Панеш А.Д.
Государственная система Мухаммеда Амина
на Северо-Западном Кавказе (1848-1859 гг.)
Одной из актуальных задач историко-правовой науки является изучение происхождения и генезиса государства в различных усло¬виях. Данная проблема в силу ее теоретической и практической зна¬чимости стала предметом пристального интереса не одного поколения исследователей. При этом на протяжении довольно длительного времени его содержательная динамика, приоритетность тех или иных аспектов изучения, а также профессиональные оценки зависели от господствующих идеологических предпочтений государства.
В последние десятилетия благодаря изменениям, произошедшим в развитии как самой историко-правовой науки, так и политического климата в стране, появились реальные возможности более взвешен¬ного подхода к пониманию сложных процессов, связанных с разви¬тием государственности у народов Кавказа.
В истории адыгов государственно-политическая традиция от¬четливо проявлялась еще с древних времен. В последние десятиле¬тия усилиями археологов, лингвистов и антропологов установлено, что начало процессов формирования ранней государственности у предков адыгов относится к III тыс. до н. э. В этот период были созданы города-государства, ставшие основой становления Хеттской империи.
Следует отметить, что процессы политогенеза наиболее успеш¬но проходили среди меотских племен, унаследовавших предшеству¬ющие культурные и политические традиции [1: 8]. В V в. до н. э. ими была создана Синдика – одно из древнейших рабовладельческих государств на территории нашей страны.
Появление адыгов на исторической арене в первых веках н. э. было связано с формированием зихского союза. Однако нашествие гуннов в IV в. н. э. прервало процесс образования единого государства. Становление единого древне-адыгского народа завершается в IX в. с образованием Касожского союза.
Этническая карта Центрального Предкавказья меняется в пери¬од нашествия татаро-монголов и Тимура. В этот сложный период формируется этническая территория кабардинцев, выделившихся в качестве субэтноса из общеадыгского этнического массива.
В рамках небольшой статьи не представляется возможным про¬следить основные тенденции развития государственности у адыгов на протяжении длительного исторического периода. Небольшое от¬ступление от заявленной темы объясняется необходимостью показать истоки адыгской государственности.
Активизация кавказской политики России привела к усилению интеграционных процессов в адыгском обществе. По мере усиления военной экспансии России происходила трансформация традицион¬ной политической системы. Созданная в ходе общественно-полити¬ческих преобразований административная система отвечала конкрет¬ным особенностям обороны страны.
Процессы политической консолидации в Западной Черкесии получили дальнейшее развитие в период деятельности третьего наи¬ба Шамиля Мухаммеда Амина. Шамиль не терял надежды объединить горцев Северного Кавказа и расширить фронт освободительного движения [2: 390]. По настоятельной просьбе делегации от абадзехов (субэтническая группа адыгов) в Западную Черкесию был направлен Мухаммед Амин.
Посланник Шамиля прибыл на Северо-Западный Кавказ в конце 1848 г. и первым посетил абадзехский аул Хаджимукохабль. Здесь он встретился с эфенди Устоко, который убедился в высокой образован¬ности и больших знаниях наиба [3: л. 1].
Важнейшим фактором, благоприятствовавшим выполнению миссии Мухаммеда Амина, стали решения Адагумского собрания (1848-1849 гг.), направленные на создание светской государственно¬сти. Потерпев неудачу в этом направлении, реформаторы обратились к исламу как к мощному идеологическому средству для сплочения адыгов [4: 44].
Мухаммед Амин начал свою деятельность на территории Абадзехии. В январе 1849 г. на большом народном собрании он огласил основную цель своей миссии: распространение шариата и политиче¬ское объединение адыгов. Большинство участников собрания поддер¬жало наиба. Военное командование на Кавказе, внимательно следив¬шее за действиями эмиссара Шамиля, отмечало весьма широкую поддержку адыгами всех начинаний наиба [5: 29]. Современник описываемых событий генерал Н.И. Карлгоф писал, что на полити¬ческом поприще в течение 10-летнего пребывания среди адыгов Мухаммед Амин действовал настойчиво, преодолевая все препят¬ствия [6: 77]. Другой автор, участник Кавказской войны И. Дроздов, сообщает: «Таинственность, которою окружил себя Магомет Амин, увлекательная речь, гордый и повелительный тон с окружавшими его старшинами, муллами и эфенди, приветливое и ласковое обращение с народом, обещания лучшей будущности, — все это произвело на абадзехов впечатление обаятельное. И вольница, которая над собою признавала только власть Аллаха, избрала владыкою своим Магомет Амина» [7: 519].
