№ 16

1602 г. позднее ноября 30. – Из отписки терских воевод Н.Траханиотова и В. Кольцова-Масальского в Посольский приказ о посылке стрелецкого головы П.М.Широносова и «терского жильца» окоцкого мурзы Батая с военным отрядом к Дарьялу для встречи русских послов И. А. Нащокина и И.А.Леонтьева, возвращение которых из Кахетии ожидалось осенью 1602 г.

л. 155

// Список з грамоты слово в слово.

Государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии холопи твои Микифорко Траханиотов, Володька Кольцов-Масальской челом бьют.

Писали мы, холопи твои, к тебе ко государю царю и великому князю Борису Федоровичю всеа Русии в нынешнем в 111-м году октября в 1-м числе с терским жильцом с Левою Лихаревым по отписке из Грузеи твоих государевых послов Ивана Нащокина, Ивана Левонтьева, что оне по твоему государеву наказу в Грузех на посольстве у Давыда царя и у отца его Александра царя были. Опосле посольства Давыд царь и Олександр хотели их отпустити из Грузеи к тебе, ко государю, на Семен день летапровотца 111-го году, да и своих послов Давыд царь и Олександр хотели отпустити к тебе, ко государю, с ними ж. И мы, холопи твои, по их посольской отписке посылали с Терки для встречи к Сонским щелем ратных людей голову конного Павла Широносова, а с ними его Павлова приказу сотников и конных стрельцов и детей боярских годовалыдиков да терского жильца Ботая-мурзу с терскими новокрещены и с черкасы, и всего с Павлом и с Ботаем ратных людей в посылке было 250 человек[1]. Да и кабардинским князем и мурзам о посольской встрече з головою с Павлом же писали, чтоб

л. 156

// оне по твоему государеву указу с твоими госу- сударевыми людьми твоих государевых послов, встретив, проводили до Суншинсково острогу и до Терского города, и после, государь, того октября в 11 числе писали к нам, холопем твоим, ис Кабарды голова Павел Широносов да Батый- мурза Шихмурзин, что оне, пришод к Сонским щелям, посылали от себя в Ыверскую землю в Сони про твоих государевых послов отпуск проведывати конных стрельцов, а с ними кабардинских Алкасовых узденей. И конные стрельцы и Олка- совы уздени, пришед к ним, сказали, что твоим государевым послом на сей осени отпуск из Грузеи не будет, потому что у иверсково у Давыда царя з братом с его с Юрьем царевичем рознь. А твои государевы послы стоят в Ыверской земле в Загеме. Да и кобардинские князи и мурзы Солохов брат Ибак- мурза и Хорошай-мурза и Айтек-мурза и Куденек-мурза, приказывали к нам, холопем твоим, тоже, что твоим государевым послом из Грузеи на сей осени отпуску не будет. И по тем вестем мы, холопи твои, голове Павлу Широносову и Ботай- мурзе Ших-мурзину со всеми ратными людьми велели итти на Терек. А х кабардинским князем и мурзам писали, чтоб твоих государевых встречных людей проводили до Терки. И октября в 26-м числе голо

л. 157

// ва Павел Широносов да Батый-мурза Шихмурзин с твоими государевыми людьми на Терек пришли здорова, а провожали их ис Кабарды до Терки кабардинские черкасы Ибак-мурза Солохов брат, да Куденек-мурза Канбулатов, да Савуслан-мурза Домануков, да Битемрюк-мурза Илбурдин.

А после, государь, того ноября в 30-м числе пришли на Терек из Грузинские земли терские конные стрельцы Неустройко Толмач да Иванко Медведчиков, а посылал их от Сонских щелей голова Павел Широносов да Ботай-мурза Ших-мурзин з грамотою к твоим государевым послом к Ивану Нащокину, к Ивану Левонтьеву с вестью о своем приходе к Сонским щелем для их посольской встречи. И твои государевы послы Иван Нащокин да Иван Левонтьев писали с теми ж стрельцы отписку к тебе ко государю царю и великому князю Борису Федоровичю всеа Русии. А в отписке их написано, что оне по твоему государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии наказу иверского Давыда царя и отца его Александра, царева Давыдова сына Теимурата и со всеми их ближними людьми привели х кресному целованью за всю Иверскую землю…[2].

На л. 155об. адрес: Государю царю и великому князю Борису Федоровичю всея Русии.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Грузией, 1601, № 1, л. 155–157. Список XVI в.

Опубликовано: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом, с. 360-361.


[1] Содержание документа показывает, что связи Москвы и Грузии не прерывались. В этом общении на Северном Кавказе активно были задействованы не только терская администрация, терские казаки, стрельцы, но и северокавказские феодалы – князья, мурзы, уздени. Большую роль играли служилые окочане Терского города. Для встречи посольства И.А.Нащокина и И.А.Леонтьева (1602 г.) в Терском городе находились не только ратные люди – стрельцы во главе с стрелецким головой П.М.Широносовым, но и Батай-мурза с терскими новокрещенами и с черкасами. Всего с Павлом и Батаем ратных людей насчитывалось 250 человек. В их задачу входили встреча посольства, проводы к Суншинскому острогу и далее до Кахетии, встреча на обратном пути и проводы до Терского города. На определенных участках пути проводниками посольств были кабардинские князья и уздени. – Ред.

[2] Документ сообщает о приведении к крестному целованию «иверского Давыда царя (Давида. – Ред.) и отца его Александра, царева Давыдова сына Теимурата (Теймураза. – Ред.) и со всеми их ближними людьми» за всю Иверскую землю. Этот периодически повторяющийся ритуал представлял собой скорее символический акт, хотя факт присяги в своих интересах нередко использовала как одна, так и другая сторона. – Ред.