ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СОЮЗА ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА А. КАНТЕМИРА[1] ПРЕДСТАВИТЕЛЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ФЕРБИН-ДЖОНУ ОБ ОККУПАЦИОННОМ РЕЖИМЕ ДЕНИКИНСКОЙ АРМИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
26 февраля 1919 г.
Отношением от 21 февраля с.г. г-н председатель Совета министров моего Правительства П. Коцев известил меня, что переговоры с продвигающейся вглубь территории горских народов Добровольческой армии приняли характер, угрожающий существованию Республики Горцев. Еще в ноябре месяце 1918 г., когда впервые возник вопрос о будущих взаимоотношениях между союзным командованием Добровольческой армии и Горским Правительством, последнее, выразив чувство симпатии, благожелательства по поводу вступления на территорию Республики Северного Кавказа воинских частей Британской армии, вместе с тем не скрыло того тревожного чувства, которое связано с именем генерала Деникина и его Добровольческой армии, тогда стоявших у границ территории Республики Горцев.
Представители моего Правительства заявили представителю союзников генералу Томсону, что Деникин, как носитель идеи воссоздания единой России в границах 1914 г., не посягнет на политическую независимость горских народов лишить их права управления своим краем, и потому Горское Правительство просило бы союзников, оказывающих поддержку генералу Деникину, не допускать вторжения его армии в пределы Республики. На это генерал Томсон ответил в словесной форме нашему Правительству, что генерал Деникин не пойдет против горцев, что, наконец, ему не позволят зайти на чужую территорию. Однако Деникин, вопреки обещаниям союзного командования, игнорируя Горское Правительство, двинулся в глубь Горской территории, занял Минеральные Воды – это сердце Кабарды, занял Владикавказ, столицу нашей Республики, и далее дошел до Грозного, прикрывая свои действия борьбой с большевизмом. Помимо военных действий, открытых Деникиным пробив горских народов и причинивших горнам, в особенности же ингушам, значительные человеческие жертвы. Генерал Деникин делает распоряжения на территории горцев, которые исключают дальнейшую возможность существования Горского Правительства. Приказы генералов Добровольческой армии на территории горцев, касающиеся всех сторон общественной, политической жизни Республики, назначение генерал-губернатором Тереко-Дагестанского края генерала Ляхова и прилагаемые документы устраняют всякие сомнения относительно целей Добровольческой армии, которая уже осуществляется вооруженной силой и репрессиями. Горские народы в лучшие моменты Русской революции, путем свободного волеизъявления, объединились в один Союз и создали Правительство и Парламент. Факт Горского Государственного образования и его независимости получил признание со стороны союзников, письмом генерала Томсона от 27 ноября 1918 г. на имя Правительства Республики за которым было признание права осуществления функции высшей Государственной власти на территории Северного Кавказа впредь до окончательного разрешения судеб Кавказа Конгрессом мира.
Мое Правительство, доверяясь высокоавторитетным заявлениям представителя Союзного командования, до сего времени терпит акты насилия и беззакония со стороны Добровольческой армии, являющееся посягательством на целость Республики и на физическое существование горских народов, которым Правительство внушало доверие к Деникину, как союзнику Держав Согласия. Однако, народ, убедившись в истинных целях Добровольческой армии, не в состоянии больше одержать своего гнева и допустил помимо воли Правительства выступление против Добровольческой армии, в окрестностях Владикавказа, в районе селения Долаково, Кашишево и Базоркина, где произойти бои между горцами. главным образом ингушами, и частями Добровольческой армии.
Настроение народных масс в Чечне и Дагестане также достигло крайнего напряжения. Насильственные реквизиции, требование сдачи оружия и формирования из горцев добровольческих частей является последним актом унижения достоинства Горского Правительства и Парламента, могущим толкнуть народные массы на выступление против Добровольческой армии. Правительство мое, протестуя против Добровольческой армии, вместе с тем делает последние усилия к мирному разрешению своих отношений с генералом Деникиным.
Ставя Вас в известность, Г[осподин] Министр, об изложенном, для принятия со своей стороны соответствующих мер к предотвращению кровопролития и народных бедствий, могущих быть результатом дальнейшего пребывания армии Деникина на территории Горской Республики, вместе с тем сообщаю по поручению Правительства, что если взаимоотношения с Деникиным не будут урегулированы, мое Правительство не остановится перед принятием самых решительных мер во имя спасения целости Республики и независимости горских народов.
Примите уверение в совершенном почтении и преданности.
Подлинник подписал А. Кантемир
ЦГА СО-А. Ф. Р-9. Оп.1. Д.11. Л.22 -23. Копия.
[1] Алихан Кантемир в 1919 г. дипломатический представитель Горского Правительства в Азербайджанской Республике