В течение пяти месяцев Мухаммед Амин объездил всю Абадзехию и хорошо изучил обстановку. Он сумел за короткое время озна¬комиться с жизнью адыгов, с их стремлениями, смог найти «общую с массой точку соприкосновения в делах религии и мусульманского подвижничества» [8: 543]. Пользуясь широкой поддержкой народа, наиб Шамиля утвердил свою власть среди абадзехов и сформировал здесь управление государственного типа.
Создав прочную базу в Абадзехии, Мухаммед Амин стремился распространить свое влияние среди темиргоевцев, егерухаевцев, хатукайцев, махошевцев, бжедугов и других. В документах военного командования указанные группы адыгов обозначались термином «мирные». Расположенные вблизи русских кордонных линий, они оказывались в сложном положении. «Мирные» адыги подчинялись военным властям, «будучи вынуждены к этому карательными акциями, голодом в результате блокады, страхом за аманатов, находящихся у русских.» [9: 167]. Данное обстоятельство создавало для наиба определенные трудности. Тем не менее в течение весны 1849 г. Му¬хаммеду Амину удалось утвердить свое влияние среди егерухаевцев, махошевцев и большей части темиргоевцев. В скором времени в сфере влияния наиба оказались и урупские кабардинцы. Попытки наиба проникнуть к бесленеевцам не увенчались успехом. Этому помешали войска под командованием генерала Н.И. Евдокимова.
Известно, что подавляющее большинство адыгского населения Северо-Западного Кавказа составляли шапсуги, натухайцы и абадзехи. Поэтому, утвердив свое влияние среди абадзехов, Мухаммед Амин стремился заручиться поддержкой натухайцев и шапсугов. Об этом свидетельствуют воззвания, отправленные к ним весной 1849 г. Военное командование осознавало, какую опасность представ¬ляют для планов царизма действия наиба Шамиля, и поэтому всячески пыталось противодействовать его усилиям. Преодолев сопротивление отрядов под командованием генерала Ковалевского, Мухаммед Амин подчинил своей власти бесленеевцев. Осенью 1849 г. прибрежные шапсуги и убыхи отправили в распоряжение наиба значительное число всадников.
Под руководством наиба черкесское сопротивление экспансии царизма приобрело более организованный характер. Активизирова¬лись военные действия адыгов на кордонной линии по р. Кубани. Мухаммед Амин хорошо осознавал, что многие неудачи военных мероприятий адыгов были связаны с деятельностью российской во¬енной разведки. Военное руководство стремилось организовать на территории адыгов разветвленную агентурную сеть, через которую вербовали лазутчиков для сбора необходимых сведений [10: 7]. Наиб Шамиля принимал меры борьбы против разведчиков. Об этом свиде¬тельствует сообщение начальника правого фланга Кавказской линии генерала Н.И. Евдокимова, из которого явствует, что посланные им четыре лазутчика возвратились, встреченные сторожевыми кордонной линии, специально выставленной наибом [11: 45]. На народных со¬браниях принимались решения о поимке лазутчиков.
