ПИСЬМО ОКРУЖНЫМ И НАРОДНЫМ КОМИТЕТАМ СОЮЗА ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗЫВА II СЪЕЗДА ГОРЦЕВ

Не позднее 20 августа 1917г.[1]

Первый съезд объединенных горцев, состоявшийся в начале мая т. г. во Владикавказе, не дал всех тех результатов, которых от него можно было ожидать. Заваленный текущей работой, Временный Центральный Комитет не имел возможности достаточно разработать предполагавшие­ся к обсуждению вопросы. Доклады составлялись уже на самом съезде в атмосфере, не давшей серьезных гарантий в продуманности их содержания, чрезмерная экзальтация национального чув­ства, побудившая ревниво относиться ко всякому намеку на сужение племенной автономии, не позволила обеспечить за Центральным Комитетом столь важную по условиям момента компетен­цию. Пришлось удовольствоваться сознанием, что уже самое заключение союза и создание обще­союзных органов является чрезвычайно крупным успехом и предоставить дальнейшему развитию событий доказать необходимость внесения улучшения в организацию Союза.

История последних месяцев выяснила как необходимость, так и жизненность идеи Союза.

История последних месяцев выяснила как необходимость, так и жизненность идеи Союза.

Различные племена, входящие в состав последнего, бессильные сами по себе во многих слу­чаях, в совокупности своей составляют силу настолько внушительную, что с нею вынужден счи­таться каждый.

Только благодаря Союзу могли быть предотвращены недоразумения между различными горскими племенами. Только существование Союза обеспечивает различные горские народы от посягательств на их жизненные интересы и дает им возможность самостоятельно устраивать свою внутреннюю жизнь. Горские народы отдают себе ясный отчет в этом.

Единение и чувство солидарности, которым горцы явили не один пример за последние ме­сяцы, указывают с несомненностью, что Союз не является зданием, воздвигнутым на песке, что необходимость его сознается всеми горцами.

Остается только сделать надлежащие отсюда выводы, внести в организацию Союза те изме­нения, на настоятельность которых указывает опыт последних месяцев, и точнее определить те цели, к которым стремится Союз.

Необходимо, прежде всего, начертить более точно компетенцию, предоставляемую Цен­тральному Комитету, и отношения последнего с местными организациями. На первом съезде силь­нее всего говорило желание обеспечить племенную автономию. События последних месяцев на­глядно доказали всю необходимость, оставляя в полной силе принцип внутренней (племенной) автономии, обеспечить путем более точного определения Центрального Комитета и Съезда Деле­гатов возможность действительно руководить общесоюзными делами.

Очевидно так же, что Центральный Комитет для выполнения возложенных на него обязан­ностей нуждается в более точном, не оставляющем места спорам, определении отношений между ним и местными организациями.

Вместе с тем необходимо разрешить так или иначе финансовую проблему. Союз не может существовать на случайные пожертвования. Возможность лежащих перед Союзом задач требует изыскания значительных денежных средств, каковые, по-видимому, смогут быть добыты только путем обложения.

Целый ряд вопросов первостепенной важности, как аграрный, продовольственный, народно­го просвещения, духовного управления не получил окончательного разрешения на первом съезде. Центральный Комитет, несомненно, не имеет права брать на свою ответственность разрешение этих вопросов. Продолжающиеся разбои, рискующие окончательно скомпрометировать отноше­ния между горцами и русским населением, требуют принятия самых радикальных мер. Обеспече­ние личной и имущественной безопасности населения, необходимость организации борьбы с анархией и контрреволюцией ставят на очередь вопрос о создании народной милиции на началах наименее обременительных для населения.

Наконец, приближение выборов в Учредительное собрание, которое наряду с разрушением судеб нашей родины установит также и начала, на которых будет строиться жизнь горских наро­дов, требует, чтобы озаботились обеспечением возможно полного нашего представительства, под­готовить население к выборам и поставить в список желательных кандидатов.

Совокупность изложенных соображений побудила Центральный Комитет вынести поста­новление о созыве Съезда Делегатов Объединенных Горцев на 20 августа 1917 года в сел. Анди Дагестанской области, причем согласно Конституции Союза избирается один делегат на 15000 душ населения. Помимо делегатов Центральный Комитет предлагает привлечь к участию в работе Съезда по одному представителю от окружных комитетов и наиболее влиятельных, среди каждого племени, лиц.

Центральный Комитет выражает твердую уверенность, что все местные горские организа­ции, несмотря на краткость остающегося до съезда срока, приложат все усилия, чтобы разъяснить населению всю важность для будущности горских народов подлежащих обсуждению вопросов и необходимость избрать на делегатских или народных собраниях лиц, за которыми стоял бы дейст­вительно весь народ (см. док № 31).

Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Oп. I. Д. 151. Л. 58 – 61. Заверенная копия. ЦГА РД. Ф. 614-р. Oп. 1. Д. 4. Л. 14.


[1] Датировано по дате созыва II съезда горских народов Кавказа.