РЕЧЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЧЕЧНИ КУРУМОВА

НА ЗАСЕДАНИИ СОЮЗНОГО СОВЕТА (ПАРЛАМЕНТА)

ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

30 января 1919 г.

Уважаемое собрание! Моя Родина Чечня сейчас переживает ужасное анархическое состоя­ние. Воровства, грабежи, убийства сделались там обычными явлениями, как на дорогах, так и в населенных местах. Все эти беспорядки, вся эта анархия имеет тесную связь с деятельностью большевиков. Советской властью пущены в ход огромные средства на агитацию как против Горского Правительства – правительства якобы «буржуев» и «кровопийцей», так и против своей бла­гомыслящей, честной работящей части населения, не сочувствующих Совдепии. Меры и средства не столько самые простые, сколько заманчивые, играющие на самых темных сторонах души че­ченца.   

Приведу некоторые яркие, обрисовывающие их самые главные способы деятельности в де­лах насаждения идей Коммуны в Чечне.

Из округов Терской области самым антибольшевистским является, Веденский округ. Так, в этом округе очень многим муллам платится вполне солидное жалованье из Совдепской казны, да­же часто николаевскими.

Громадное жалованье платится там также и красноармейцам-чеченцам, которые никогда не служили и не думают служить, но жалованье получают по 550 руб. в месяц.

Конечно, это для чеченца самое выгодное дело. Зачем не брать, когда предлагают. И таких ничего не делающих, но на бумаге числящихся в Красной Армии до 13 тысяч. Только такими спо­собами поддержки темных элементов и их «противобуржуйных» склонностей, что выражается грабежами и убийствами «кровопийцев», фиктивно пользуется успехом большевизм в Чечне, в частности в Веденском округе.

Таким образом, в Чечне большевизм получает чисто чеченский оттенок и заключается в вы­тягивании «николаевских» и ничего неделании в смысле водворения порядка в стране, а наоборот, с каждым днем положение в стране ухудшается, возрастает анархия, народ развращается и теряет свои лучшие черты именно благодаря разгулу этих темных элементов чеченских красноармейцев, которым все дозволяется, лишь бы водворили равенство и интернационал.

Конечно, в этом никто не виноват, и никого я не собираюсь винить, но скажу я одно, что че­ченцы мало знают наше, конечно, еще молодое Горское Правительство, они не понимают, не зна­ют ни его намерений, ни стремлений, ни цели. Им почти ничего не известно, что происходит во­круг них, куда должны они направить свои взоры и с кем должно и необходимо иметь дело. В этом отношении, в отношении понимания взаимных интересов и выгод, в отношении прививки идей объединения и самостоятельности, я замечаю, мало сделано нашим правительством. Засы­паемые большевистскими прокламациями и листками, разжигаемые агитаторами, они имеют со­вершенно ложное понятие о стремлении и задачах Горского Правительства. Не имея права обви­нить хоть кого бы то ни было из членов Правительства, я все-таки, как знакомый с положением теперешней Чечни, предлагаю принять некоторые меры, к которым сейчас предоставляется случай, ибо они крайне необходимы и важны, как по полезности для края, так и как носящие агитаци­онный характер в пользу Горского Правительства. Из этих мер самыми важными считаю:

  1.  учреждение агитационного и информационного бюро,
  2.  поддержание некоторых тюрко-арабских мектебе,
  3.  сделать сообщение хотя бы между Шали – Гудермес – Ведено безопасными…
  4.  посылку хоть нескольких врачей с медикаментами. Вот все, что я вам хотел доложить. Еще одно опасение, которое считаю обязанным прибавить, что по мере того, как большевиков теснят с севера, они переносят все свои базы в Чечню, и боюсь, если народ вовремя не будет знать, не будет в курсе дела, не будет понимать, что для них полезно и что нужно, то в скором времени, по крайней мере, Малая Чечня может сделаться ареной крупных кровавых событий. Придите же ей на помощь.

Вопросы: А. Г. Даитбеков. 25 января 1918 г. на съезде во Владикавказе было сказано от имени трудового чеченского народа, что чеченский народ будет препятствовать вторжению в Чеч­ню Горских народов, чеченский народ будет препятствовать всячески работам Горскою прави­тельства и пойдет против контрреволюционного правительства Республики, мулл, шейхов и чле­нив Союзного Совета. Спрашиваю докладчика, насколько эти газетные сообщения соответствуют настроению чеченского народа?

Ответ: М. Курумов. Этих постановлений я не знаю или не интересовался. Они написаны членами Советской власти во Владикавказе для пропаганды. Чеченцы же приводить в исполнение этих постановлений никогда не будут, а только будут получать свое жалованье, записавшись в Красную армию, и ничего не делать. Народ чеченский не будет препятствовать проведению в жизнь постановлений Горского Правительства, и чеченцы не будут симпатизировать Советской власти во Владикавказе, если только наше правительство примет меры информационно-­агитационного характера…

Чуриков. Нам необходимо выяснить, кто именно вынес постановление от имени чеченского народа. Участвовавшие на съезде во Владикавказе были большей частью из селения Гонды, все жители селения – большевики, которые и могли вынести такое постановление, но это не есть по­становление чеченского народа…

Газ. «Дагестан». 1919. 5 и 9 февраля. №№ 29, 31.