Заслуживает особого внимания социальная политика Мухам¬меда Амина, которая наиболее ярко проявила себя в Бжедугии. Когда наиб обратился к бжедугам, чтобы они присоединились к обще-адыгскому союзу, только зависимые сословия поддержали его. В такой обстановке наиб решил вступить в переговоры с бжедугской знатью. В апреле 1850 г. в ауле Габукай произошла встреча князей с уполномоченным Мухаммеда Амина [12: 10]. Наиб понимал, что, только оставив сословные привилегии, можно было привлечь на свою сторону бжедугскую знать. Опираясь на нее, Мухаммед Амин рас¬считывал укрепить свои позиции. Хамышейские князья Джанклыш Хаджемуков, Индар Крымчериеко и Науруз Шуманоко перешли на сторону наиба. Из черченеевской знати первыми дали присягу Му¬хаммеду Амину Аладжуко Ахеджаков, Эльдар Эльбуздок, Пшимаф Кунчукоко и Магомчери Ахеджаков. Однако многие князья отказа¬лись признать власть наиба и переселились на правый берег р. Ку¬бани [13: 602]. Такие переходы не всегда означали принятие россий¬ского подданства. Вот что писал по этому поводу князь Хаджимуков: «Даже по отношению к России, когда сила оружия заставляла неко¬торые племена принимать присягу на подданство, они смотрели на него как на временное перемирие. Вот почему вся эпоха Кавказской войны изобилует крайне оригинальными фактами: какой-нибудь князь со своими подвластными присягал на подданство, прекращал набеги, даже охранял русские границы, а через несколько времени его встречали снова действовавшим против русских уже с оружием в руках» [14: 20].
Летом 1850 г. усилия Мухаммеда Амина были направлены на распространение своей военно-политической организации на шапсу¬гов и натухайцев. Обращение наиба вызвало бурное обсуждение на народном собрании, на котором было принято решение не признавать власти посланника Шамиля. Анализируя данные источников, можно констатировать, что на решение собрания в значительной степени повлияла позиция дворянства, пытавшаяся восстановить свои при¬вилегии [15: 28].
Примечательно то, что шапсуги готовы были принять Мухамме¬да Амина только в качестве духовного деятеля для укрепления му¬сульманской религии. В то же время шапсуги отказывались признавать наиба как главу светской власти.
В сложившейся ситуации наиб принимает решение подчинить шапсугов силой оружия. В течение лета 1850 г. при поддержке абадзехов и бжедугов Мухаммеду Амину удалось установить свое влияние на большей части территории Шапсугии. В скором времени власть наиба признали также натухайцы. Из служебной переписки кавказ¬ского военного командования видно, что Мухаммед Амин «… окон¬чательно утвердил свое влияние в сопредельных Черноморской кордонной линии племенах горцев: абадзехов, шапсугов и натухайцев. Воля его сделалась законом как для князей и дворян, так и для про¬стого народа. Он повсеместно учредил управление из преданных ему князей и большею частию духовных лиц» [16:156].
В рассматриваемый период времени в среде прибрежных шапсу¬гов и убыхов сохранились остатки христианства и языческих верова¬ний. Данное обстоятельство создавало для наиба определенные трудности при включении этих групп адыгов в создаваемую им ад¬министративную систему, основанную на принципах ислама. Тем не менее, наибу удалось преодолеть сопротивление жителей этой мест¬ности и добиться принятия присяги.
Реформаторская деятельность Мухаммеда Амина включала в себя ряд направлений политического, административного, военного и судебного характера. Успех того или иного мероприятия наиба во многом зависел от проводимой им социальной политики, опиравшей¬ся на особенности общественно-политического строя адыгов.
На контролируемой наибом территории была создана развет¬вленная система административного управления. Вся территория была разделена на участки по сто дворов в каждом, которые в свою очередь подразделялись на пять отделений. Аульский сход являлся низшей ступенью административной лестницы. Главы участков — мухтары избирались народом. В распоряжении мухтаров находилась вооруженная охрана (мутазиги).
Важным звеном административной системы наиба являлись округа, в каждом из которых были учреждены управления под назва¬нием мегкеме. Руководство округом состояло из муфтия и трех кади¬ев. При каждом мегкеме находились мечеть, мусульманское духовное училище, тюрьма для заключения преступников, помещение для су¬дей, муфтия и кадиев, конной стражи, провиантский магазин.
