маленькому абхазскому народу.

Объясняя участие немецких войск в операциях против Абхазии только ошибкой местного немецкого командования, введенного в заблуждение Грузинским Правительством – я от имени моего Правительства самым категорическим образом протестую против образа действий Грузии в Абхазии, составной части Федеративной Республики Союза горцев Кавказа, и во избежание тяже­лых осложнений, могущих проистечь от указанной политики Грузинского Правительства, мое Правительство полагает необходимым немедленно вывести из Абхазии грузинские войска, чинов­ников и эмиссаров – временно оккупировать Абхазию смешанным отрядом Четверного Союза, впредь до последующего выяснения дипломатическим путем, в соответствии с волей абхазского народа, будущей свободы Абхазии. Я питаю глубокую уверенность, что настоящее предворение, продиктованное соображениями высокой справедливости и свидетельствующее о полной лояль­ности образа действий моего Правительства в отношении Грузинской республики, найдет долж­ную оценку Вашу и соответственное отношение Императорского Правительства.

Рукописный фонд Института ИАЭ. Ф. 2. On. 1. Д. 60. Л. 98 – 100 Копия


[1] Так в тексте.