РЕЧЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЧЕЧНИ КУРУМОВА
НА ЗАСЕДАНИИ СОЮЗНОГО СОВЕТА (ПАРЛАМЕНТА)
ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
30 января 1919 г.
Уважаемое собрание! Моя Родина Чечня сейчас переживает ужасное анархическое состояние. Воровства, грабежи, убийства сделались там обычными явлениями, как на дорогах, так и в населенных местах. Все эти беспорядки, вся эта анархия имеет тесную связь с деятельностью большевиков. Советской властью пущены в ход огромные средства на агитацию как против Горского Правительства – правительства якобы «буржуев» и «кровопийцей», так и против своей благомыслящей, честной работящей части населения, не сочувствующих Совдепии. Меры и средства не столько самые простые, сколько заманчивые, играющие на самых темных сторонах души чеченца.
Приведу некоторые яркие, обрисовывающие их самые главные способы деятельности в делах насаждения идей Коммуны в Чечне.
Из округов Терской области самым антибольшевистским является, Веденский округ. Так, в этом округе очень многим муллам платится вполне солидное жалованье из Совдепской казны, даже часто николаевскими.
Громадное жалованье платится там также и красноармейцам-чеченцам, которые никогда не служили и не думают служить, но жалованье получают по 550 руб. в месяц.
Конечно, это для чеченца самое выгодное дело. Зачем не брать, когда предлагают. И таких ничего не делающих, но на бумаге числящихся в Красной Армии до 13 тысяч. Только такими способами поддержки темных элементов и их «противобуржуйных» склонностей, что выражается грабежами и убийствами «кровопийцев», фиктивно пользуется успехом большевизм в Чечне, в частности в Веденском округе.
Таким образом, в Чечне большевизм получает чисто чеченский оттенок и заключается в вытягивании «николаевских» и ничего неделании в смысле водворения порядка в стране, а наоборот, с каждым днем положение в стране ухудшается, возрастает анархия, народ развращается и теряет свои лучшие черты именно благодаря разгулу этих темных элементов чеченских красноармейцев, которым все дозволяется, лишь бы водворили равенство и интернационал.
Конечно, в этом никто не виноват, и никого я не собираюсь винить, но скажу я одно, что чеченцы мало знают наше, конечно, еще молодое Горское Правительство, они не понимают, не знают ни его намерений, ни стремлений, ни цели. Им почти ничего не известно, что происходит вокруг них, куда должны они направить свои взоры и с кем должно и необходимо иметь дело. В этом отношении, в отношении понимания взаимных интересов и выгод, в отношении прививки идей объединения и самостоятельности, я замечаю, мало сделано нашим правительством. Засыпаемые большевистскими прокламациями и листками, разжигаемые агитаторами, они имеют совершенно ложное понятие о стремлении и задачах Горского Правительства. Не имея права обвинить хоть кого бы то ни было из членов Правительства, я все-таки, как знакомый с положением теперешней Чечни, предлагаю принять некоторые меры, к которым сейчас предоставляется случай, ибо они крайне необходимы и важны, как по полезности для края, так и как носящие агитационный характер в пользу Горского Правительства. Из этих мер самыми важными считаю:
- учреждение агитационного и информационного бюро,
- поддержание некоторых тюрко-арабских мектебе,
- сделать сообщение хотя бы между Шали – Гудермес – Ведено безопасными…
- посылку хоть нескольких врачей с медикаментами. Вот все, что я вам хотел доложить. Еще одно опасение, которое считаю обязанным прибавить, что по мере того, как большевиков теснят с севера, они переносят все свои базы в Чечню, и боюсь, если народ вовремя не будет знать, не будет в курсе дела, не будет понимать, что для них полезно и что нужно, то в скором времени, по крайней мере, Малая Чечня может сделаться ареной крупных кровавых событий. Придите же ей на помощь.
Вопросы: А. Г. Даитбеков. 25 января 1918 г. на съезде во Владикавказе было сказано от имени трудового чеченского народа, что чеченский народ будет препятствовать вторжению в Чечню Горских народов, чеченский народ будет препятствовать всячески работам Горскою правительства и пойдет против контрреволюционного правительства Республики, мулл, шейхов и членив Союзного Совета. Спрашиваю докладчика, насколько эти газетные сообщения соответствуют настроению чеченского народа?
Ответ: М. Курумов. Этих постановлений я не знаю или не интересовался. Они написаны членами Советской власти во Владикавказе для пропаганды. Чеченцы же приводить в исполнение этих постановлений никогда не будут, а только будут получать свое жалованье, записавшись в Красную армию, и ничего не делать. Народ чеченский не будет препятствовать проведению в жизнь постановлений Горского Правительства, и чеченцы не будут симпатизировать Советской власти во Владикавказе, если только наше правительство примет меры информационно-агитационного характера…
Чуриков. Нам необходимо выяснить, кто именно вынес постановление от имени чеченского народа. Участвовавшие на съезде во Владикавказе были большей частью из селения Гонды, все жители селения – большевики, которые и могли вынести такое постановление, но это не есть постановление чеченского народа…
Газ. «Дагестан». 1919. 5 и 9 февраля. №№ 29, 31.