СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
Глава 16. О поместных землях.
41.1 А земли, которые исстари были поместными землями русских людей, и много лет лежали в пустоте, и в прошлых годах на тех пустых землях поселилась татарва и мордва в результате государевых грамот или боярских грамот, которые были даны в безгосударственное время, когда стояли бояре под Москвою,2 а иные получили те земли и без грамот, и живут на тех землях многие годы, и с тех земель государеву службу служат, и у них тех земель не отнять. Прежде русских людей поместные земли давались татарам, а татарских земель русским людям в поместье не давали.
42. А у тех татар и у мордвы, у которых находятся поместные земли русских людей, с которых платят они оброк, те земли взять и отдать в поместье русским людям.
43. А в городах у князей, у мурз, у татар, у мордвы, у чувашей, у черемисов, у вотяков, у башкир, у бояр окольничим и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дворянам из городов, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместных и всяких земель не покупать и не менять, и в заклад, и в наем на многие годы не брать. А если московские дворяне и дворяне из городов, и дети боярские, и всяких чинов люди начнут в городах у князей, у мурз, у татар, у мордвы и у всяких ясачных3 людей земли покупать или брать в заклад или в наем на многие годы, или менять у всяких чинов людей те татарские поместные и ясачные земли, то быть им в опале у государя.
44. А у тех князей, мурз, татарвы и мордвы, чувашей, черемисов и вотяков, которые крестились в православную христианскую веру, поместных земель не отбирать, и татарам не отдавать.
45. А мурзам и татарам свои поместья не опустошать; и самим из тех поместий в иные города и села никуда не бегать и от службы не отказываться, а жить в своих поместьях и вотчинах. И владеть им, мурзам и татарам, всякому своим поместьем, где кто наделен.
Глава 20. Суд о холопах.
70. А иноземцам некрещеным в Москве и в городах держать у себя во дворах для работы иноземцев всяких разных вер, а русским людям у иноземцев некрещеных по крепостям добровольно в холопстве не быть. Для этого в прошлом 136-м (1627-1628 – Д.А.) году велено было, блаженная память великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси, и отцу его, государю, блаженная память, великому государю святейшему Филарету Никитичу, патриарху Московскому и всея Руси, запретить в Москве и в городах у иноверных и у некрещеных иноземцев служить православным христианам, т.к. иноверцы православным христианам чинят тесноту и осквернение, и многие христиане без покаяния, без отцов духовных помирают, в великий пост и в иные посты мясо и всякой скором едят.4 Великий государь и великий князь Михаил Федорович и отец его государев, блаженная ему память, святейший Филарет Никитич, патриарх Московский и всея Руси, указали православных христиан у иноземцев некрещеных из дворов взять, и впредь тем православным христианам у иноверных, у некрещеных, у иноземцев, во дворах быть не велели, чтобы в том христианским душам осквернения не было, и без покаяния не помирали бы. У иноземцев некрещеных русским людям во дворах не быть. А если некоторые русские люди начнут у некрещеных иноземцев во дворах служить по крепостям или добровольно, найдя их, чините им жестокое наказание, чтоб им и иным таким неповадно было так делать.

УКАЗ О ТОМ, ЗА КАКУЮ ПРОВИНУ КОМУ ЧИНИТЬ СМЕРТНУЮ КАЗНЬ, И ЗА КАКУЮ ПРОВИНУ СМЕРТЬЮ НЕ КАЗНИТЬ, А ЧИНИТЬ НАКАЗАНИЕ
24. А будет кого бусурман5 какими-нибудь мерами, насилием или обманом русского человека к своей басурманской вере принуждать, и по своей басурманской вере обрежет, и станет об этом известно, того басурмана казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А русского человека, которого он обасурманит, отослать к Патриарху или к иной власти, и велеть ему учинить указ по правилам Святых апостолов и Святых отцов.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1649-1675 гг.». Т.1. – СПб, 1830, с. 80-81, 128-129, 156 (Nil).
1. Источником для ст. 41 послужил боярский приговор 2 июля 1616 г. о закреплении за татарской и мордовской знатью поместий, присвоенных ими за пять лет до приговора.
2. Имеется в виду правление в Москве Семибоярщины после свержения царя Василия Шуйского в июле 1610 г.
3. Ясак – натуральная подать, которую платило государству нерусское население (как правило, пушниной, иногда скотом); ясачные земли – территория, на которой проживало население, платившее ясак.
4. Имеется в виду соответствующий Указ 1627-1628 гг. царя Михаила Федоровича.
5. Бусурман (басурман) – старорусское наименование нехристианина, прежде всего мусульманина.