ПРОТЕСТ «СОЮЗНОГО МЕДЖЛИСА» ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПОВОДУ ПРИЗЫВА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОЙ ВОЕННОЙ МИССИИ ПОЛКОВНИКА РОУЛАНДСОНА К НАСЕЛЕНИЮ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДДЕРЖКИ ДЕЙСТВИЙ ДОБ­РОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Сентябрь 1919 г.[1]

Союзным Меджлисом Горцев Кавказа подан Верховному Комиссару Великобритании на Кавказе Оливеру Уодрону следующий протест:

Представитель английской миссии при генерале Деникине полковник Роуландсон обратился к населению Республики Союза Горцев Кавказа с воззванием следующего содержания:

«Правительство Англии поддерживает генерала Деникина и его цели Великой, Неделимой России и широкое самоуправление горских народов.

Я, представитель английской миссии при генерале Деникине полковник Роуландсон, обра­щаюсь к представителям Ингушетии, Чечни и Дагестана и говорю:

Вы не должны думать, что Англия вывела свои войска из Тифлиса и Баку потому, что она против Деникина.

Выгнав из Закавказья немцев и турок, Англия, исполнив свою задачу, отвела свои войска.

Представитель Англии в Закавказье 4 августа (новый стиль) 1919 г. объявил, что в Дагестане право водворять порядок принадлежит генералу Деникину, и что должны помогать Деникину в, его борьбе с большевиками, иначе Англия будет смотреть на это, как на акт недоброжелательства к союзникам. Однако, точно установлено, что и сторонние элементы поддерживали восстание, поднятое большевиками в Дагестане и Чечне.

Английская миссия хорошо знает, что восстание горцев не есть национальное движение, а большевистское и вызвано отдельными лицами, преследующими личные цели, большевики Гика­ло и Шерипов имеют связь с Астраханью и тамошними большевиками, против которых тысячи здравомыслящих горцев теперь воюют в рядах войск Деникина.

Англия помогает Денинкину снаряжением, танками, аэропланами, пушками, пулеметами и будет помогать до исполнения Деникиным его цели.

Англия дала для этого своих инструкторов.

Будет очень жалко, если придется обратить это оружие против горцев, и их аулы будут раз­рушены.

Англия знает, что виновны в восстании отдельные лица, а не все.

Одураченные люди до сих пор верят обещаниям большевиков, но большевики никогда не держали своего слова и не исполняли ни одного обещания.

Конец большевикам близок, так как войска Денинкина в 300 верстах от Москвы. Нет сомне­ния, что Россия, очищенная огнем и кровью, станет Великой и Неделимой.

Она тогда справедливо воздаст тем, кто помогал ее возрождению, а тем, «кто мешал этому, будут наказаны.

Я прошу Вас передать это Вашим народам и распространить среди всех.

Полковник Английской службы Роуландсон сентябрь 1919 г.».

Ознакомившись с приведенным документом, Союзный Меджлис считает своим непремен­ным долгом выразить перед Вашим Превосходительством чувство глубокого недоумения по пово­ду совершенно недопустимого и некорректного с точки зрения международной этики поступка представителя английской миссии по отношению к горским народам в момент величайшего на­пряжения их сил в борьбе за национальное освобождение и государственную независимость, в борьбе не во имя торжества чуждых горцам лозунгам русского большевизма, а единственно во имя тех высоких принципов и прав угнетенных народов на распоряжение по своему усмотрению своими судьбами, которые были неоднократно провозглашаемы, как во время войны, так и после нее, ответственными государственными деятелями Великобритании и других держав Антанты, во имя которых боролись эти державы и которые легли в самую основу работ Парижской Мирной Конференции.

В своем воззвании полковник Роуландсон находит возможным говорить не только от имени Великобритании, но он присвоил себе право выступить и от имени и других Союзных Держав, и даже от имени России и генерала Деникина.

Мало того, названный британский офицер не останавливается перед прямыми угрозами анг­лийскими инструкторами, танками, аэропланами, пушками и пулеметами по адресу горских наро­дов и их аулов, которые уже не раз разрушались генералом Деникиным при помощи, может быть, того же английского оружия.

Полковник Роуландсон откровенно говорит, что Россия должна быть Великой и Неделимой, предвосхищая и предрешая, таким образом, решение Парижской Мирной Конференции относи­тельно независимого существования государственных новообразований на территории бывшей Российской Империи не только Горской Республики, но и всех остальных Республик Закавказья, Прибалтики, Финляндии, Польши, Украины, Литвы.

Полковник Роуландсон, от имени английской миссии и за ответственность этой миссии за правильность сообщаемого, утверждает, «что восстание горцев есть не национальное движение, а большевистское». Между тем, полковнику Роуландсону более, чем всякому другому англичанину, должны быть известны характер и цели настоящего движения в горах, так как названный офицер во время господства на Северном Кавказе большевиков находился осенью прошлого 1918 г. вме­сте с другими английскими представителями в г. Владикавказе и только благодаря энергичному, с оружием в руках, вмешательству ингушей (ингуши, защищая англичан, вступили даже в бой с бронированным автомобилем большевиков) и других представителей горских народов в этом го­роде, английской миссии была сохранена жизнь, а сам полковник Роуландсон имел возможность при помощи тех же ингушей устроить свой побег из большевистского плена. Равным образом полковник Роуландсон состоял представителем английского командования при Правительстве Республики Союза Горцев Кавказа и пользовался у последнего таким высоким доверием, что был обличен званием Главнокомандующего всеми горскими вооруженными силами. Наконец, начальник полковника Роуландсона, генерал Томсон официальным письмом благодарил ингушей за ока­зание ими английской миссии содействие и гостеприимство и признал, что горцы никогда не были большевиками.

Обвинение горцев в большевизме является старым и излюбленным приемом генерала Дени­кина, чтобы оправдать свою агрессивность, бросить тень на стремление горцев к национальному самоопределению и государственной независимости. Усвоение же этого ошибочного взгляда анг­лийским офицером и открытое обвинение, брошенное им в лицо горским народам, указывает, по мнению Союзного Меджлиса на то, что полковник Роуландсон, являющийся членом английской миссии при генерале Деникине не обладает должным беспристрастием и находится вполне во вла­сти одностороннего, враждебного горцам влияния реакционных кругов Добровольческой армии.

В виду вышеизложенного, а также полагая, что выступления полковника английской служ­бы Роуландсона и открытое вмешательство его в борьбу горских народов Кавказа с реакционными силами России, имея при этом явно в виду ослабить своей угрозой английским оружием силу со­противляемости горцев – не может содействовать поднятию и укреплению престижа и авторитета Соединенного Королевства среди народов Кавказа. Союзный Меджлис просит Ваше превосходи­тельство довести до сведения Британского Правительства в Лондон о чувстве глубокого негодова­ния горских народов по поводу совершенно недопустимого воззвания полковника Роуландсона и населению Северо-Кавказской Республики.

Газ. «Вольный горец». 1919. 27 октября. № 7.


[1] Датирован по содержанию документа