ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ СОЮЗНОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ СОЮЗА ГОРЦЕВ КАВКАЗА

8 февраля 1919 г.

Председательствует инженер 3. Темирханов.
Присутствуют 36 членов Совета.
Председатель: Очередным вопросом на повестку дня ставится взаимоотношение между Правительством и Главным правлением по шариатским делам.
Прежде чем решать этот вопрос, считаю нужным выслушать мнение и заключение предсе¬дателя Правительства на данный вопрос.
Слово предоставляется Председателю Правительства Пшемахо Коцеву.
Министр – Председатель П. Коуев: – Господа члены Союзного Совета.
Кажется, два дня тому назад я высказывался по этому вопросу в общих чертах. На основа¬нии постановления предыдущего Союзного Совета муфтий – главно-управляющий духовного Правления никакого касательства к ним не имел. Я был свидетелем всех прений по поводу органи¬зации этого Духовного Ведомства. Но, тем не менее, я в кратких чертах выскажу свое мнение: Раньше Правительство ничего не имело против того, чтобы Глава Духовного ведомства вступил в состав Правительства, но теперь Правительство смотрит на это иначе, а именно: Ведомство Шари¬атского Правления должно непременно входить в качестве одного из Ведомств этого Правитель¬ства. Это мысль Правительства сегодня будет защищать, иначе приведет к двоевластию, нежела¬тельному в особенности теперь, когда мы только организовываемся, когда и нигде нет выработан¬ных готовых формул, точно определяющих сферу действий и когда нет судьи, которые бы разре¬шил эти столкновения и трения. Этим будет нарушаться механизм Духовного и Светского Управ¬ления.
Председатель: Прошу желающих высказаться по обсужденному вопросу и записаться.
Молла Абды Джамнев: – Мы. представители народа, пришли сюда, чтобы создать что-нибудь цельное, единое.
Стоя на этой точке зрения нам необходимо высказаться в том смысле, что Глава Шариатско¬го Правления именно входил в состав Правительства, и нет нужды разделять их.
А. Далгат: – Мы выслушали мнение Председателя Правительства. Желательно выслушать также и мнение Главы Духовного Ведомства по этому вопросу.
Глава духовного ведомства Н. Гоцинский: – Мне лично все равно, как прикажете, так и по¬ступлю, только не устройте так, чтобы мне опять не пришлось одновременно быть и главой Ша¬риатского Правления и Предводителем войск. В такой тяжелый момент, считаю себя нравственно обязанным служить родине. Я буду всегда дорожить вашим мнением, буду присутствовать при решении дел в Совете Министров и тут в Союзном Совете, и если дела будут решаться не по Ша¬риату, я уйду.
Юсуф Кади: Я вполне разделяю мнение Председателя Правительства, но раз в состав Пра¬вительства входит Глава Духовного Правления, то при обсуждении различных законопроектов мнение Главы Шариатского Правления должно быть выше всего, так как Шариат – это обязатель¬ный для всех мусульман закон.
Магомед Гаджи: – Я воздерживался записаться, полагая, что среди членов будут люди бо¬лее знакомые с этим вопросом, но мнения ораторов меня не удовлетворили. Без сомнения, единст¬во власти я разделяю, но мы должны считаться еще с мнением нашего парода. Из речи же Предсе¬дателя Правительства усматриваю, что мнение его не мнение народа. По мнению народа, глава Духовного Правления не может входить в состав Правительства, как обыкновенные министры.
Министр – Председатель Шариатского Правления и Министр Председатель Правительства должны быть независимы друг от друга, но должны действовать сообща.
М.М. Мавраев – Мы сейчас находимся в периоде строительства нашего молодого государ¬ства. Нам надо посмотреть на ход образования государств мусульманских или христианских в ис¬тории. И если мы вникнем в историю, то увидим, что Духовное Ведомство должно войти в состав Правительства и что это только не принесет никакого ущерба ни работе Правительства, ни рели¬гиозным началам, а наоборот, продвинет вперед работу Правительства.
Абдул Кадыров: При разрешении вопроса о вхождении Духовного Ведомства в состав Пра¬вительства у некоторых, может быть, возникала мысль, что это может замедлить работу Прави¬тельства. По этому поводу должен сказать, что все вопросы семейного, бытового военного харак¬тера и вообще, все культурные начинания Правительства будут находить только сочувствие и под¬держку в Шариате.
Юсуф-Кади: – Я вышел засвидетельствовать Вам, что в Шариате нет никаких преград к прогрессу и все, что происходит в настоящий момент в Европе, вовсе не чуждо Шариату. Затем, я предложил бы, как Союзному Совету, так и Совету министров придерживаться следующего пра¬вила: при обсуждении и решении какого-либо вопроса искать ответа в Шариате и, если в Шариате есть на данный вопрос, определенный ответ, то принять его без всяких прений обсуждений.
