ПРИКАЗ № 100 ПРАВИТЕЛЯ ДАГЕСТАНА ГЕНЕРАЛА М. ХАЛИЛОВА О ЛИШЕНИИ ЗВАНИЯ ШЕЙХ УЛЬ ИСЛАМА АЛИ ХАДЖИ АКУШИНСКОГО
15 июля 1919 г.
Приняв на себя по воле народных представителей Союзного Совета горцев Кавказа обязанности председателя Совета Министров, я признал первейшую заботою поставить во главе ведомства Шариатских Дел наиболее достойное, уважаемое народом и обладающее высокими познаниями Шариата лицо. Таким, но моему мнению был Шейх Али Хаджи Акушинский, которого я и избрал на пост Шейх Уль Ислама и председателя Духовного правления, считая его человеком чистых идеалов нашей религии, человеком, проникнутым, как мне казалось, желанием только добра своему родному пароду в духе Ислама и Шариата.
С прибытием в пределы Дагестана отрядов Добровольческой армии и сложением Горским правительством своих полномочий, Али Хаджи Акушинский перестал быть Шейх Уль Исламом. Во Главе правительства Дагестана, признаваемого и Добровольческой армией, стал я, как избранник дагестанских представителей Союзного Совета и духовенства.
В это время разбойные шайки большевиков усилили свою деятельность, проникли в наши аулы, смутили дагестанский народ ложью и обманом, а потому правительство, соединившись с добровольческим, решило открыть борьбу с большевиками.
К крайнему прискорбию, Али Хаджи Акушинский, доверившись главарям большевиков, увлеченный их обманными и утопическими учениями перешел на сторону большевиков и, прикрываясь званием Шейх Уль Ислама, поднял исстрадавшийся дагестанский народ на вероломные выступления против поставленных властей, против людей, пришедших в наш край с искренним желанием помочь бедствующему народу Дагестана и, наконец, против Добровольческой армия, объявившей во имя спасения своей Родины беспощадную борьбу с большевизмом.
Али Хаджи изменил своему народу, изменил родному Дагестану. Он один явился виновником того, что многие аулы разрушены, и семьи мусульман обездолены. Брат восстал на брата, сын на отца. За все это он должен будет дать ответ Великому Аллаху.
Во имя справедливости, во Имя народного блага я, правитель Дагестана, объявляю всему народу дагестанскому, что Али Хаджи Акушинский, как изменник, явившийся причиной народных бедствий и обагривший руки в крови своих братьев мусульман, не Шейх Уль Ислама, а давно уже лишен этого звания. Временно до избрания народным съездам, созываемым на 15 августа с. г. мною уже назначен Шейх Уль Ислама Абдул Басир Гаджи Мустафаев.
Призываю народ во всех делах Шариата исполнять повеления Шейх Уль Ислама Мустафаева.
Правитель Дагестана генерал-майор М. Халилов
Рукописный фонд Института ИЯЛ ДНЦ РАН. Ф. 2. Oп. I. Д 58. Л. 32 -33.