ПИСЬМО ЧЛЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ П. КОЦЕВА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ДЕЛЕГАЦИИ РЕСПУБЛИКИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
О ПОЛОЖЕНИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.
24 октября 1918 г.
г. Тифлис
В последнем своем письме от 22 сентября [1918 г. | я подробно описывал все, что могло Вас интересовать, и там же изложил о своей (Коцева) деятельности за время своего пребывания в России. Вероятно, то письмо еще не было получено Вами, когда Гайдар-Бек писал свое письмо от 30 сентября [1918 г.], полученное мною20 октября [1918 г.]. Таким образом, я не буду возвращаться к событиям того времени, уверенный, что письмо то уже Вами получено.
С 2-го октября [1918 г.] Тапы Чермоева здесь нет; в конце сентября [1918 г.] Юсуф Изет-паша прибыл в Тифлис из Батуми и, пробыв здесь до 2-го Октября [1918 г.], после обсуждения детально всего положения вместе с Тапой выехал в Баку, а оттуда в Дагестан.
Затем. 14-1-0 числа туда выехал и Васан-Гирей Джабагиев. Сегодня я от «их получил письмо, из коего видно следующее: за это время инструктора в Дагестане успели организовать кое-какие силы, да, кроме того, Нух-бек Тарковский собрал около 2-х полков и оперирует с ними в районе Темир-Хан-Шуры, откуда большевиков выдворили.
Но в районе Дербента и Петровска оперирует Бичерахов с отрядом тысяч в 10, из них коих до 8000 армян. Юсуф-Паша соединенными силами турок и дагестанцев двинулся к Дербенту и 10 октября [1918 г. | быстро его занял, а 12 октября [1918 г.] в г. Дербенте в присутствии многих тысяч народу на здании, где помещается Горское Правительство (точнее, пока Тапа, Ибрагим Гайдаров и несколько человек штата) поднят флаг Республики Горских народов Северного Кавказа, причем народ и добровольцы принесли торжественную присяг до последнего человека защищать молодую республику. С Бичераховым была только одна серьезная стычка, в которой он потерпел поражение и отступил. Сейчас, здесь по письму с ним ведутся переговоры, причем не исключена возможность признания им нашего Правительства, если будет подыскан способ того или иного разрешения участи находящихся у него армян, которые ушли с ним, когда турко-азербайджанцы брали Баку.
Ввиду такого положения я получил предписание возможно скоро закончить дела здесь и со всем штатом и канцелярией переехать в Баку, а затем и в Дербент пока. Мотивируется это тем, что голос наш и вес будет иметь на всех большое значение, когда мы будем сидеть на своей территории и таким образом, установится и связь с народом, от кого до сих пор мы были довольно-таки оторваны.
У Азербайджана нами уже заключен заем на 10 миллионов, из них некоторая часть уже получена, на днях с ними же будет заключено соглашение политико-экономического характера. Такое же, но немного уже соглашение на днях я, от имени нашего правительства, заключаю с Грузией.
В Чечне организуются части, кои должны помочь продвижению из Дагестана наших частей, пройдя им навстречу, насколько это возможно, и недалеко то время, когда Дагестан и Терек будут воссоединены.
В западной части нашей территории положение таково: там организованы посредством мобилизации в Кабарде части под названием «Отряды свободной Кабарды» под командой бывшего Кабардинского полка офицера подполковника Заурбека Даутова-Серебрякова, которая из всего Кабардинского района выбила большевиков и заявила, что она борется за идеалы, проводимые Правительством Горцев и за независимость Союза Горцев. Таким образом, пока номинально большевики существуют в Грозном и Владикавказе, да Минеральных Водах. Существуют они милостью ингушей, и, конечно, как только ингуши убедятся, что им после порыва дружбы с большевиками ничего не грозит, они сейчас же сами сбросят большевиков.
Намного сложнее вопрос взаимоотношений осетин и казаков с одной стороны и ингушей с другой, но придется так или иначе их примирить.
Большевики в Терской области сил почти не имеют, припасов военных тоже, чувствуют, что горцы ждут только удобного момента, чтобы пихнуть их ногой и главари по одиночке все разбегаются. Кроме того, недавно два комиссара, Бутырин и Андреев приезжали к нам для переговоров, соглашений и совместной работы. Я и Джабагиев три дня беседовали с ними, мы выставили условия:
- абсолютный отказ от советской власти, уничтожение совдепов и признание лишь рабочих профессиональных союзов.
- независимость Северного Кавказа как федерации, куда как штаты входят казаки, инородные и другие.
Они как будто согласились, а когда поехали в Владикавказ, то судя по ихним же газетам, сделали доклад, исказив суть наших переговоров. В общем, на заседании переругались и просто начали ругать нас, заявив, что мы изменники отечеству (конечно, большевистскому).
Таково положение на месте.
Во вне положение таково: с грузинами, немцами, Азербайджаном и, разумеется, здешними турками самое хорошее. С немцами взаимоотношения таковы, что, несмотря на неблагоприятное для них военное положение, несмотря на смену режима и прочие факторы, они во всем поддерживают нас, солидное количество вооружения и прочее имущество, мы уже отправили от них а станцию «Казбек», чтобы в нужный момент перевести к себе.
После получения твоей депеши, а затем и письма я беседовал с фон-Крейсс относительно конференции с казаками, о чем тебе писал Людендорф, но оказалось, что ни мы, ни фон-Крейсс об этой конференции ничего не знаем.
Донцы и кубанцы стоят и сейчас на точке зрения невмешательства в дела Терека и невхождения в нашу территорию, но главное командование Добровольческой армии (Алексеев умер) стоит за то, чтобы не признавать никаких республик и независимостей, а за «единую и неделимую Россию», Вероятно, полезет и на нас.
С грузинами у них произошла размолвка, и они разругались, разъехались. Как только здесь закончу дела и переведу канцелярию в указанное место, я, вероятно, поеду во главе делегации на Дон и Кубань.
Вот и все, что могу сообщить. Просьба скорей информировать, нас. В Тифлисе останется наш дипломатический представитель, кто им будет – не знаю еще.
По сведениям из большевистских газет во время наступления: Бичерахова на Петровск, Махач Дахадаев убит, и это подтверждается и из других источников.
Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Oп. I Д. 60. Л. 103 – 105.