2

1587 г. апреля ранее 12.[1] – Грамота царя Федора Ивановича окоцкому мурзе Шиху[2] о пропуске и провожании в Гоузинскую землю царских послов Родиона Биркина и Петра Пивова

л. 15

// А се такова грамота от государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии к Окутцкому Шиху князю о пропуске государевых посланников.

Бога единаго безначальнаго невидимаго, превыше небес пребывающаго и словом вся сотворшаго и духом своим всем живот дарующаго, страшнаго, неприступнаго, владеющаго силами небесными и устрояющаго по всей земле всяческая, его ж в трех имянех трепещут и боятца небесная и земная и преисподняя, сего силою и действом стоим и движемся и пребываем и величеству его славу возсылаем.

Мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии и великий князь владимирский, московский

л. 16

//, ноугородцкий, царь казанский, царь астороханский, государь псковский и великий князь смоленский, тверский, югорский, пермьский, вятцкий, болгарский и иных государь и великий князь Новагорода Низовские земли, черниговский, резанский, полотцкий, ростовский, ярославский, белозерский, удорский, обдорский, кондинский и всея Сибирские земли и Северные страны повелитель и государь Лифлянские земли и иных многих государств государь Окутцкому Шиху князю милостивное наше царское слово с великим жалованьем з доброю мыслью, великое наше крепкое защищенье богопособные нашие власти царские твоему улусу, безстрашное пребыванье в нашем царском в милостивном защищенье

л. 16об.

// ото всех ваших недругов. Слово наше то. Присылал к нашему царскому величеству бити челом Грузинские земли Александр князь послов своих Иакима с товарыщи, чтоб нашему царскому величеству его и его Иверскую землю пожаловати, держати б нам под своею царскою рукою в своем царском имяни и бороняти б нам его и его землю велети своим воеводам ото всяких его недругов[3]. И мы Александра князя и его землю пожаловали, под свою царскую руку приняли есмя и держати и оберегати его и его землю ото всяких его недругов своим воеводам велели. И послали есмя ныне к Олександру князю с его

л. 17

// послы вместе посланников своих Родивона Биркина да Петра Пивова. И как наши посланники Родивон и Петр з грузинскими послы будут у тебя в твоем улусе, и ты б нашего царского величества наших посланников Родивона Биркина да Петра Пивова с их людьми и грузинских послов Иакима с товарыщи тотчас через свой улус пустити велел и выпроводити их ис своего улуса велел до Алкаса князя Черкасково и до Грузинские земли поздорову.

ЦГАДА, ф. Грузинские дела, кн. 1, 1586–1591, л. 15–17. Копия XVI в. Отпуск.

Опубликовано: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом, с. 16–17.


[1] Дата установлена на основании других документов дела о посольстве. См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. 1578–1613 гг. М., 1889, с. 13, 31.

[2] 23 сентября 1586 г. в Москву вернулся толмач Русин Данилов, который был послан из Астрахани «проведывать дороги в Грузинскую землю». С ним в Москву приехали послы кахетинского царя Александра – Иоаким, Кирилл и Хуршит. В 1587 г. они были отпущены в Кахетию вместе с русскими послами Родионом Биркиным и Петром Пивовым. Послы выехали из Москвы в апреле 1587 г., вернулись в Астрахань в июле 1588 г., в Москву – 13 октября 1588 г. и привезли от царя Александра крестоцеловальную запись. Этими посольствами начались оживленные сношения правительств царей Федора Ивановича, затем Бориса Годунова с Кахетией, которые оборвались временно в 1604–1605 гг.

Кахетинский царь Александр в сложной обстановке (борьба турецких султанов с персидскими шахами за Закавказье) добивался благодаря таким посольствам помощи от «недругов», в те годы преимущественно от дагестанского шамхапа. Для русского правительства укрепление взаимоотношений с Кахетией было связано с более общими задачами восточной политики – охрана южных границ государства и обеспечение торговых сношений через Астрахань и Каспийское море, противодействие стремлениям турецкого султана и крымского хана укрепиться в Закавказье и на северокавказском пути.

Сохранившиеся дела Посольского приказа 80–90-х годов XVI в. и начала XVII в. о сношениях с Грузией, а также о посольстве Бирки- на и Пивова опубликованы С.А. Белокуровым. См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом, с. 10–517. – Ред.

[3] Грамота такого же содержания была послана кабардинскому князю Алкасу из рода Клехстана (Гиляксан). Владение его находилось на правом берегу Терека недалеко от входа в Дарьяльское ущелье, на территории будущей Малой Кабарды.

В наказе послам Р.Биркину и П.Пивову, данном из Посольского приказа, предписывалось ехать из Астрахани к Суншину городищу, отсюда «обослаться» с мурзой Шихом и князем Алкасом, ехать к ним, передать грамоты и в подарок шубы (бархатные на горностаях) и договориться с ними о «провожании» послов до Грузии и обратно. Предполагалась возможность и другого маршрута – через землю шамхала, если он «крепился в государевой воле». См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом, с- 13–19. О Шихмурзе Окуцком см. док. № 1 и комментарии к нему. – Ред.