ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А. ШЕРИПОВА НА V СЪЕЗДЕ ТРУДОВЫХ НАРОДОВ ТЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
30 ноября 1918 г.
г. Владикавказ
…В настоящее время контрреволюция Горского правительства делает среди горцев то же самое, что делал Бичерахов среди казачества.
Та группа горских горе-интеллигентов, которая сидит в Терском правительстве, в первые дни российской революции приносила присягу на верность этой революции. Эта группа имела безусловное доверие всех горцев Кавказа, быть может, доверие к ним как просто к горцам, знающим русский язык и русскую письменность. Это доверие кучкой помещиков во главе с Чермоевым не было оправдано, ибо, оставив ориентацию на интересы своего народа, они стали искать ориентацию на чужеземные царские штыки (аплодисменты).
В Дагестане это правительство опиралось на беков, ханов, мулл, шейхов и вообще на имущие классы. В Чечне оно опиралось на «искусственных» помещиков, получивших земли за измену делу горских народов, опиралось на шейхов богатых мулл, которые являются в нашей жизни теми же феодалами, какими были и европейские феодалы. Если шейх заявлял, что «я глава народа», то трудовая масса шла за ним, не рассуждая. И мы помним страшные события, когда сжигались промыслы и аулы, и когда первое объявлялось походом против христиан, а второе – походом во имя революции. Это было переходное время массы: анархия, оплошное хулиганство. Оно прошло, ибо масса, увидев, что ее не спасает правительство, опирающееся на шейхов и кулаков, отказало ему в доверии и выбросило вон в Темир-Хан-Шуру и Тифлис. Они оправдывались тем, что в случае торжества революции горцы будут оставаться только прихлебателями и обращали свои взоры на «братьев» – единоверных гурок. То, что они делают теперь, это не спасение, а рабство и кабала под английским игом (аплодисменты). Если в словах Горского правительства сверкали звезда и полумесяц, то теперь в них блестит британский лев, а он идет не для защиты мусульман от христиан, не для утверждения шариата, а для утверждения своего империализма. Горское правительство шествует, чтобы взять промыслы для английского капитала, чтобы, взяв эти богатства, опереться на тс слои населения, которые по своей сущности должны ненавидеть Советскую власть (аплодисменты).
В чеченском шейхе и спекулянте и в английском короле сидит один и тот же страх – боязнь распространения Советской власти (громкие аплодисменты). Если турки бросились в объятия Англии, то не из-за военных поражений, а потому, что кредит Султана в Германии стоит на той же высоте, на какой кредит Николая в Советской России (громкие аплодисменты). Мы склонны видеть в чермоевщине не какую-либо замысловатую политику, а лишь один из эпизодов мировой схватки с капиталом (аплодисменты).
Союз между Америкой, Англией, Францией, Японией, всеми имущими классами, чеченским генералом и офицером, всеми, кто идет против труда, является союзом уничтожения «заразы» большевизма.
Освобождение мусульманству хотят принести те, кто подолгу были его врагами. Угнетателем мусульман является не Советская Россия, а та хищническая Англия, с которой Чермоевы имеют Союз (аплодисменты). В штабе Чермоева сидят контрреволюционные шейхи, вроде Узун- Хаджи; там находится и «знаменитый» Али Митаев, который надул Советскую власть. (С места называют имя еще одного шейха). Много их, всех не запомню (аплодисменты, смех). Каждый чеченский красноармеец видит, что в контрреволюционном штабе Чермоева сидят шейхи, муллы, купцы, спекулянты и мародеры (аплодисменты).
Там же, в их стане, находится и Магомед-Мирза Такаев, который был спасен революционной демократией от казаков, а теперь всадил ей в спину нож. Этот негодяй недавно получил медаль от чермоевского правительства. По этому факту можно судить, кто к нам идет под именем Горского правительства.
Опубликовано: Съезды народов Терека. Сборник документов и материалов. Т. 2. Орджоникидзе. 1978. С. 184-185.