ПИСЬМО ОКРУЖНЫМ И НАРОДНЫМ КОМИТЕТАМ СОЮЗА ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗЫВА II СЪЕЗДА ГОРЦЕВ
Не позднее 20 августа 1917г.[1]
Первый съезд объединенных горцев, состоявшийся в начале мая т. г. во Владикавказе, не дал всех тех результатов, которых от него можно было ожидать. Заваленный текущей работой, Временный Центральный Комитет не имел возможности достаточно разработать предполагавшиеся к обсуждению вопросы. Доклады составлялись уже на самом съезде в атмосфере, не давшей серьезных гарантий в продуманности их содержания, чрезмерная экзальтация национального чувства, побудившая ревниво относиться ко всякому намеку на сужение племенной автономии, не позволила обеспечить за Центральным Комитетом столь важную по условиям момента компетенцию. Пришлось удовольствоваться сознанием, что уже самое заключение союза и создание общесоюзных органов является чрезвычайно крупным успехом и предоставить дальнейшему развитию событий доказать необходимость внесения улучшения в организацию Союза.
История последних месяцев выяснила как необходимость, так и жизненность идеи Союза.
История последних месяцев выяснила как необходимость, так и жизненность идеи Союза.
Различные племена, входящие в состав последнего, бессильные сами по себе во многих случаях, в совокупности своей составляют силу настолько внушительную, что с нею вынужден считаться каждый.
Только благодаря Союзу могли быть предотвращены недоразумения между различными горскими племенами. Только существование Союза обеспечивает различные горские народы от посягательств на их жизненные интересы и дает им возможность самостоятельно устраивать свою внутреннюю жизнь. Горские народы отдают себе ясный отчет в этом.
Единение и чувство солидарности, которым горцы явили не один пример за последние месяцы, указывают с несомненностью, что Союз не является зданием, воздвигнутым на песке, что необходимость его сознается всеми горцами.
Остается только сделать надлежащие отсюда выводы, внести в организацию Союза те изменения, на настоятельность которых указывает опыт последних месяцев, и точнее определить те цели, к которым стремится Союз.
Необходимо, прежде всего, начертить более точно компетенцию, предоставляемую Центральному Комитету, и отношения последнего с местными организациями. На первом съезде сильнее всего говорило желание обеспечить племенную автономию. События последних месяцев наглядно доказали всю необходимость, оставляя в полной силе принцип внутренней (племенной) автономии, обеспечить путем более точного определения Центрального Комитета и Съезда Делегатов возможность действительно руководить общесоюзными делами.
Очевидно так же, что Центральный Комитет для выполнения возложенных на него обязанностей нуждается в более точном, не оставляющем места спорам, определении отношений между ним и местными организациями.
Вместе с тем необходимо разрешить так или иначе финансовую проблему. Союз не может существовать на случайные пожертвования. Возможность лежащих перед Союзом задач требует изыскания значительных денежных средств, каковые, по-видимому, смогут быть добыты только путем обложения.
Целый ряд вопросов первостепенной важности, как аграрный, продовольственный, народного просвещения, духовного управления не получил окончательного разрешения на первом съезде. Центральный Комитет, несомненно, не имеет права брать на свою ответственность разрешение этих вопросов. Продолжающиеся разбои, рискующие окончательно скомпрометировать отношения между горцами и русским населением, требуют принятия самых радикальных мер. Обеспечение личной и имущественной безопасности населения, необходимость организации борьбы с анархией и контрреволюцией ставят на очередь вопрос о создании народной милиции на началах наименее обременительных для населения.
Наконец, приближение выборов в Учредительное собрание, которое наряду с разрушением судеб нашей родины установит также и начала, на которых будет строиться жизнь горских народов, требует, чтобы озаботились обеспечением возможно полного нашего представительства, подготовить население к выборам и поставить в список желательных кандидатов.
Совокупность изложенных соображений побудила Центральный Комитет вынести постановление о созыве Съезда Делегатов Объединенных Горцев на 20 августа 1917 года в сел. Анди Дагестанской области, причем согласно Конституции Союза избирается один делегат на 15000 душ населения. Помимо делегатов Центральный Комитет предлагает привлечь к участию в работе Съезда по одному представителю от окружных комитетов и наиболее влиятельных, среди каждого племени, лиц.
Центральный Комитет выражает твердую уверенность, что все местные горские организации, несмотря на краткость остающегося до съезда срока, приложат все усилия, чтобы разъяснить населению всю важность для будущности горских народов подлежащих обсуждению вопросов и необходимость избрать на делегатских или народных собраниях лиц, за которыми стоял бы действительно весь народ (см. док № 31).
Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Oп. I. Д. 151. Л. 58 – 61. Заверенная копия. ЦГА РД. Ф. 614-р. Oп. 1. Д. 4. Л. 14.
[1] Датировано по дате созыва II съезда горских народов Кавказа.