ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ СОЮЗНОГО СОВЕТА ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

31 января 1919 г.

Председательствует: 3. Темирханов.
В зале заседания члены Президиума и члены Совета в числе 37 человек. Повестка дня: О взятии займа у Азербайджанского правительства и других республик Закавказья.
Председатель. Прошу занять места. Объявляю заседание Союзного Совета открытым.
От Правительства Республики Союза Горцев Кавказа по ведомству министерства финансов получена на имя Союзного Совета Республики объяснительная записка к законопроекту Прави¬тельства и самый законопроект, которые оглашаются.
Предоставляется слови товарищу министра финансов А. Гасанову. Тов. Министра финансов А. Гасанов: – Господа члены, все вы знаете, что в настоящее время у нас происходит формирова¬ние частей и организация нового государства. Па все это нужны расходы. Природные богатства пашей республики огромны: у нас есть обширные плодородные земли, есть нефтяные источники, рыбная ловля, лесные богатства и ископаемые. У нас выделывают вино, имеется шерсть и шерстя¬ные изделия. В общем, мы не бедные, а богаче наших соседних республик Кавказа Но сейчас в спешном порядке использовать эти богатства мы не имеем возможности, так как организация вла¬сти и формирование войсковых частей производится сейчас и не терпит отлагательства. Остается единственный способ – прибегнуть к займам. Выпуск собственных денежных знаков также явля¬ется видом займа, причем, чем больше будет выпущено денежных знаков, тем более они обесце¬ниваются, и, потому этот вид займа является, пожалуй, наихудшим.
Кроме того, у нас сейчас нет технических средств к выпуску собственных денежных знаков. В непродолжительном времени предположена конференция Кавказских республик, между про¬чим, для объединения денежной системы, а потому у нас есть надежда иметь общекавказские де¬нежные знаки.
Но ждать результатов этой конференции и выпуска общекавказских денег у нас нет никакой возможности. Поэтому, мы предполагаем в первую очередь сделать краткосрочный заем у Азер¬байджанского Правительства в 10 миллионов рублей, а затем, может быть, придется занять не¬сколько миллионов рублей и у Грузии, так как Бакинские боны, к сожалению, не на всей территории нашей республики принимаются населением. Необходимо правительству предоставить право заключать краткосрочные займы в общем на сумму не более 50 миллионов рублей с тем, чтобы эти займы погасить впоследствии при выпуске общекавказских денежных знаков, в каковом мы будем участвовать на сумму от 80 до 100 миллионов рублей. К этому времени, я надеюсь, мы ус¬пеем наладить наш Государственный финансовый аппарат для использования наших внутренних денежных ресурсов.
Меня спрашивают, куда истрачены Правительством 10 миллионов рублей, уже занятых у Азербайджана.
Могу ответить следующее: большая часть этих денег истрачена на создание наших войско¬вых частей, на формирование новых отрядов, причем эти расходы растут с каждым днем все больше. Значительная часть этих денег израсходована на содержание Правительственных учреж¬дений, а также на содержание Владикавказской железной дороги от Хасав-Юрта до Яламы. Неко¬торая часть этой суммы числится за бывшим Председателем нашего Правительства Чермоевым и за некоторыми нашими Министрами и истрачены ими на государственные нужды, причем отчетов от них еще не поступило. При нормальных условиях мирной жизни конечно представление отче¬тов не задержалось бы более чем на 2 – 3 месяца, но в пережинаемое переходное время представ¬ление этих отчетов задержится на более продолжительный срок. Несомненно одно, что отчет каж¬дой израсходованной копейки будет ими представлен, причем наш государственный контроль уже затребовал представление отчетов.
А. Абдуллаев: – Желал бы узнать, на каких условиях нашими представителями заключен заем у Азербайджанского Правительства и какие меры предполагается принять относительно бон.
Министр финансов тов. А. Гасанов: – Заем у Азербайджанского Правительства заключен на самых льготных условиях сроком на 2 года без всяких процентов и с обязательством уплатить те¬ми же бонами. Азербайджанское Правительство расположено к нам очень дружелюбно. Министр финансов Азербайджана хотел связать вопрос о займе с вопросом о заключении различных согла¬шений: железнодорожного, почтово-телеграфного, торгово-промышленного и таможенного. Но наше Правительство считало неправильным связывать между собой эти разные вопросы и. не от¬казываясь принципиально от всевозможных соглашений с Азербайджаном, выгодных и для нас, хотело, однако, занять деньги как можно скорей. Этим обстоятельством и объясняется затяжка переговоров, но когда поехал в Баку Председатель Совета Министров, Военный Министр и Ми¬нистр торговли и промышленности, переговоры пришли ж благоприятному разрешению вопроса о займе, причем в настоящее время требуется лишь Ваше согласие на заключение займа.
