ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ГОРСКИХ ФРАКЦИЙ

ТЕРСКОГО НАРОДНОГО СОВЕТА

23 октября 1918 г.

Повестка дня: О создании Бюро горских фракций Терского Народного Совета

Присутствуют: От осетинской фракции: Цаликов, Гадиев, Арсагов.

От Ингушской фракции: Базоркин, Ахриев, Альдиев, Мальгасов. От Чеченской фракции: Арсанов, Черкесов.

От Кабардинской фракции: Лукожев и члены национальных Советов: Романов. Зазиков. Шанаев, Кубатиев.

Председателем избирается Цаликов

Секретарем Тахо-Годи.

Председатель, открывая собрание, благодарит за избрание и говорит о том, что горские тру­довые народы, представителями коих мы являемся, связанные вековой историей и культурно- бытовыми основами, являются братьями. В этот момент, когда вокруг анархия, провокация и вра­жда, необходимость диктует нам один лозунг – лозунг единения. Только единение между собою горцев, а затем единение их с трудовыми массами всей России – вот спасение и вот счастье наших народов. Провоцируют народы, говорят, что осетины в августе шли и в будущем пойдут войной на Кабарду и Осетию и в такой момент, момент ответственный необходимо нам, представителям на­рода самим объединиться и объединить свои трудовые народы для разрешения тех вопросов, которые каждый день ставят перед нами путем издания газеты, брошюр, листовок и воззваний, пу­тем поднятия авторитета Народного Совета и разъяснения положения вещей горским массам мы можем создать это единение.

Черкесов Горцы живут в своих трущобах, темные и полудикие. Необходимо создание для горцев газеты, которая проникала бы в их уголки и разъясняла бы положение вещей.

Ахриев. Идея бюро горских фракций желательна и необходима, особенно в настоящий мо­мент, но у меня сомнение, осуществится ли эта идея на практике. Найдем ли мы в себе силы для реального объединения трудовых горских масс. У нас однажды в этом направлении была попытка, которая окончилась неудачей. Но, если мы сможем создать это единение, я приветствую эту идею.

Цаликов. Пели мы сейчас не объединимся, если Народный Совет не подымется на автори­тетную для народов высоту – разгорится среди наших народов гражданская война, от которой мы погибнем. Если мы можем, вообще, осуществить идею народовластия, то теперь настал этот мо­мент – или мы должны отказаться от будущего и поставить над собою крест.

Гадиев. Товарищ Ахриев говорил, что наши партийные товарищи создавали дело, причем они работали, агитировали и т. д. Я думаю, что работа и энергия этих партийных товарищей объ­ясняется их верою в свое дело. Нам также необходимо иметь перед собою те цели, которые могли бы двинуть нас и наши народы по пути творчества. Председатель сказал, что перед нами такие за­дачи, как поднятие авторитета Народного Совета, издание газеты, примирение горских народов и т. п., но эти цели текущего момента, которые не могут заполнить жизнь наших народов и ее ак­тивных работников. Поэтому для жизненного Бюро необходима твердая и определенная идея, на­пример: самостоятельность горских народов, социализация земли или и т.п., конкретные задачи будущего. Я бы спросил нашего Председателя, какую идею мыслит он поставить перед нашими народами и создаваемым Бюро.

Цаликов. Я думаю, что ставить такие вопросы Бюро, как социализация земли и другие, с первых же шагов его деятельности при неразвитости наших народов, не следует. Вопросы будут всплывать в процессе работы, и если мы объединимся, то общими усилиями разрешим эти вопро­сы. Я думаю, что вопросы текущего момента достаточно серьезны, чтобы во имя безболезненного их разрешения мы могли бы объединиться.

Базоркин. Мне как представителю власти с большой очевидностью ясно, что нужно выйти из того тупика, в котором мы оказались. Мы, представители горцев, знаем свои народы, что ж со­циализму они не подготовлены. Нам надо много поработать среди них, дабы подготовить их к восприятию новых идей.

Альдиев. У нас одно желание – единение, ибо только единение может спасти нас. Горский Союз пал по вине вождей, которые не считались с массами. Перед нами идея – сохранение, физи­ческого существования наших народов, которым угрожают, и может угрожать в будущем опас­ность. Вот идея, которая может заполнить наше существование и двинуть нас в своей деятельно­сти. Созданием этого Бюро мы заложим фундамент единения наших народов. Пусть мы не суме­ем, но настоящее бездействие горских фракций преступно. Другого выхода я не вижу.

Лукожев заявляет свою солидарность с Альдиевым.

Черкесов говорит о необходимости выработки плана работ и высказывается за созданию Бюро.

Председатель констатирует, что представители всех фракций высказываются за создание: Бюро горских фракций, и ставит вопрос на голосование: создание бюро принимается единоглас­но, при одном воздержавшемся, после чего Председатель предлагает наметить фракциям по I представителю в Бюро.

В состав Временного Бюро делегируются от Ингушской фракции – Мальгасов, от Кабардин ­ской фракции – Лукожев, от Чеченской – Арсанов, от Осетинской – Цаликов.

Собрание поручает Бюро исходатайствовать у Народного Совета для Бюро издания газеты, выпуска брошюр, воззваний и листовок. Выработать проект платформы Бюро, принять меры к скорейшему разрешению вопроса о въезде трудовых осетин в город, о представительстве народов в Совдепе.

Секретарем Бюро избирается Тахо-Годи.

Собранием постановляется занять для Бюро помещение Коммерческого Клуба, бывшее по­мещение Горского Союза.

Председатель А. Цаликов

Секретарь А. Тахо-Годи

Члены: Я. Арсанов. Г. Лукожев

Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф 2. Oп. 1. Д. 17. Л. 82 – 83. Подлинник.