Молла Абди: – Приводит и исторический факт из жизни арабов, доказывающий силу еди¬нения, затем оратор высказывает свое убеждение в том, что Нажмудин Эфенди, мысли и взгляды которого ему были известны еще 14 лет тому назад, решить вопрос очень легко и поведет нас к светлому будущему и объединит вас.
Глава Мусульманского Духовенства Н. Гоцинский: – Вопрос этот важный и серьезный. Я сознаю вполне, что по многим вопросам необходимо, чтобы Глава духовного Правления входил в состав Правительства и это принесет только пользу Правительству. Все же я считаю, что вопрос этот лучше окончательно решить мне совместно с членами Правительства, а не на пленарном за¬седании. Потому просил бы дать некоторое время для обсуждения этого вопроса совместно с Пра¬вительством. Если Вам будет угодно, то Вы можете, конечно, и тут перешить этот вопрос. У неко¬торых членов, мне кажется, возникает опасение, что Шариат мешает развитию экономическому, культурному. Должен Вас заверить, что Шариат всячески идет на встречу развитию социально- экономическому, культурному и т.п.
Председатель: – Из прений выясняются два предложения: 1-ое предложение – вопрос этот решить тут же сегодня, постановив, чтобы Ведомство по Шариатским делам в состав Правитель¬ства Республики, наравне с другими ведомствами.
2-е предложение – окончательное решение этого вопроса отложить до представления докла¬да о результате переговоров Главы Духовного Правления с членами Правительства по этому во¬просу.
Председатель Правительства просит слова ему до голосования.
Председатель Правительства П. Коцев: – Господа члены Совета. Дело в том, что Вы и не подозревали, в какое тяжелое время мы живем. У нас до сего времени были враги-большевики. Теперь этих большевиков у нас уже нет. Совершенно для Вас незаметно произошли чрезвычайные события. Добровольческая армия неслась на большевиков, с другой стороны шли на них наши войска. Несколько дней тому назад Владикавказ заняли ингуши, а Грозный – чеченцы. Эго паде¬ние большевиков объясняется, во-первых, большим напором Добровольческой армии с севера и, во-вторых, начавшимся разложением среди большевиков. Таким образом, удалось все уладить. Сейчас идет встреча Добровольческой армии и наших частей. Сила, идущая с севера, должен ска¬зать, несет свою определенную идеологию.
По поручению Правительства завтра я уезжаю для переговоров с представителями Добро¬вольческой армии и мне хотелось бы, чтобы вопрос этот решили в моем присутствии. Поэтому я и хотел бы, чтобы Вы не связывали Правительства обязательством представить в 3-х дневный срок свои соображения по вопросу о Духовном Правлении. Обстоятельства, ведь, теперь чрезвычайные и время требует неустанной работы. Та сила, которая идет с севера, более организованная, чем большевики и нам необходимо выяснить наше положение.
Мне кажется, что мы по некоторой степени культурные и знаем, что такое Шариат и кроме того мы все прежде всего мусульмане и мы верим Главе духовного Правления. Нели есть нечест¬ные люди, взяточники среди гражданского ведомства, то есть такие же и среди духовенства. Мы допускаем взаимный контроль, но абсолютное преобладание одного ведомства мы не можем до¬пустить. У нас государственность развита мало, у нас есть личность. Позвольте мне решить, имеем ли мы право в таком виде, существовать. Сейчас, когда Правительство занято тем. чтобы как-нибудь счастливо привести наш Государственный корабль к берегу и выйти из надвигающейся опасности, предлагаю не ставить 11равитсльству никаких сроков к представлению доклада о взаи¬моотношениях Духовного Ведомства к Правительству.
Абдул Азиз Кали: – Есть две власти: исполнительная и законодательная. Исполнительная власть – это Министерство; законодательная – Духовное Правление. Хотя разделение и есть, но они должны действовать сообща, стремиться к одной цели; с тем, чтобы Духовное Ведомство вхо¬дило в кабинет Правительства, я вполне согласен.
Глава Духовного Ведомства Н. Гоцинский: – В Шариате есть дела, которые совершенно не относятся к Правительству, но есть и такие дела, которые тесно связаны с Правительством.
Н. Дибиров: – Тут очень много недоговоренного. Не понимаю, как Глава Духовного Прав¬ления может быть светским человеком. Он является обыкновенным Председателем Духовного Правления. Бояться, что могут быть у нас законопроекты помимо нас нельзя, гак как законода¬тельная власть-мы.
Доктор Урусов: – Меня удивляет все, что тут говорят. Если мы боялись банды большеви¬ков, то теперь, когда надвигается организованная сила, я не понимаю, что мы медлим. Мы должны решить, что нам делать, мы должны высказаться по этому именно вопросу. Я не шариатист, но нам говорят, что в некоторых случаях Шариат не одобряет действия Правительства. В Крыму во главе Духовного ведомства стоит человек с юридическим образованием и мне кажется, что и мы можем последовать примеру этой мусульманской республики. Предлагаю сегодня же покончить этот вопрос и выслушать внеочередное заявление о событиях на Северном Кавказе. Мы должны пойти туда, где льется братская кровь. Наше внимание и время должно быть занято событиями, происходящими на севере нашего Союза.
