ПРОТОКОЛ ПЕРВОГО СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ ТЕМИР-ХАН-ШУРИНСКОГО ОКРУЖНОГО СОВЕТА И ОКРУЖНОГО КОМИТЕТА С УЧАСТИ­ЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЮЗА ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА О ЗАДАЧАХ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ

2 августа 1917г.[1]

В Дагестанском народном доме состоялось первое собрание представителей народной вла­сти по Темир-Хан-Шуринскому округу в присутствии делегатов от Союза объединенных горцев, военных депутатов Темир-Хан-Шуринского гарнизона и членов Дагестанского] Обл[астного] Исполнительного] Комитета. Собрание было открыто речью председателя Дагестанского] Обл[астного] Исполнительного] К[омитета] 3. Темирханова, который, после приветствия, обра­щенного к первым представителям народной власти, указал на важность и ответственность их ра­боты, в которой они должны оправдать возложенные на них надежды и подчеркнуть разницу меж­ду старой и новой властью, удовлетворяя всех в их нуждах.

В заключение т. Темирханов сделал общее указание на характер их работы, вытекающий из прав и обязанностей членов Окружных Советов, Окружного Комитета. После этого был произ­несен ряд речей, как членами собрания, так и гостями.

Тапа Чермоев. Сегодня счастливый день, более счастливый, чем тот, который мог быть, ес­ли бы наша борьба за независимость, веденная[2] столько лет Имамом Шамилем, окончилась побе­дой. Великий Имам рассчитывал объединить горцев лишь до Назрана. Теперь объединены все горцы от Каспийского до Черного моря. Тогда мы были бы свободны, но одиноки, теперь с нами вся русская революционная демократия. Вы, представители народа, взяли на себя тяжелую задачу, на Вас лежит ответственность перед всем Дагестаном.

Носители прежней власти уронили себя в глазах народа, и мы справедливо обвиняли их, так как они создали атмосферу взяточничества и кляуз. Вам нужно показать насколько выше власть народная. Для Вас в деле служения народу не должно быть ни кунаков, ни родных. Самый бед­ный, самый темный дагестанец – вот ближайший родственник и брат. Доверие народа должно быть Вами оправдано. Союз объединенных горцев приветствует Вас здесь и желает успеха в Ва­шей работе. Да поможет Вам в этом Аллах.

Глазунов (Представитель Сов[ета] воен[ных] деп[утатов])

Русская революция сбросила деспота царя и опрокинула все перегородки, разделяющие Рос­сию, и все народы получили широкие права на самоопределение. Революции Вы обязаны тем, что собрались здесь, но работать нам приходится при тяжких условиях внутренней разрухи и войны.

Русская революция сбросила деспота царя и опрокинула все перегородки, разделяющие Рос­сию, и все народы получили широкие права на самоопределение. Революции Вы обязаны тем, что собрались здесь, но работать нам приходится при тяжких условиях внутренней разрухи и войны. Велики права Ваши, но громадны и обязанности. Ваша работа касается не только одного округа и даже не только Дагестана, но и всей Республики. Опасность грозит и со стороны Германии, и со стороны контрреволюции. Но мы будем сражаться не одни, а вместе с Вами, свободолюбивыми горцами и воинами, и рука об руку с дагестанской интеллигенцией, которая несла те же жертвы и сидела в тюрьмах с интеллигенцией русской. Мы, воинские части, вместе с Вами умрем или побе­дим.

Приветствуем Вас от С[овета] в[оенных] депутатов]. Дай Вам Бог успеха на тернистом пути Вашей работы.

Представитель чеченского народа. Я счастлив, что мне пришлось приветствовать свободный Дагестан. Чечня – часть Дагестанского тыла. Чеченцы всегда были связаны с Вами и сердцем и умом. Они многому учились у дагестанцев и много хотели бы сказать теперь, но теперь время дел, а не речей. Помните только, что сердца чеченцев будут плакать и радоваться вместе с Дагестаном.

Тажудин Кади – окружной Комиссар Темир-Хан-Шуринского округа.

