О НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ОСЕТИИ В СОЮЗ ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ КАВКАЗА
1918 г.
Основная задача Союза объединенных горцев Кавказа главным образом Дагестанской, Терской и Кубанской областей, а также кочевых народов Северного Кавказа является установление на основах мусульманской религии и цивилизации Федеративный республиканский строй мусульманской части Кавказа.
Союз объединенных горцев является частью Бакинского Кавказского мусульманского общества, а последний в свою очередь Всероссийского мусульманского союза. Из 300.000 осетин, занимающих центральный Кавказ магометан 30.000 душ.
Участие христианской Осетии в этом Союзе может внести нежелательную дисгармонию и трения в Союзе, силы которого в однородности религиозной платформы.
Это участие поставит сразу же в ложное положение и весь осетинский народ, так как каждый подобного рода Союз обязывает своих членов известной дисциплине, подчинении постановлениям большинство каковой, безусловно, будет как в местном Центральном Комитете, так и в главных комитетах чисто мусульманской.
Осетия жила и развивалась в духовном отношении под воздействием двух христианских цивилизаций – грузинской и русской. Сойти с этого великого пути она не должна в интересах сохранения и развития своей национальной жизни.
В экономическом отношении, фактов, которых ныне определяет политику для каждого народа – материальное благосостояние Осетии ныне зависит исключительно от самого широкого общения на экономической почве главным образом с громадным окружающим населением юродов Северного Кавказа и русским сельским населением края, в частности с терскими казаками.
Пятимиллионная христианская масса коренного русскою народа, занявшею прочно весь Северный Кавказ, сыны которого завоевали для всех народов Империи свободу, вот та стихия, от которой завися г судьба маленького юрских народов. Вот с кем надо заключать юрским народам скорее соглашение.
Осетины восприняли от русского народа его религию, его школы, его язык, питаются демократическими идеями его интеллигенции и живут уже на основах его гражданских законов и суда по уставу 1864 года, перейти в лагерь мусульманской цивилизации и права, что несет федеративное устройство им уже нельзя.
Осетины, добровольно вошедшие полутораста лет тому назад в состав Русского государства, всемерно стремились к установлению в нашем крае мирной жизни на почве труда и взаимного уважения правам всех народностей их окружающих.
Никаких трений и недоразумений между ними и всеми соседями не было. В будущем и во время текущих грозных событий они будут прочной опорой.
Осетинская интеллигенция с честью подтверждавшая общее имя горцев, принесшая в политической борьбе неисчислимые жертвы в лице лучших своих интеллигентных сил не раз защищала интересы и всех остальных горских народов, прокладывая путь и к улучшению их жизни.
Она будет это делать по мере своих сил и в будущем.
Не в Союз объединенных горцев всего Кавказа на почве мусульманства видит Осетия общее благополучие, а в Союзе, прежде всею объединенного населения всей Терской области, в которой юрские народы составляют только половину, притом со всех сторон ныне окруженную тесным кольцом разноплеменного населения наших городов, селений, станиц и колоний.
Только в скорейшей организации этого Областного Союза, хотя бы в виде областного гражданского комитета, в который горские народы входили бы на равноправных началах, Осетия видит залог лучшего будущего для всех горских племен.
Только такое единение разноплеменного населения нашей области в общем малокультурного, малознающего друг друга разъединяемого бывшего политикою может уничтожить взаимную вражду подозрения и предубежденность.
По всесторонне обсудив вопрос о форме местного самоуправления, осетинская интеллигенция, стоя на широкой платформе современного течения мирового капиталистического и социального прогресса, пришла к выводам, что ввиду крайне разноплеменности населения Кавказа, его культурная отсталость и бедность, введение федеративного строя для горских мелких народов не может дать тех благ, которые принесет им национально-племенное самоуправление на широких демократических основах при деятельной поддержке общей центральной власти государства, которое должно быть заинтересовано, чтобы помочь отставшей в культуре и обедневшим согражданам достичь общего уровня культуры.
Без подписи
ЦГА СО-А.Ф. Р-9.Оп.1.Д. 11. Л. 42-43. Копия.