Правительство просит Вас санкционировать решение предпарламента от 23 декабря 1918 года, коим Правительство было уполномочено произвести внешние займы в общей сложности на сумму не, свыше 50 миллионов, а затем предоставить Правительству право участия в выпуске об¬щих денежных знаков, совместно с другими Кавказскими Республиками. Я полагаю, что как толь¬ко будут выпущены эти общие денежные знаки, сумеем погасить все краткосрочные займы.
Д. Апашев: – Спрашиваю господина докладчика, не был ли при заключении займа нашим Правительством разрешен свободный пропуск хлебных продуктов для Азербайджана. Если по¬добное условие действительно было, то это выходит уж небеспроцентный заем, а гораздо больше всякого процента, так как это может привести нас к тому, что у нас не останется ни зерна хлеба и нам придется уже ехать в Баку с мешками за хлебом.
Мин[истр] фин|ансов] тов. А. Гасанов: – По договору, заключенному памп при первом зай¬ме у Азербайджана, действительно имеет право закупки в хлебородных районах нашей республи¬ки необходимое ему и возможное для нас количество хлебных продуктов, но закупка эта должна была производиться совместно с представителями нашего Правительства в размерах и по нормам, установленным сметной комиссией из трех лиц.
Однако Азербайджанское Правительство не на основании этого договора, а просто пользу¬ясь добрососедскими отношениями с нами, отсутствием таможенных преград между нами, произ¬водили закупки хлебных продуктов у нас, где и как попало, то есть не в хлебных районах, как ска¬зано в договоре, а в Дагестане, который сам нуждается всегда в привозном хлебе. Разумеется, Правительство должно положить конец всякому выкачиванию хлебных продуктов из нашей тер¬ритории при посредстве частных контрагентов, являющихся в большинстве случаев спекулянтами. Хлеб мы им дадим, но дадим лишь излишки сверх потребного для продовольствия нашего населе¬ния количества и при том через наши правительственные организации. Взамен будем получать керосин, мануфактуру и прочее.
Д. Апашев: – Вопрос мой, заданный представителю министерства финансов об условиях за¬ключенного договора нашего с Азербайджанским Правительством, где обещано Азербайджану было право свободной закупки хлебных продуктов на территории нашей республики и вывоз его к себе, основан па документах, кои я сам видел.
Мин[истр] фин[ансов] тов. А. Гасанов: – Соглашения о предоставлении Азербайджанскому Правительству права закупки хлеба в течение 2-х лет, и где оно хочет на нашей территории, не было. Я это категорически утверждаю. Но было соглашение, по которому мы предоставили Азер¬байджанскому Правительству закупать хлебные продукты в наших хлебородных районах, совме¬стно с представителем нашего Правительства. Могу сослаться на подлинный договор, и никакого желания скрывать действия Правительства у меня нет.
Мии[истр] земледелия] государственного] контроля Кутаев: – Я в качестве государствен¬ного контролера, чтобы не было недоразумений, могу представить вам копию договора, заклю¬ченного при производстве 1-го займа нашего 10 миллионов рублей.
Воен[ный] министр кн. Н. Тарковский: – Из предыдущих докладов я усматриваю, что мы унижаемся, прося у Азербайджана денег, но Азербайджанское Правительство смотрит на это ина¬че, оно сознает, насколько важно существование нашей республики, без которой не будет и ихней. В финансовом отношении наше положение хуже положения Грузии. Нам сейчас предстоит боль¬шая и грудная задача-сформирование воинских частей. Для чего необходимо обмундировка их, снабжение, вооружение, довольствие их и прочее. Содержание одного юнкера обходится в 1 000 – 1500 рублей н месяц. Нужны лошади, более 400 для артиллерии, но нее это стоит громадных де¬нег. Из этих цифр можно представить, как дорого обходится содержание более или менее значи¬тельной армии. Армия нам сейчас необходима, как для уничтожения анархии, так и для очищения некоторых важных пунктов, как Грозный и других, занятых большевиками. Расходы усиленные требуются временно и таких расходов в будущем при мирных условиях, конечно, не будет, а по¬тому нам нужен заем в спешном порядке.
Мин[истр] землед[елия] и госуд[арственного] контр[оля] Бутаев: – Должен заявить вам, что имеется в виду сделать новый заем и сейчас же погасить прежний заем в 10 миллионов, чтобы уничтожить все невыгодные условия договора, заключенного при первом займе (аплодисменты).
