ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦК СОГ СК И ДАГЕСТАНА. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ТИФЛИССКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО КОМИТЕТА ГАЙДАРА БАММАТОВА ПРЕД­СЕДАТЕЛЮ ВРЕМЕШЮГО КАВКАЗСКОГО РЕВОЛЮЦИОШЮГО КОМИТЕТА Е.П. ГЕГЕЧКОРИ С ПРОТЕСТОМ О РЕОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

18 сентября 1917 г.

Гражданин Евгений Петрович!

Краевым Центром Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов на заседании 6 сентября [1917 г.], по вопросу о реорганизации высшей правительственной власти на Кавказе по­становлено:

  1.  Вся полнота власти в крае переходит в руки Кавказского революционного Комитета:
  2.  Комитет образуется исключительно из представителей партии социалистов- революционеров и социал-демократов в числе 7-8 лиц;
  3.  Национальный признак при составлении Комиссии отвергается;
  4.  Список членов Комитета, выработанный временным революционным Комитетом соглас­но с представителями партий социал-демократов и социалистов-революционеров и представлен­ный на утверждение пленарного собрания Краевого Центра представляется на окончательное ут­верждение Временного Правительства причем в случае отклонения такового Временным Прави­тельством вопрос передается на особое обсуждение Краевого Центра…
  5.  По политическим и экономическим соображениям Кавказский революционный Комитет, распространяет свою деятельность на Северный Кавказ.

Ознакомившись с настоящим постановлением Краевого Центра, на заседании коего 6 сен­тября [1917 г.] ввиду отсутствия из Тифлиса. Я не мог присутствовать от имени Центрального Ко­митета Союза Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана и Тифлисского Мусульман­ского Комитета, имею честь высказать следующие соображения.

Исторический ход событий, обостривший хронический кризис центральной правительст­венной власти, наметившийся чуть ли не с первых дней образования коалиционного Временного Правительства, привел к повсеместной почти победе того крыла революционной демократии, ко­торое помогало, что вся полнота власти должна принадлежать исключительно правомочным орга­нам демократии. Признавая необходимость более прямолинейного осуществления программы де­мократии в области нынешней политики и более энергичного проведения радикальных мероприя­тий по борьбе с внутренней разрухой, сторонники немедленной передачи власти в руки Советов преследовали, однако не столько задачи органического строительства, сколько животрепещущие цели упрочения, охранения и усугубления завоеваний революции. В силу особых условий нашей политической жизни, ввиду отсутствия у нас действительно демократической и республиканской партии, промежуточной между социалистическими партиями и партиями, явно или в скрытой форме обслуживающими интересы цензовой буржуазии, вышеуказанные задачи не могли быть осуществлены в коалиции с партией народной свободы и представителями торгово-промышленных кругов. Поэтому лозунг «социалистическое министерство» в Петрограде и в цен­тральной России, с известной точки зрения, имеет под собою реальное основание.

На Кавказе политическая обстановка иная, соотношение политических групп и партий со­вершенно другое. В силу недостаточного политического воспитания масс, главным образом му­сульманского населения, политическая жизнь края определяется не столько партийными, сколько национальными группировками. Партия социалистов-революционеров на Кавказе вообще являет­ся партией пришлой, влияние ее распространяется главным образом на армию, на небольшую часть русского населения и на единоличных представителей интеллигенции Кавказских нацио­нальностей. Социал-демократическая рабочая партия, наиболее сильная и организованная партия на Кавказе, может претендовать на политическое руководство только в пределах одной Грузии; ни в мусульманской, ни в армянской народных массах партия влиянием не пользуется. В частности в мусульманской среде социал-демократов только начинают свою работу.

Таким образом, мусульманская часть Западного Закавказья и все Восточное Закавказье и весь Северный Кавказ находится вне сферы влияния социалистических партий.

Армянские массы, как это показали выборы в городские думы, в чем впрочем, и без того не было сомнений, идут за партией «Датнакцутюнь».

Мусульманское население Закавказья группируется вокруг различных общественных и по­литических организаций преимущественно беспартийных, но, безусловно, ярко демократических и революционных, причем в организации эти входят и те социалистически мыслящие представи­тели мусульманского общества, которые полагают, что в настоящий момент деятельности в бес­партийных организациях более целесообразно, чем работе под партийным флагом.

Политической жизнью Северного Кавказа и Дагестана всецело руководит Союз Объединенных горцев, принявший по всем основным вопросам программу минимум социалистических партий.

Для всякого хотя бы поверхностного наблюдения Кавказской жизни, не может быть никако­го сомнения, что жизненные интересы кавказских народностей неразрывно связаны с торжеством русской революции и вне целей поставленных русской революционной демократией не мыслимо осуществлением национальных вожделений ни грузин, ни армян, ни мусульман.

При таком положении вещей мотивы, выдвинутые в Петрограде лозунг «Вся власть социа­листам» на Кавказе никакой реальной почвы не имеет.

Практически власть, которая опирается на широкие слои местного населения, никакого ав­торитета иметь не будет и окажется висячей в воздухе.

В настоящий роковой момент, когда только сильная и авторитетная народная власть может вывести нас из того катастрофического положения, в котором мы находимся едва ли допустимо, в угоду голому принципу, не находящему оснований в нашей жизни, создавать фикцию власти, ко­торая может быть лишь декларирована, но практически осуществлена быть не может.

Центральный Комитет Союза Объединенных горцев и Тифлисский Мусульманский Комитет признают, что в деятельность Особого Закавказского Комитета не удовлетворительно. Реоргани­зация этого Комитета, путем введения в него истинно демократических и революционных элемен­тов, является неотложной задачей, но, однако осуществление этой задачи не может быть делом Временного Кавказского Революционного Комитета, в котором нет ни одного представителя му­сульманских организаций, а должно принадлежать реальным политическим силам, действующим в Крае. Такими силами в отношении мусульманам являются: На Северном Кавказе и в Дагестане – Центральный Комитет Союза объединенных горцев, а в Закавказье – Мусульманские комитеты, объединенные в Центральном Мусульманском Закавказском Комитете (временно обязанности этого Комитета исполняет Комитет Бакинских Мусульманских общественных организаций).

Что касается вопроса о распространении деятельности Кавказского революционного Коми­тета «по политическим и экономическим соображениям» на Северный Кавказ, Центральный Ко­митет Союза объединенных горцев считает необходимым подчеркнуть, что именно экономиче­ские, политические, этнографические и географические соображения вызвали административное отделение Северного Кавказа от Закавказья, что отделение это было одним из ранних практиче­ских завоеваний революции на Кавказе.

Стремление вновь воссоединить Северный Кавказ с Закавказьем Центральный Комитет счи­тает противоречащим демократическому принципу административной децентрализации.

Комитет не может не усмотреть в этом шаге также и элемент некоторого недоверия к демо­кратическим организациям на Северном Кавказе.

На основании приведенных мотивов от имени Центрального Комитета Союза Объединен­ных горцев Северного Кавказа и Дагестана и Тифлисского Мусульманского Комитета, я считаю долгом выразить категорический протест против проектированного Временным Кавказским рево­люционным Комитетом порядка реорганизации краевой правительственной власти.

Прошу принять уверение в совершенном моем к Вам уважении и преданности.

Представитель Центрального Комитета

 Союза Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана,

Председатель Тифлисского Мусульманского Комитета Гайдар Бамматов

ЦГА СО-А Ф.Р-9. Oп. 1. Д. 3. Л.9- 11. Подлинник.