О НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ОСЕТИИ В СОЮЗ ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ КАВКАЗА

1918 г.

Основная задача Союза объединенных горцев Кавказа главным образом Дагестанской, Тер­ской и Кубанской областей, а также кочевых народов Северного Кавказа является установление на основах мусульманской религии и цивилизации Федеративный республиканский строй мусуль­манской части Кавказа.

Союз объединенных горцев является частью Бакинского Кавказского мусульманского обще­ства, а последний в свою очередь Всероссийского мусульманского союза. Из 300.000 осетин, за­нимающих центральный Кавказ магометан 30.000 душ.

Участие христианской Осетии в этом Союзе может внести нежелательную дисгармонию и трения в Союзе, силы которого в однородности религиозной платформы.

Это участие поставит сразу же в ложное положение и весь осетинский народ, так как каж­дый подобного рода Союз обязывает своих членов известной дисциплине, подчинении постанов­лениям большинство каковой, безусловно, будет как в местном Центральном Комитете, так и в главных комитетах чисто мусульманской.

Осетия жила и развивалась в духовном отношении под воздействием двух христианских ци­вилизаций – грузинской и русской. Сойти с этого великого пути она не должна в интересах сохра­нения и развития своей национальной жизни.

В экономическом отношении, фактов, которых ныне определяет политику для каждого на­рода – материальное благосостояние Осетии ныне зависит исключительно от самого широкого общения на экономической почве главным образом с громадным окружающим населением юро­дов Северного Кавказа и русским сельским населением края, в частности с терскими казаками.

Пятимиллионная христианская масса коренного русскою народа, занявшею прочно весь Северный Кавказ, сыны которого завоевали для всех народов Империи свободу, вот та стихия, от которой завися г судьба маленького юрских народов. Вот с кем надо заключать юрским народам скорее соглашение.

Осетины восприняли от русского народа его религию, его школы, его язык, питаются демо­кратическими идеями его интеллигенции и живут уже на основах его гражданских законов и суда по уставу 1864 года, перейти в лагерь мусульманской цивилизации и права, что несет федератив­ное устройство им уже нельзя.

Осетины, добровольно вошедшие полутораста лет тому назад в состав Русского государства, всемерно стремились к установлению в нашем крае мирной жизни на почве труда и взаимного уважения правам всех народностей их окружающих.

Никаких трений и недоразумений между ними и всеми соседями не было. В будущем и во время текущих грозных событий они будут прочной опорой.

Осетинская интеллигенция с честью подтверждавшая общее имя горцев, принесшая в поли­тической борьбе неисчислимые жертвы в лице лучших своих интеллигентных сил не раз защища­ла интересы и всех остальных горских народов, прокладывая путь и к улучшению их жизни.

Она будет это делать по мере своих сил и в будущем.

Не в Союз объединенных горцев всего Кавказа на почве мусульманства видит Осетия общее благополучие, а в Союзе, прежде всею объединенного населения всей Терской области, в которой юрские народы составляют только половину, притом со всех сторон ныне окруженную тесным кольцом разноплеменного населения наших городов, селений, станиц и колоний.

Только в скорейшей организации этого Областного Союза, хотя бы в виде областного граж­данского комитета, в который горские народы входили бы на равноправных началах, Осетия ви­дит залог лучшего будущего для всех горских племен.

Только такое единение разноплеменного населения нашей области в общем малокультурно­го, малознающего друг друга разъединяемого бывшего политикою может уничтожить взаимную вражду подозрения и предубежденность.

По всесторонне обсудив вопрос о форме местного самоуправления, осетинская интеллиген­ция, стоя на широкой платформе современного течения мирового капиталистического и социаль­ного прогресса, пришла к выводам, что ввиду крайне разноплеменности населения Кавказа, его культурная отсталость и бедность, введение федеративного строя для горских мелких народов не может дать тех благ, которые принесет им национально-племенное самоуправление на широких демократических основах при деятельной поддержке общей центральной власти государства, ко­торое должно быть заинтересовано, чтобы помочь отставшей в культуре и обедневшим согражда­нам достичь общего уровня культуры.

Без подписи

ЦГА СО-А.Ф. Р-9.Оп.1.Д. 11. Л. 42-43. Копия.