ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ АБХАЗИИ СИМОНА БАСАРВА, ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТУРЕЦКОЙ АРМИИ В ДАГЕСТАНЕ ГАЙДАР-БЕЮ О ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ГРУЗИНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К АБХАЗСКОМУ НАРОДУ

Не позднее августа 1918 г.

В Абхазии совершаются страшные несправедливости и жестокости. После заседания от 4-го августа 1918 г. Абхазского Национального Совета, опротестовавшего решения Грузинского пра­вительства о вывозе табака из Абхазии, под председательством Варлама Шервашидзе, члены – грузины вышли из Совета, и, таким образом, в Совете остались только представители абхазцев – делегаты Кононо-Гудаут[1]. Эти истинные представители абхазского народа послали в Тифлис де­легацию с протестом против Грузинского правительства, считающего Абхазию частью Грузии, т. к. абхазский народ не может мириться с такими действиями Грузии, считает себя наравне с Грузи­ей независимым- Сегодня в полученном официальном органе Грузинского правительства «Борь­ба» напечатано буквально следующее: По сообщению возвратившегося из поездки по Абхазии и побережью Черного моря Министра земледелия Хомерики, в последнее время Абхазский Нацио­нальный Совет стал принимать позу уклонения от исполнения договора, заключенного с Грузией. Это было сделано под влиянием турецких эмиссаров, т. е. служащих.

Еще 4-го августа 1918 г. вследствие принятия Национальным Советом резолюции протеста против решения Грузинского правительства о вывозе табака из района Сухуми, оппозиция во гла­ве с Варламом Шервашидзе ушла из Совета, находя такое решение большинства Совета пагубным для интересов абхазской демократии. Но большинство осталось при своем прежнем решении, т. е. действий. По этой причине оппозиция, 15 августа 1918 г., опираясь на вооруженную силу, разо­гнала старый Национальный Совет и объявила себя Временным Национальным Советом Абхазии, затем выпустила следующее воззвание «Обращение Абхазского Национального Совета к гражда­нам», куда привлекли представителей различных национальностей, проживающих в Абхазии, ее лиц, являющихся туркофилами, лишили прав проживать в Абхазии, затем выпустили следующее воззвание – «Обращение Абхазского Национального Совета к гражданам Абхазии» – совершив­шийся факт. Выбранный по наущению турецких чиновников классовый Национальный Совет пал, и абхазская демократия, сметая на пути своих врагов, образовала Временный Национальный Со­вет. Временный Совет считает своей первейшей обязанностью организацию истинного представи­тельства интересов народов Абхазии, без различия национальностей, полномочных ее членов. Аб­хазская демократия заключила Союз с демократией Грузинской Республики, и Абхазия по догово­ру, в пределах известных отношений, временно присоединилась к Грузии. Затем в передовой ста­тье газеты говорится, что создаваемые Национальным Советом затруднения по отношению нерес­публиканского правительства, защита его верховных прав и независимости абхазского народа, требование им для себя особого финансового и таможенного правления, создание особых войско­вых частей, усилия их к отделению Абхазии от Грузин – все это делалось с целью выигрыша вре­мени к подготовке контрреволюции, долженствовавшей передать Абхазию под управление турец­кого Паши. Контрреволюционеры-абхазцы и турецкие паши нашли себе сторонников даже среди социалистов и революционеров. Доношу Вам. что мы, истинные защитники Абхазии, подверглись обстрелу и изгнанию и лишены права проживания в родной Абхазии, считаясь шпионами турец­ких эмиссаров. Только что прибывшие беженцы из Абхазии рассказывают следующее о тамошнем положении. Против самых честных и преданных сынов Абхазии и кодорцев, с давних пор ведших борьбу с большевиками, посланы грузинские войска и греческие добровольцы, а против Гудаутской Абхазии направлены немецкие и казацкие части.

В добавление к своей первой телеграмме заявляю, что абхазский народ накануне полного уничтожения. Неужели Вы все будете свидетелями гибели этого несчастного народа? Мы, любя­щие свой народ абхазский, названные шпионами турецких эмиссаров, лишены теперь права про­живания и работы в родной Абхазии. Многие действительные члены Абхазского Совета арестова­ны. Неужели нет никого, который бы заступился за права Абхазии, неужели нет силы и автори­тетного слова, которые бы заставили Грузию оставить в покое абхазцев, не воевать с ними, не на­значать против их желания членов в Национальный Совет.

Жду Ваших указаний по телеграфу. Хотя меня назвали шпионом турецких чиновников и лишили права проживания в Абхазии, но если в течение трех дней не получу от Вас указаний, то принужден буду выехать отсюда и обратиться к Грузинскому правительству, пусть и со мной слу­чится то, что случилось с любящими Родину сынами.

Представитель правительства Северного Кавказа и Дагестана Симон Басарва

Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Oп. 1. Д. 63. JI. 84.


[1] Пропущено слою