Прежде всего, мы приветствуем Вас – члены Центрального Комитета Союза[3] объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Мы чрезвычайно рады, что открытие управления Темир- Хан-Шуринского округа на революционных началах и возложение на нас заведывания и управле­ния делами округа происходит в Вашем присутствии. Сегодняшнее Ваше присутствие дает нам полное основание надеяться на то, что начатое Вами дело Вы доведете до конца. Мы не можем не сознавать, что мы бессильны, без помощи всех Вас соблюсти порядок всюду, везде и во всем обеспечить непрерывное течение гражданской жизни народа без различия партии, классов, веры и народности. Помогите нам в этой работе на началах, указываемых Вами и Временным правитель­ством, и мы, каждый со своей области в круге своих обязанностей, направим все наши усилия и стремления. Мы знаем, что от нашего благоразумия, от нашей стойкости зависит счастье народное, и за это счастье мы несем ответственность перед Вами, народом объединенных горцев, перед товарищами солдатами и офицерами, перед Правительством, перед Всемогущим Великим Алла­хом. Поэтому мы возьмемся за общее святое народное дело, и будем работать как истинные и дос­тойные сыны своей родины. Да поможет нам Аллах.

Полковник, князь Н. Тарковский.

Братья дагестанцы, я приветствую Вас от доблестных конных полков пашей дивизии. Я только что был на фронте, где видел, как наши полки своей кровью защищают добытую свободу.

Полки поклялись мне, что будут биться до последней капли крови, так как знают, за что умирать. Я передал полкам желание народа, чтобы они до конца остались на полях сражения, до победы над врагом, рядом с русской революционной армией. Я призываю Вас со своей стороны поддержать их семьи и помочь собрать новые сотни. С таким же призывом я обращался к Союзу горцев, и они обещали дать людей на пополнение полков, чтобы конечными успехами сломить врага.

М. М. Далгат – Областной Комиссар.

От имени Государственной] думы и Временного] правительства приветствую первое рево­люционное собрание Гемир-Хан-Шуринского округа. Мы должны помнить, что всеми завоеван­ными свободами мы обязаны армии и рабочему классу, но без авторитетного голоса Думы рево­люция в первые же дни превратилась бы в анархию. Этого нельзя забывать, и поэтому я предла­гаю послать три приветственные телеграммы: Временному правительству, Совету С[олдатских] и р[абочих] депутатов и Государственной думе.

Колюбошин – член Совета военных депутатов].

Граждане и братья мусульмане! Сегодня великий день. Наши мечты стали фактом. Народ правит и устраивает свою жизнь сам. Вы, избранники народа, должны устроить свою жизнь и исполнить те заветы, которые защищать послали Вас избиратели. Будьте на страже свободы, помни­те, что поворота к старому нет. Мы должны добиться закрепления свободы, и в нас Вы встретите сотрудников в этой борьбе. Мы, представители революционной армии, желаем полного успеха Вашей работе.

Бамматов – представитель Темир-Хан-Шуринского округа.

Мы отлично понимаем, какое великое значение имеют эти дни и свобода, добытая народом. Раньше 5-6 человек не смели собраться вместе для обсуждения своих нужд. Настоящей свободой мы обязаны Вам, солдаты и рабочие, и будущее наше связано с Вами, с Вами будем нести все жертвы и даем в этом слово за себя и за весь Дагестан.

Коркмасов – член Областного Совета.

Я приветствую представителей дагестанского трудового народа от Объединенного комитета социалистических партий. Особенно приятно приветствовать трудовой дагестанский народ, про­шлое которого полно стремлений к свободе и самодеятельности. Опыт революций показал, что одна политическая революция не даст прав, нужна революция экономическая, она нам необходи­ма, и мы хотим, не медля, внести те начала, что дадут нам пути к социальному идеалу. На первом месте стоит земельный вопрос. Социалисты провозгласили принцип: земля – трудовому народу, и Временное правительство принимает меры к этому. Такой мерой является учреждение земельных комитетов и созыв съезда крестьянских депутатов. По для достижения светлых идеалов социализ­ма мы должны выйти победителями в борьбе с врагами внешними – Германией и внутренними – скрытой силой контрреволюции. Боритесь же с ними, помня наш лозунг «В борьбе обретешь ты право свое».

По окончании речей была прочитана общая молитва, и председатель Областного Совета, дав последние инструкции Окружному Совету и Комиссариату, закрыл заседание.

Присутствовавшие разошлись с особым чувством в душе, с сознанием, что зародилось что-то новое, светлое в жизни.

Газ. «Время». 1917. 2 августа. № 15.


[1] Датирован по дате публикации в газете.

[2] Так в тексте.

[3] в тексте «Совета»