Председатель: – Поступило предложение о прекращении прений.
Если нет возражений, буду считать предложение принятым.
Голоса: – Просим.
Предложение о прекращении прений принимается. Ставится на голосование предложение, чтобы Ведомство по Шариатским делам входило в состав Правительства наравне с другими ведомствами. Предложение принимается единогласно.
Доктор Урусов: – В связи с заявлением Председателя Правительства Коцева о чрезвычай¬ных событиях на Северном Кавказе, предлагаю поставить этот вопрос на обсуждение и принять решение Союзного Совета сегодня или завтра. Может быть. Председатель Правительства даст нам более широкую информацию о событиях, происшедших на нашей территории.
Председатель: – У нас сегодня нет данных для разрешения и обсуждения этого вопроса.
Председатель Правительства Коцев: – Или я плохо выразился, или меня плохо поняли, ко¬гда я говорил об опасности. Чем у нас будет больше спокойствия, тем лучше. Опасность есть, но есть надежды на уложение конфликта. Может быть, нужно подготовиться к этому, но не надо пре¬увеличивать опасность и нервничать.
Председатель: – Вопрос, предложенный членом Совета Хан-Магомедовым. может быть по¬ставлен на обсуждение по окончании очередных вопросов дня, а пока прошу докладчика сделать доклад финансовой комиссии.
Докладчик Х.М. Хан-Магомедов: – Финансовая Комиссия приступила к обсуждению шта¬тов Центрального Управления ведомства Шариатских Дел, нашла необходимым внесли в штаты, выработанные названным ведомством, следующие изменения:

  1. Главе Ведомства комиссия определила месячный оклад в 4000 руб., что же касается денег на представительство, то комиссия решила статью эту временно исключить, ибо сейчас не пред¬ставляется возможность определить необходимость и размер этой суммы. Точно также и оклады Товарищу Главно-управляющего Комиссия не определила, так как Союзный Совет на заседании своем от 6 февраля с.г. доставил, что в Правлении такой должности нет, а состав его определяется
    2-мя членами и Главно-управляющим. Затем указанное Ведомством число курьеров, состоящих Главно-управляющем, сократить с 4-х до 2-х, оставив те же оклады.
    После выяснения указанных изменений в штатах, выработанных ведомством, комиссия по¬становила принять оклады Ведомства Духовного Правления в следующих размерах:
    Главно-управляющему ведомством 4000 руб. в месяц.
    2-м членам Шариатского Правления по 2250 рублей.
    Главный Прокурор при Шариатском Правлении по 3000 руб. в мес.
    Чиновнику для особых поручений 1500 руб. в месяц.
    Канцелярия:
    Директору Канцелярии 2250 руб. в месяц.
    4-м делопроизводителям по 1500 рублей в месяц.
    8 писцам по 550 р.-750 р. в месяц.
    Регистратору (он же приходно-расходчик) 800 руб. в месяц. 2-м журналистам по 550-750 руб. в месяц. Машинистке 550-750 руб. в месяц.
    Рассыльному 500 руб. в месяц.
    2-м сторожам по 500 руб. в месяц.
    Наем помещения по действительной стоимости.
    2-м курьерам по 500 руб. в месяц.
    Что же касается попросимого Ведомством Шариатских Дел за № 1 от 2-го февраля с.г. н объяснительной записке аванса в размере 10000 руб. на оборудование канцелярии. Финансовая комиссия постановила выдать аванс в десять тысяч под отчет.
    Председатель: – Ставлю на голосование предложение, сделанное Д. Апашевым, а именно: 1) уменьшить оклад жалованья членам Шариатского Правления с 2250 руб. до 2000 руб. и 2) умень¬шить оклад Директору Канцелярии с 2250 руб. по 2000 руб.
    Голосую первую часть предложения – назначить членам Шариатского Правления по 2000 руб. в месяц. 1 -я часть предложения большинством всех против 9 при 2 воздержавшихся прини¬маются.
    Голосую 2-ую часть предложения – назначить Директору Канцелярии оклад в 2000 руб. в месяц. 2-я часть предложения большинством всех против 9 и 1 воздержавшемся принимается.
    Председатель: – Ставлю на голосование весь проект финансовой Комиссии о штатах и ок¬ладах Центрального Управления Ведомства Шариатских Дел Республики с принятыми Вами уже поправками, считая и отпуск под отчет аванса в 10.000 руб. на оборудование канцелярии. Предло¬жение принимается единогласно.

Газ. «Дагестан». 1919. 9 марта (24 февраля). № 43. С. 1 – 3. ЦГА РД. Ф. 621-р. Оп. 1. Д. 22. Л. 4 – 14. Копия.