Действительность брака по мусульманскому праву обусловлена сочетанием следующих четырех условий:
– Отсутствием прямых препятствий.
– Согласием конкретных лиц.
– Определение выкупа.
– Соблюдение определенных формальностей.
Большинство препятствий, делающих брак невозможным или требующих его отсрочки, схоже с подобными условиями любого другого законодательства. Одни из них основаны на запрещении кровосмешения в случае кровного родства, к которому мусульманское право приравнивает и «родство по молоку», запрещая брак между молочными братьями и сестрами (если они были хоть раз допущены к груди одной и той же кормилицы). Другие запрещения брака носят специфический исламский характер: они распространяются, например, у маликитов, на паломника, еще носящего ихрам (одежду, свидетельствующую, что его паломничество еще не закончено), на женщину, жениться на которой уже выразил желание жениться другой претендент, а также на случаи, когда будущий супруг подвергается смертельной опасности. Согласно большинству мусульманских толков, запрещаются неравные браки по признаку социального положения будущих супругов: мужу запрещается женится на родной сестре одной из своих четырех жен; запрещается жениться на женщине, у которой еще не закончился испытательный срок идда или истибра.
Различие в религиозных исповеданиях также является препятствием для заключения брака: не разрешается брак мусульманина с идолопоклонниками. Мусульманин может жениться на еврейке или христианке, так как считается, что влияние мужа будет способствовать вовлечению еще одной новообращенной в ряды правоверных, в мусульманскую общину.
Что касается возраста новобрачных, то достаточно, чтобы будущие супруги достигли половой зрелости (в противном случае их согласие явится недействительным). Но это физиологическое условие не является необходимым, когда речь идет о браке на основании джебра, то есть принуждения вступить в брак. По мусульманскому закону согласие на брак должно исходить лишь от жениха и невесты, которые при этом могут, (а невеста обязана) выразить свою волю через вали, опекунов или доверенных лиц. Во многих мусульманских странах, как того требуют мусульманские традиции, значительными правами при заключении брака пользуется опекун невесты (в отдельных случаях и жениха) функции которого выполняют ее отец или другие ближайшие родственники. Как правило, требуется, чтобы опекуном было находящиеся в здравом рассудке совершеннолетнее лицо. Кроме того, иногда предусматривается, что опекуном мусульманина может выступать только мусульманин. Если у невесты нет родственников, которые по закону могут играть роль опекуна, функции последнего переходят к мусульманскому судье. Роль опекуна усиливается, если заключение брака происходит раньше установленного законом срока брачной правоспособности.
Следует отметить, что жениха и невесту можно заставить вступить в брак в силу права джебр – принудительного брака. Применение джебра распространяется, с одной стороны, на все виды запрещения брака, связанные с случаями умопомешательства; с другой – в различных мусульманских толках – на мальчиков до достижения ими половой зрелости, на девушек, не лишившихся девственности в первом браке. Согласие девушки на брак требуется лишь в тех случаях когда:
– она признана дееспособной или является вдовой, или разведенной, или сиротой,
– отец хочет выдать ее за сумасшедшего, за эпилептика, или за урода,
– ей отказывают в разрешении выйти замуж, и она прибегает к помощи кади (шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана). Молчание девственницы считается равносильным ее согласию на брак.
При любом мусульманском браке обязателен махр или садак (в исламе свадебный подарок невесте), соответствующий материальному положению жениха и невесты. Выкуп должен быт непременно реальным, а не фиктивным. Отсюда действительность брака, носящего название ширар, или брака с возмещением выкупа. Супруг, даже если ему приходится жениться по принуждению, все равно обязан платить выкуп, который в доисламский период предназначался родителям жены, а по Корану принадлежит самой жене. Как правило, устанавливается, что махром может быть как денежная сумма, так и любая вещь, обладающая определенной ценностью, или свойство предмета, способное удовлетворять одну из потребностей человека, пользование которым разрешено законом.
Поскольку махр предоставляется мужем и становится собственностью жены, определение его как приданого, является неудачным. В принципе считается, что правом на махр обладает только жена. Однако в отдельных случаях допускается его передача ее представителю. Законодательство нескольких мусульманских стран устанавливает, что от имени невесты, которая впервые выходит замуж, махр может получить ее отец или дед, выполняющие функции ее опекуна. Поэтому неверным является утверждение, что мужчина платит выкуп за невесту ее отцу. Современный иранский кодекс считает махр – признание долгов – «денежным возмещением за плотские наслаждения». Не следует смешивать выкуп за невесту с шура или с джихаз, то есть приданым невесты.