ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СОЮЗНОМ СОВЕТЕ (ПАРЛАМЕНТЕ) И ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

22 – 23 декабря 1918 г.

Состав Союзного Совета

Ст. 1. В состав Союзного Совета входят все члены бывшего Центрального Комитета и кан­дидаты к ним.

Ст. 2. Если члены Центрального Комитета или кандидаты к ним окажутся в условиях невоз­можности войти в состав Совета, замена их новыми представителями возлагается на Националь­ные советы или соответствующие органы тех народностей, коих они являются представителями.

Ст. 3. Кроме указанных выше представителей Союзный Совет пополняется членами, из­бранными от Национальных Советов или соответствующих органов пропорционально количеству населения, причем на каждые 50.000 душ населения полагается один представитель. Излишки свыше 25.000 считаются за полные 50.000.

Ст. 4. Там, где невозможно произвести выборы указанным в ст. 3 способом, представители избираются временно Союзным Советом путем кооптации из той же народности.

Ст. 5. Несение обязанностей члена Союзного Совета несовместимо с состоянием на прави­тельственной службе.

О функциях Союзного Совета

Ст. 6. Впредь до созыва Учредительного сейма Союзный Совет является законодательным органом Союза, ему принадлежит высший надзор за Союзным управлением. Он определяет орга­низацию и способ избрания Союзных властей, он устанавливает меры внутренней безопасности для поддержания спокойствия и порядка. Совет избирает Председателя правительства и утвержда­ет кабинет им составленный, объявляет войну и заключает мир, утверждает международные дого­воры и займы, отменяет в случае, противоречия общесоюзным интересам постановления народных, областных и окружных собраний и Национальных Советов, устанавливает обложение и оп­ределяет порядок расходования общесоюзных средств, утверждает отчеты правительства.

Ст. 7. Дела о постройке железных дорог и об учреждении компаний на акциях подлежат ве­дению Союзного Совета.

Ст. 8. Выработка наказа, порядок избрания президиума и различных комиссий, а также и са­мое избрание принадлежит самому Союзному Совету.

Ст. 9. Члены Союзного Совета голосуют без инструкций.

Ст. 10. Члены Союзного Совета пользуются правом законодательной инициативы, вопросов и запросов Правительству.

Ст. 11. Запросы предъявляются в письменной форме за подписью не менее 5 членов Совета Ответ на запрос должен быть дан правительством в двухнедельный срок, причем Совет может на­значать и другой более краткий срок.

Ст. 12. Союзный Совет заседает впредь до созыва Учредительного сейма.

Ст. 13. Члены Союзного Совета, занимающие должности Министра или его товарища, не участвуют в голосованиях.

Ст. 14. Заседания Союзного Совета считаются состоявшимися при наличности не менее по­ловины состава совета. Решения принимаются простым большинством.

Ст. 15. Министр может заменять себя на заседаниях Совета своим товарищем или одним из чинов министерства, за исключением того случая, когда Союзный Совет сочтет нужным личное объяснение самого министра.

О правительстве

Ст. 16. Правительство состоит из министров, избираемых указанным в ст. 6 способом.

Ст. 17. Правительство управляет Союзными делами, следит за соблюдением Союзной кон­ституции и постановлений съезда делегатов и Союзного Совета; принимает по собственной ини­циативе или по жалобе меры, необходимые чтобы заставить соблюдать их; заботится об обеспече­нии безопасности и спокойствия на территории Союза и охраняет интересы Союза; представляет Союзному Совету проекты и доклады; ему принадлежит надзор за деятельностью должностных лиц; оно представляет Союз во вне, заключает международные договоры и займы и распоряжается всеми вооруженными силами Союза; объявляет в случае надобности частичную или общую моби­лизацию; устанавливает с разрешения Совета чрезвычайные положения.

Примечание: В перерывах сессии Союзного Совета правительство может устанавливать собственной властью чрезвычайное положение с тем, однако, чтобы представить оное немедленно по открытии заседания Совета на утверждение последнего.

Примечание: В перерывах сессии Союзного Совета правительство может устанавливать собственной властью чрезвычайное положение с тем, однако, чтобы представить оное немедленно по открытии заседания Совета на утверждение последнего.

Ст. 18. Дела правительства распределяются по ведомствам, это распределение имеет своей единственной целью облегчение разбора и ведения дел, решения же исходят от правительства как единой власти.

Ст. 19. На правительство возлагается направление и объединение действий главных началь­ников ведомств по предметам законодательства и государственного управления.

Ст. 20. Члены правительства являются солидарно ответственными перед Союзным Советом.

Ст. 21. Ревизионная деятельность Государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции правительства.

Рукописный фонд Института ИАЭ ДНИ РАН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 60. Л. 85- 87.