ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦК СОГ СК И ДАГЕСТАНА. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ТИФЛИССКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО КОМИТЕТА ГАЙДАРА БАММАТОВА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВРЕМЕШЮГО КАВКАЗСКОГО РЕВОЛЮЦИОШЮГО КОМИТЕТА Е.П. ГЕГЕЧКОРИ С ПРОТЕСТОМ О РЕОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
18 сентября 1917 г.
Гражданин Евгений Петрович!
Краевым Центром Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов на заседании 6 сентября [1917 г.], по вопросу о реорганизации высшей правительственной власти на Кавказе постановлено:
- Вся полнота власти в крае переходит в руки Кавказского революционного Комитета:
- Комитет образуется исключительно из представителей партии социалистов- революционеров и социал-демократов в числе 7-8 лиц;
- Национальный признак при составлении Комиссии отвергается;
- Список членов Комитета, выработанный временным революционным Комитетом согласно с представителями партий социал-демократов и социалистов-революционеров и представленный на утверждение пленарного собрания Краевого Центра представляется на окончательное утверждение Временного Правительства причем в случае отклонения такового Временным Правительством вопрос передается на особое обсуждение Краевого Центра…
- По политическим и экономическим соображениям Кавказский революционный Комитет, распространяет свою деятельность на Северный Кавказ.
Ознакомившись с настоящим постановлением Краевого Центра, на заседании коего 6 сентября [1917 г.] ввиду отсутствия из Тифлиса. Я не мог присутствовать от имени Центрального Комитета Союза Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана и Тифлисского Мусульманского Комитета, имею честь высказать следующие соображения.
Исторический ход событий, обостривший хронический кризис центральной правительственной власти, наметившийся чуть ли не с первых дней образования коалиционного Временного Правительства, привел к повсеместной почти победе того крыла революционной демократии, которое помогало, что вся полнота власти должна принадлежать исключительно правомочным органам демократии. Признавая необходимость более прямолинейного осуществления программы демократии в области нынешней политики и более энергичного проведения радикальных мероприятий по борьбе с внутренней разрухой, сторонники немедленной передачи власти в руки Советов преследовали, однако не столько задачи органического строительства, сколько животрепещущие цели упрочения, охранения и усугубления завоеваний революции. В силу особых условий нашей политической жизни, ввиду отсутствия у нас действительно демократической и республиканской партии, промежуточной между социалистическими партиями и партиями, явно или в скрытой форме обслуживающими интересы цензовой буржуазии, вышеуказанные задачи не могли быть осуществлены в коалиции с партией народной свободы и представителями торгово-промышленных кругов. Поэтому лозунг «социалистическое министерство» в Петрограде и в центральной России, с известной точки зрения, имеет под собою реальное основание.
На Кавказе политическая обстановка иная, соотношение политических групп и партий совершенно другое. В силу недостаточного политического воспитания масс, главным образом мусульманского населения, политическая жизнь края определяется не столько партийными, сколько национальными группировками. Партия социалистов-революционеров на Кавказе вообще является партией пришлой, влияние ее распространяется главным образом на армию, на небольшую часть русского населения и на единоличных представителей интеллигенции Кавказских национальностей. Социал-демократическая рабочая партия, наиболее сильная и организованная партия на Кавказе, может претендовать на политическое руководство только в пределах одной Грузии; ни в мусульманской, ни в армянской народных массах партия влиянием не пользуется. В частности в мусульманской среде социал-демократов только начинают свою работу.
Таким образом, мусульманская часть Западного Закавказья и все Восточное Закавказье и весь Северный Кавказ находится вне сферы влияния социалистических партий.
Армянские массы, как это показали выборы в городские думы, в чем впрочем, и без того не было сомнений, идут за партией «Датнакцутюнь».
Мусульманское население Закавказья группируется вокруг различных общественных и политических организаций преимущественно беспартийных, но, безусловно, ярко демократических и революционных, причем в организации эти входят и те социалистически мыслящие представители мусульманского общества, которые полагают, что в настоящий момент деятельности в беспартийных организациях более целесообразно, чем работе под партийным флагом.
Политической жизнью Северного Кавказа и Дагестана всецело руководит Союз Объединенных горцев, принявший по всем основным вопросам программу минимум социалистических партий.
Для всякого хотя бы поверхностного наблюдения Кавказской жизни, не может быть никакого сомнения, что жизненные интересы кавказских народностей неразрывно связаны с торжеством русской революции и вне целей поставленных русской революционной демократией не мыслимо осуществлением национальных вожделений ни грузин, ни армян, ни мусульман.
При таком положении вещей мотивы, выдвинутые в Петрограде лозунг «Вся власть социалистам» на Кавказе никакой реальной почвы не имеет.
Практически власть, которая опирается на широкие слои местного населения, никакого авторитета иметь не будет и окажется висячей в воздухе.
В настоящий роковой момент, когда только сильная и авторитетная народная власть может вывести нас из того катастрофического положения, в котором мы находимся едва ли допустимо, в угоду голому принципу, не находящему оснований в нашей жизни, создавать фикцию власти, которая может быть лишь декларирована, но практически осуществлена быть не может.
Центральный Комитет Союза Объединенных горцев и Тифлисский Мусульманский Комитет признают, что в деятельность Особого Закавказского Комитета не удовлетворительно. Реорганизация этого Комитета, путем введения в него истинно демократических и революционных элементов, является неотложной задачей, но, однако осуществление этой задачи не может быть делом Временного Кавказского Революционного Комитета, в котором нет ни одного представителя мусульманских организаций, а должно принадлежать реальным политическим силам, действующим в Крае. Такими силами в отношении мусульманам являются: На Северном Кавказе и в Дагестане – Центральный Комитет Союза объединенных горцев, а в Закавказье – Мусульманские комитеты, объединенные в Центральном Мусульманском Закавказском Комитете (временно обязанности этого Комитета исполняет Комитет Бакинских Мусульманских общественных организаций).
Что касается вопроса о распространении деятельности Кавказского революционного Комитета «по политическим и экономическим соображениям» на Северный Кавказ, Центральный Комитет Союза объединенных горцев считает необходимым подчеркнуть, что именно экономические, политические, этнографические и географические соображения вызвали административное отделение Северного Кавказа от Закавказья, что отделение это было одним из ранних практических завоеваний революции на Кавказе.
Стремление вновь воссоединить Северный Кавказ с Закавказьем Центральный Комитет считает противоречащим демократическому принципу административной децентрализации.
Комитет не может не усмотреть в этом шаге также и элемент некоторого недоверия к демократическим организациям на Северном Кавказе.
На основании приведенных мотивов от имени Центрального Комитета Союза Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана и Тифлисского Мусульманского Комитета, я считаю долгом выразить категорический протест против проектированного Временным Кавказским революционным Комитетом порядка реорганизации краевой правительственной власти.
Прошу принять уверение в совершенном моем к Вам уважении и преданности.
Представитель Центрального Комитета
Союза Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана,
Председатель Тифлисского Мусульманского Комитета Гайдар Бамматов
ЦГА СО-А Ф.Р-9. Oп. 1. Д. 3. Л.9- 11. Подлинник.