ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ОТ 12 МАРТА 1835 Г. «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРИЕЗЖАЮЩИМ В СЕМИПАЛАТИНСК АЗИАТАМ ПРАВА ИСПРАШИВАТЬ ПО ДУХОВНЫМ ИХ ДЕЛАМ РАЗРЕШЕНИЯ ОТ ГРАЖДАНСКОГО НАЧАЛЬСТВА».
Слушалась записка Министра внутренних дел1 от 18 февраля о предоставлении приезжающим в Семипалатинск азиатам права испрашивать по духовным их делам разрешения от гражданского начальства.
Комитет постановил: представление сие утвердить. Государь Император на положение Комитета Высочайше соизволил.
Записка. Вице-Канцлер1 передал мне прошение, полученное им от живущих в Семипалатинске ташкенцев, бухарцев и других азиатов, которые жаловались на Оренбургского Муфтия2, запечатывавшего построенные ими за 37 лет пред сим мечети, и просили как об открытии оных, так и о запрете Муфтию вообще мешаться в их дела.
Я немедленно потребовал объяснения от Оренбургского Муфтия3 и бывшего Генерал-губернатора Западной Сибири, который уведомил меня, что со своей стороны он уже просил Оренбургского Военного Губернатора приказать открыть мечети на том основании, что нельзя оставить народ без богослужения. Вследствие чего я обратился Генерал-адъютанту Перовскому, прося уведомить меня, как о распоряжениях, сделанных им по отношению Генерал-губернатора Западной Сибири, так и о том, не знает ли он причин, побудивших Муфтия к столь стеснительной мере? Генерал-адъютант Перовский отвечал, что, узнав из сообщения Генерала от Инфантерии Вельяминова о распоряжении Муфтия сломать вновь построенную ташкенцами в Семипалатинске мечеть, он приказал остановить сию меру до моего разрешения, и сообщал ответ Оренбургского Муфтия о причинах, по которым он запечатал мечети.
Из сведений, доставленных Оренбургским Военным Губернатором и объяснений Оренбургского Муфтия, оказалось следующее.
В Семипалатинске находится четыре мечети, из которых две построены около сорока лет тому назад приезжающими туда на время по торговым делам ташкенцами и бухарцами. В сих двух мечетях богослужение отправляли Муллы, произвольно выбранные самими азиатами из своей среды, без утверждения и испытания Оренбургского Магометанского духовного собрания и, следовательно, против указа от 22 сентября 1788 года (16710). По прошествии времени, так как одна из сих мечетей пришла в ветхость, ташкенец Магмурбаев подал прошение Семипалатинскому Городничему, а потом и Областному Начальнику о дозволении ему построить вместо обветшалой мечети новую. Не дожидаясь разрешения начальства, он приступил к построению оной. Омское Областное Правление, когда дело сие туда поступило, сочло необходимым предварительно истребовать на постройку мечети разрешения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. Таким образом, было изложено все дело, кроме того, упоминалось о просьбе одного бухарца Юсупова и жены его, жаловавшихся на ташкенца Магмурбаева, который выстроил мечеть подле их дома и тем их стеснил.
Оренбургский Муфтий, основываясь на указе от 22 сентября 1788 года и принимая в рассуждение, что из четырех мечетей, находящихся в Семипалатинске, только при двух были назначенные духовные служители, а по правилам Магометанского закона ни одна мечеть не должна быть без настоятеля, сделал распоряжение о запечатывании мечетей, выстроенных ташкентцами. Муфтий принял это решение менее стеснительным для находящихся в Семипалатинске иностранцев Магометанского закона, т.к. они, приезжая в Семипалатинск на короткое время, могут отправлять богослужение в мечетях, устроенных российскими подданными, ибо по правилам Магометанского закона возбраняется без особо уважительных причин строить мечети и производить в них порознь одно и тоже богослужение.
Хотя причины, по которым действовал Муфтий, и имели основание, но учитывая тот факт, что поступив таким образом без разрешения высшего начальства, он перешел границы власти, ему предоставленной, я предписал ему отменить немедленно все его распоряжения, и ныне получил рапорт, в котором Муфтий, извещая об исполнении моего предписания, присовокупил к тому, что ни он, ни Оренбургское Магометанское Духовное Собрание не делали распоряжения о снесении вновь построенной ташкентцами в Семипалатинске мечети.
Семипалатинские азиаты, находясь под властью Оренбургского Муфтия и Духовного Магометанского Собрания, не должны были на основании приведенного указа без его разрешения строить мечети и избирать Мулл, тем более что нет ни одного закона, допускающего исключение из общего правила. Усматривая, однако, что ташкентцы и бухарцы, как самые ревностные Магометане, очень мало уважающие духовное начальство, поставленное не Магометанскими властями, могут счесть назначение им Мулл российским Муфтием как бы стеснением свободы вероисповедания. Учитывая, что для политической ситуации и выгодной торговли снисхождение к ним в сем отношении может оказаться очень нужным, я считаю, что следует вменить Семипалатинским азиатам в обязанность докладывать о постройке мечетей, избрании Мулл и вообще о случаях, касающихся религии, местному начальству для испрошения через Генерал-губернатора Западной Сибири разрешения Министерства внутренних дел. Во избежание замешательств, которые могли бы произойти вследствие такого распоряжения в ведении метрических книг, запретить ташкентским и бухарским Муллам исправлять требы для Магометан российских подданных.
Представляя о сем на благоусмотрение Комитета Министров, имею честь добавить, что мнение сие я сообщал Вице-Канцлеру, который с сим вполне согласился.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1835». – СПб, 1836, Т. 10, с. 228-230 (№7946).
1. Д.Н. Блудов.
2. Нессельроде Карл Васильевич (1780-1862) – граф, князь, русский государственный деятель и дипломат. С 1816 г. – управляющий делами Иностранной коллегии, в 1822-1856 гг. – министр иностранных дел. С 1828 г. – вице-канцлер, с 1845 г. – канцлер.
3. В 1825-1839 гг. должность оренбургского муфтия занимал Абдусалям Абдурагимов.
4. Вельяминов Иван Александрович (1771-1837) – генерал от инфантерии. Участник войн с Францией и на Кавказе. В 1827-1834 гг. – командир Отдельного Сибирского корпуса и генерал-губернатор Западной Сибири.