СБОРНИК СВЕДЕНИЙ О ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫПУСК 1
1878 ГОД
ОБРАЩИК РЕШЕНИЙ ГОРСКОГО СЛОВЕСНОГО СУДА. (1)
Однажды ночью исчезли с пастбища три лошади, принадлежавшие трем горцам А. Б. и В. Чрез несколько времени один из обворованных, А., опознал свою лошадь у Г. и от имени своего и двух сотоварищей своих, заявил о том местному Словесному суду. Ответчик объяснил, что он никаких лошадей не крал, но что он опознанную у него лошадь приобрел покупкой у Д. Суд, выслушав показания и свидетелей от всех трех потерпевших убытки, присудил: А. взять свою лошадь от Г. и с него же взыскать удовлетворение прочим истцам за остальных двух лошадей и за все их убытки понесенные при розыске пропажи. При этом Г. от суда вручен «абаз» (20 к.) завернутый в кусок белой бязи, и письменное изложение решения, (род исполнительного листа), с правом передачи этого узла Д. и требования с него удовлетворения за свои убытки. Д. решение суда исполнил, и обратился с узлом к Е., хотя инородцу, но состоящему в районе мировых учреждений, — тому самому, от которого он в свою очередь купил упомянутую лошадь, требуя обратно заплаченные за нее деньги с убытками. Таким образом, узел с абазом и клочком бумаги, на котором написано решение, должны переходить из рук в руки, в обратном порядке по маршруту лошади, — до тех пор пока не останутся у кого-нибудь, который не может сдать их другому. Этот последний, следовательно и есть виновный, который, за удовлетворением сдатчика узла, теряет всякое право на свое вознаграждение.
Так как Е., которому предстоит рассчитать с Д. и потом передать узел с абазом далее, — не признает претензии Д. по случаю будто бы не сходства примет, описанных в решении, с проданною им лошадью, а между тем он принял уже знаменательный узел и отпираться от продажи лошади не может, то интересно знать, чем это дело будет решено у мирового судьи, к которому оно имеет поступить?…
Должно полагать, что начало этого обычая, то есть узла с абазом, имеющего у горцев (особенно Лезгин) такое официальное значение, относится ко временам владычества Шаха Аббаса Великого, при котором началась чеканка абазов (правильнее аббасов). Передача их при решении споров, подобных настоящему, служила символическою обязанностию к послушанию. Тряпка же ни что иное, как обертка абаза, для лучшего сбережения его.
Шейх-Али.
29 мая 1875 г. Кизляр.

Комментарии закрыты.