Количество мегкеме не было постоянным и зависело от военно-по¬литической обстановки. Первые четыре мегкеме были устроены Му¬хаммедом Амином на реках Белой, Пчаге, Пшише и Псекупсе. В дальнейшем мегкеме были построены на реках Адагуме, Кудако, Антхыре и других. Сам наиб находился в мегкеме на р. Белой. Оно же являлось главной резиденцией и административным центром государ¬ственного образования Мухаммеда Амина. При нем действовал особый меджлис, осуществлявший центральную власть. Членами меджлиса являлись известные военачальники, приверженцы ислама и преданные наибу люди. Среди них были Хаджи Касей Джандаров, старшина Барасбий, Кумык Хан Оглу, Абдулла Исмаил-эфенди и Ибрагим Хан Оглу.
Таким образом, была выстроена административная система управления, на высшей ступени которой находился сам Мухаммед Амин. Документы российской военной администрации свидетель¬ствуют о том, на контролируемой территории наиб добился беспре¬кословного выполнения своих распоряжений [17: 48]. Современники описываемых событий и историки более позднего времени едино¬душны в том, что Мухаммед Амин был энергичным и целеустрем¬ленным реформатором и добился значительных успехов в политиче¬ской централизации Западной Черкесии [18].
Адыгское население, признававшее власть Мухаммеда Амина, принимало присягу, смысл которой состоял в том, чтобы чтить Ша¬миля и его наиба, исполнять предписания Корана, отдавать десятую часть их имущества и доходов на бедных и духовенство.
Одной из важнейших задач наиба Шамиля являлось проведение военной реформы, суть которой заключалась в создании постоянного войска. Была введена также воинская повинность, а в случае необхо¬димости созывалось поголовное ополчение. Была также организова¬на караульная служба для наблюдения за действиями русских войск.
Мухаммед Амин добился значительных успехов в дальнейшем укреплении позиций ислама среди адыгов. За годы его пребывания в Западной Черкесии была налажена система мусульманского началь¬ного образования.
Следует отметить, что при создании государственной системы в Западной Черкесии Мухаммед Амин использовал опыт создания имамата Шамиля. На наш взгляд, правы М.М. Блиев и В.В. Дегоев, которые показали, что наиб Шамиля сумел создать основу военно¬-теократического государства в Черкесии [19: 497].
Таким образом, анализ изученного материала позволяет конста¬тировать, что в первой половине XIX в. в экстремальных условиях войны в адыгском обществе шел сложный и противоречивый процесс этнической и политической консолидации и становления государ¬ственности. Важным этапом этого процесса была деятельность по-сланника Шамиля Мухаммеда Амина.
Литература
- Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Современная государ¬ственность Кабардино-Балкарии: истоки пути становления, проблемы. Нальчик, 1999.
- Дадаев Ю.У. Государство Шамиля. Социально-экономическое положение, политико-правовая и военно-административная система управления. Махачкала, 2006.
- Архив АРИГИ. Ф. 1. П. 49. Д. 23. Л. 1
- Чирг А.Ю., Денисова Н.Н., Хлынина Т.П. Государственность Ады¬геи: этапы становления и развития. – Майкоп, 2002.
- Государственный архив Краснодарского края (далее – ГАКК). Ф. 261. Оп. 1. Д. 1041. Л. 29.
- Карлгоф Н. Магомет Амин //Кавказский календарь на 1861 год. – Тифлис, 1860.
- Дроздов И. Обзор военных действий на Западном Кавказе с 1848-го по 1856-й год // Кавказский сборник. – Тифлис, 1886. – Т. 10.
- Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар, 1913.
- Гордин Я.А. Кавказ: земля и кровь: Россия в Кавказской войне XIX века. СПб., 2000.
- Бижев А.Х. Социально-экономический строй народов Центрального и Северо-Западного Кавказа в годы Кавказской войны (по материалам российской разведки). Майкоп, 2005.
- Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е гг. XIX в.). Сборник архивных документов. Нальчик, 2001.
- ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 1084.
- Акты Кавказской археографической комиссии. Тифлис, 1884. Т. 10.
- Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа (по неизданным запискам природного бжедуга князя Хаджимукова) // Кавказский сборник. Тифлис, 1910. Т. 30.
- ГАКК. Ф. 260. Оп. 1. Д. 1010.
- ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 1112.
- Там же. Д. 1041.
- Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-За-падного Кавказа в 40-60-х гг. XIX в. (Сборник документов и материалов). Махачка¬ла, 1998.
- Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1994.