«СВОБОДА В СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ».

СТАТЬЯ С. КОЛИЕВА В ГАЗЕТЕ «СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ»

9 марта 1919 г.

Кому из нас не памятна бессмертная фраза дедушки Крылова: «а воз и ныне там». Кто ее не произносит даже машинально при виде неудачной коллективной работы с налаженным устами моралиста припевом «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет», не заботясь при этом о верности сентенции, что взявшиеся везти воз животные действительно были товарищами или нет, и что их несогласие явилось причиной, что воз и ныне там.

Что у лебедя, рака и щуки в их работе согласия не оказалось, очевидно, но, что будто они были товарищами – это верно.

Чтобы быть товарищами, нужно совпадение природных особенностей, должны быть общие идеалы, общие цели, к которым вели бы общие пути; необходима солидарность в действиях.

У названных животных ничего подобного не было.

Желая вывести мораль, что «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет и выйдет из него не дело, а только мука». Крылов умышленно впряг в воз существа с противопо­ложными природными особенностями. Кому из них естественными законами положено двигаться вперед, а кому – пятиться назад.

Мудрено ли, что при таких обстоятельствах других результатов, как «воз и ныне там», не получилось. Что моралисту и нужно было.

По-моему, было бы правильнее, если бы, вместо «когда в товарищах согласия нет» и пр., сказать: «когда в общем деле товарищей нет, на лад их дело не пойдет».

Так или иначе, а история с возами в басне Крылова как пример необходимости солидарной работы в общем деле, могла бы сослужить большую службу тем, кто искренно взялся устроить свою судьбу на новых свободных началах в великий и исторический момент, нами переживаемый, когда воистину совершается переоценка всех ценностей в человеческой жизни, когда из великих идей человечества одна – свобода – как зависимая в своем осуществлении от нашей доброй воли, следовательно, возможная, наконец, готова перейти из области фантазии в действительность.

Туг я, как не трудно догадаться, имею в виду новые политические образования на Кавказе, которые стали бельмом на глазу у гонителей революции со всеми ее атрибутами, гонителей, уже снова попирающих ногами священные права на свободное существование мелких, к несчастию дня них самих, разрозненных народов у подножья гор Северного Кавказа, где ко всеобщему ужа­су, у горцев разбушевавшиеся животные страсти взяли верх над рассудком и началось взаимное уничтожение при аплодисментах непримиримых врагов, аде народы перестали различать – кто враг, кто друг; где правда, где ложь; где опасение их и где гибель.

К крайнему сожалению, история с возом в басне русского моралиста для народов Закавказья в деле закрепления своего независимого существования прошла совершенно незаметно, точно о ней никогда помину не было. Сначала они, было, взялись вместе тянуть бремя жизни, устраивать свою судьбу общими силами и закреплять приобретения революции, точь-в-точь, как лебедь, рак и щука взялись везти разными идеалами при отсутствии общих путей к общей цели – к независимо­сти.

Короче говоря, оказались не товарищами они и с даром доставшейся им свободой (не будь русских неудач в мировую войну, свободы бы никому не видать, как своих ушей) потянули в раз­ные стороны.

Кто рвется в облака, кто пятится назад, в речную тину, а кто стремится на дно морское при общей фатальной тенденции, – обособиться, войти в заколдованный круг, назвавшись республи­кой, и уйти в самого себя.

Тщетно Союз Горцев зовет эти отмежевавшиеся друг от друга республики к единению в форме конфедерации, тщетно старается уверить их, что десятимиллионное население Кавказа со­лидная, для отражения натиска, откуда бы он ни был, сила, только ее нужно собрать, что край наш золотое дно, способное при правильном приложении труда к нему давать столько добра, что его хватит для поднятия экономического благосостояния всех республик Кавказа до кульминационно­го пункта.

Тщетно горцы в своем органе печати («Северный Кавказ»), как преддверии к конференции и для поднятия всего Кавказа, твердят о необходимости введения, в первую голову, единой денеж­ной системы для всех закавказских республик и союз горцев тоже о немедленном снятии тамо­женных перегородок между республиками, о сквозном незамедлительном открытии всех путей сообщения по всему Кавказу, дабы тем дать широкую возможность народам всего края сообщать­ся между собой, как того властно требуют экономические, культурно-просветительные и полити­ческие интересы всех вновь образовавшихся на Кавказе политических единиц.

Тщетно, наконец, горцы Северного Кавказа, снова проливая потоки своей крови в борьбе с насильником над индивидуальной, национальной свободой чужой нации[1], и отстаивая своей гру­дью независимость нашего края, обращали свои взоры на свой тыл – в ущелья гор – не идет ли оттуда товарищей помощь. Увы. Три республики, – уподобившиеся трем животным Крылова, при грохоте пушек и треске пулеметов, окутанных заревом пожара в аулах горцев, не повели ухом.

Кто из них, в инертности обросши мохом, поленился сдвинуться с места, кто, прикрывшись массивом Кавказских гор, ошибочно полагает, что он недосягаем, а кто, вечно лебезя перед внеш­ней силой, всю свою жизнь из огня чужими руками для себя каштаны вытаскивает и сию минуту эту же систему применяющий, свое опасение ищет только в чужой передней, а не на бранном поле рука об руку с рыцарями чести и защитниками свободы.

Но подойдет время, когда, быть может, все взлелеянные в мыслях мечты народов Кавказа о независимости лопнут, как мыльные пузыри, не получив санкции на Всемирной конференции в древней Лютеции[2], где кроить судьбы народов, проигравших войну империй, собираются только лить державы согласия о законности рождения кавказских республик и о праве на дальнейшее их существование.

Сопоставляя все действия и распоряжения держав согласия и их представителей на террито­рии бывшей Российской империи, не трудно представить себе цель, к которой стремятся союзни­ки. Ясно, им нужно вернуть материальные убытки, которые они понесли за время последней вой­ны. А с кого и как их взять. Кроме того, им нужно получить колоссальный долг с России, но как это устроить. С. Деникина и К0 взятки гладки. Есть уголки в бывшей Российской империи, которые кое-кому давно спать не дают. