ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ОТ 27 МАРТА 1830 Г., ПРОПИСАННОЕ В УКАЗЕ СЕНАТА ОТ 20 МАЯ «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ДЕЛ МЕЖДУ МАГОМЕТАНАМИ О НЕПОВИНОВЕНИИ ДЕТЕЙ ИХ РОДИТЕЛЯМ, МАГОМЕТАНСКОЙ ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ
ПО ОБРЯДАМ И ЗАКОНАМ СЕГО ДУХОВЕНСТВА».
Правительствующий Сенат в Общем Собрании первых трех Департаментов слушал предложенное Управляющим Министерством Юстиции, Тайным Советником Дашковым1 к надлежащему исполнению Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета следующего содержания. Государственный Совет в Департаменте Законов и в Общем Собрании, рассмотрев доклад Правительствующего Сената по вопросу: решать ли в Совестном Суде2 дела татар о неповиновении детей их родителям или же предоставить оные разбирательству Духовной власти по Магометанским обрядам, признал основательными изъясненные Правительствующим Сенатом причины о неудобстве производить дела сего рода в Совестных Судах, а потому постановил:
1) Рассмотрение и решение дел между Магометанами о неповиновении детей их родителям предоставить Магометанской Духовной власти для суда по обрядам и законам сего Духовенства.
2) На сем же основании поступить и в отношении дела Трухменки Джуман Ниязовой, принесшей жалобу Астраханскому Совестному Суду на неповиновение ее детей.
На вышеизложенном мнении написано: «Его Императорское Величество, ознакомившись с мнением в Общем Собрании Государственного Совета по вопросу о месте подведомственности дел Магометан по неповиновению детей их родителям, Высочайше его утвердил и повелел исполнить». Подписал: Председатель Государственного Совета граф В. Кочубей. 27 марта 1830.
Также заслушали справку, по которой оказалось, что Общее Собрание первых трех Департаментов Правительствующего Сената всеподданнейшим докладом Его Императорскому Величеству представило по оному делу следующее мнение. Хотя дела о неповиновении детей родителям на основании существующих положений разбираются в Совестных Судах, но приняв во внимание представление Астраханского Гражданского Губернатора3 о том, что Трухменка Ниязова и две дочери ее, вышедшие замуж без позволения матери, не знают российского языка и не понимают российских законов, то весьма трудно будет достигнуть той цели, с какой следует направлять дела в Совестный Суд. Поэтому применяясь к Высочайше утвержденному 1 декабря 1826 года мнению Государственного Совета, где между всего прочего сказано, «что Магометанские брачные дела в отношении к религии должны быть представлены на рассмотрение Магометанской Духовной власти, а в отношении встречающихся гражданских вопросов: о похищении имения, о личной обиде и пр. – на рассмотрение Гражданскому Начальству», Общее Собрание первых трех Департаментов Правительствующего Сената полагает: Астраханскому Гражданскому Губернатору сообщить об этом распоряжении, дабы упомянутое дело Трухменки Ниязовой с детьми ее и другие подобные сему дела рассматривались Магометанским Духовенством согласно их обрядам и законам. Если после разбирательства духовной власти те дела прекращены не будут, тогда уже предоставлять тяжущимся разбирательство в обоюдных их претензиях в подлежащих Судебных местах.
Приказали: о должном и непременном исполнении означенного, Высочайше утвержденного Его Императорским Величеством мнения Государственного Совета, с прописанием оного и заключения Общего Собрания Правительствующего Сената, предписать указами Астраханскому Гражданскому Губернатору и тамошнему Губернскому Правлению. Для сведения дать знать и прочим Гражданским Губернаторам, Градоначальникам, Губернским и Областным Правлениям, Правительствам, Палатам, Главным и Генеральным Судам и всем Присутственным местам, а также Министрам, Военным Генерал-Губернаторам, Генерал-Губернаторам, Военным Губернаторам, управляющим и гражданскою частию. В Святейший Правительствующий Синод, в Санкт-Петербургские и Московские Департаменты Правительствующего Сената и в Московское Общее Собрание Сената сообщить результаты.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1830». – СПб, 1831, Т. 5, Отделение 1, с. 236-237 (№ 3559).
1. Дашков Дмитрий Васильевич (1788 – 26 декабря 1839) – князь, русский государственный деятель. С 1829 г. – исполняющий должность министра юстиции, в 1832-1839 гг. – министр юстиции. С февраля 1839 г. – председатель департамента законов Государственного Совета и начальник 11 отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
2. Совестной суд – особый вид местных судов в России конца XVIII – I пол. XIX вв. Совестные суды ведали гражданскими делами в примирительном порядке и некоторыми уголовными делами: преступления, совершенные безумными или малолетними, дела о колдовстве и др.
3. Осипов Александр Иванович – действительный статский советник, в 1830 г. – астраханский гражданский губернатор.