ИНФОРМАЦИЯ В ГАЗЕТЕ «ГОРСКАЯ ЖИЗНЬ» О ПРЕДСТОЯЩЕМ ОТКРЫТИИ СЪЕЗДА ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА И ЕГО ПОВЕСТКИ ДНЯ

10 сентября 1917 г.

г. Владикавказ

Созывавшийся на 20 августа 1917 года в сел. Анди Дагестанской области Съезд делегатов Союза объединенных горцев, как известно, не состоялся. Представителями горских народностей тогда же было решено вместо несостоявшегося созвать новый съезд, на этот раз в г. Владикавказе. Сроком созыва назначено 20 сентября, причем состав делегатов по общему решению оставлен тот же самый.

В программу Владикавказского съезда, который, таким образом, начнет свои занятия через 9 дней, входят те же самые (вопросы, которые предлагалось рассмотреть на съезде андийском. Про­грамма же этого последнего была такова:

  1.  Духовные дела мусульман.
  2.  Организация народных сил для опасения революции от анархии и контрреволюции (на­родная милиция).
  3.  Борьба с разбоями.
  4.  Продовольственный вопрос.
  5.  Организация Советов крестьянских депутатов и земельных комитетов.
  6.  Подготовка населения к выборам в Учредительное собрание а) перепись, б) намечение де­легатов.
  7.  Тесное сближение с грузинским народом и ликвидация недоразумений между торцами и грузинами, живущими по соседству.
  8.  Финансы Союза.
  9.  Пересмотр Конституции.
  10.  Внутренняя организация Союза.
  11.  Формы федерации горских народов.

Надо полагать, помимо перечисленных, на обсуждение съезда будут предложены и некото­рые еще другие вопросы, выдвинутые на очередь моментом, что программою съезда предусматривается.

Из приведенного перечня видно, что Съезду Делегатов предстоит высказаться по ряду сложных и весьма существенных для горских народностей вопросов. И мы верим, что участники приложат все усилия к тому, чтобы вопросы были разрешены так, как этого требуют интересы населения.

Среди перечисленных вопросов мы не встречаем вопроса земельного. Из этого, однако, не следует, что съезду не придется касаться этого вопроса совершенно. Конечно, обстоятельное его рассмотрение во всей его сложности и со всей необходимой детальностью будет составлять дело комитетов земельных — сельских, окружных и областных. Однако, в своих основных положениях он должен быть, нам кажется, рассмотрен на общегорском съезде, хотя бы в связи с вопросом одиннадцатым. В вопросе земельном, как известно, налагаются среди горцев два неодинаковых по своей распространенности течения: меньшее из них стоит за полное присоединение горских на­родностей в земельном деле к земледельческому населению всей России (натурализация, социали­зация), и другое течение высказывается за обособленность горских народностей. Сторонники пер­вого взгляда ссылаются на то, что горцы, присоединяясь к решению земельного вопроса в общего­сударственном масштабе, могут рассчитывать на обеспечение землей малоземельного и беззе­мельного их населения, каковое обстоятельство имеет существенное значение, так как малоземе­лье представляет весьма распространенное среди горских народностей явление. Их противники, ставшие за обособление горцев, указывают, что надежда на получение новых площадей земли представляется вещью малоосновательной. Возможно даже, что при распределении национализи­рованной или социализированной земли горцам не только не дадут ничего, но еще приселят к ним некоторое количество земледельческого населения из внутренней России, а если и дадут, то не здесь, не рядом со своей родной территорией, но где-нибудь далеко, в малоземельных, например, губерниях Сибири или в Средней Азии.

При осуществлении таких мероприятий общегосударственного масштаба горцам угрожает: в первом случае – из малоземельного населения сделаться еще более малоземельным. Кроме того, в обоих случаях – быстро утратить свои незначительные особенности и навсегда раствориться до полного исчезновения в огромном море русского населения.

Съезду необходимо возможно всесторонне разобраться в этом вопросе и вынести вполне определенное по нему решение, которым затем могли бы руководствоваться в своих работах сель­ские, окружные и областные земельные комитеты.

Газ. «Горская жизнь». 1917. 10 сентября. № 11.