Темиев: – При образовании Горского Союза и Центрального Комитета финансовое положе¬ние было критическое. Чеченский, ингушский и другие полки, не получая ни довольствия, ни жа¬лования, разошлись по домам: после взятия Владикавказа большевики появились и в других мес¬тах Северного Кавказа и мешали всякой организации. Были и среди дагестанских, чеченских дея¬телей противники организации Правительства, но были и такие которые, поехав в Константино¬поль, ходатайствовали гам о признании независимости Горского Правительства. Правительство наше создалось по своей личной инициативе и сделало много для нас. Предлагаю не препятство¬вать Правительству заключить заем, если вы хотите закрепления нашей независимости и вменить ему в обязанность использовать все богатства страны, чтобы уплатить долги.
Надо выразить полное доверие Правительству.
А. Абдуллаев: – Предлагаю прекратить прения.
Пред[седатель] [Совета] мин[истров] П. Коцев: – Я не финансист и по специальному вопро¬су говорить не собираюсь. Должен вам сказать, что по всякого рода финансовым вопросам в ста¬рое время между Правительством и законодательными учреждениями происходили разногласия. То же самое и здесь у нас. Но мы всегда заявляли и заявляем, что мы вам всегда подотчетны. Пра¬вительство может действительно ошибаться, как говорили ораторы, но если у него рубли утекают куда-то, и если вы на это не будете указывать, то будет грех на вашей душе. Когда у вас возникает какое-либо подозрение относительно правильности действий Правительства в израсходовании де¬нег, вы должны указать на это прямо. Ведь мы имеем долгу всего только на 10 миллионов, а сде¬лано дело огромное, может быть на миллиард. Кровью, потом, нервными страданиями платили люди за то, чего мы сейчас достигли. Мы имеем теперь государство, Парламент, Правительство делает все, что могло. У западной Европы большей симпатией пользовалась Армения, благодаря работе их в печати. О нас там до сих пор и не знали, но теперь нас знают и наших представителей пригласили даже на всемирную конференцию в Париж, и все это стоило только 10 миллионов.
Этим я не хочу сказать, что отчета в израсходовании денег мы вам не дадим. Вовсе нет, мы отчет вам дадим, но только при наших обстоятельствах представить отчет бухгалтерии правиль¬ный невозможно. Расходы производились разными лицами, начиная с Председателя Министров до какого-нибудь делопроизводителя штаба отряда, и потому немыслимо соблюдение законных фор¬мальностей.
Финансовое положение Грузии, Азербайджана гораздо лучше нашего, так как Грузия, Азер¬байджан пользуются запасом Закавказских Комиссариатских и Бакинских городских бон: ведь это просто счастливая для них случайность.
Как Грузия, так и Азербайджан заинтересованы в том, чтобы мы распространили у себя их денежные знаки, так как курс денег тем выше, чем на большей территории они имеют хождение. Но в денежных делах нельзя руководствоваться симпатиями, и мы будем занимать там, где нам выгоднее. Я поехал в Баку не столько за деньгами, сколько для уничтожения одностороннего и неправильного толкования этого договора Азербайджаном в свою пользу. Я заявил Азербайджан¬скому Правительству, что оно может производить закупки в хлебородных районах, когда мы их очистим от врага, и что при настоящих условиях мы можем не отпустить им ни одного пуда зерна, так как у нас самих голод в горах. А все же деньги они должны нам дать. Ведь если не будет нас в качестве их авангарда, не будет и их. Это они отлично понимают. Заем же наш мы погасим, по¬скольку у нас будут деньги. Отпускать хлеб мы не будем из чувства взаимности. Правда, мы нача¬ли свою государственную жизнь не с того, с чего следовало, как говорили Куваршалов, виной этому особые обстоятельства. Мы окружены врагами, мы слишком молоды в строительстве госу¬дарственной жизни, но мы представляем из себя здоровый по рождению организм и несмотря на все промахи и ошибки. Бог знает, в конце концов, мы все же станем на твердые собственные ноги.
Председатель: – Законопроект Правительства по Министерству финансов нуждается в санкции Союзного Совета в следующих своих 2-х пунктах.
Пункт 1-й. Право Правительства на заключение займа ее сумму свыше 50 -миллионов руб¬лей, на условиях но усмотрению Правительства с соблюдением всех интересов республики.
Пункт 2-й. Право Правительства ее участие в выпуске особых денежных знаков совместно с другими государствами Кавказа.
Оба пункта принимаются единогласно.

Газ. «Дагестан». 1919, 14 февраля, № 33.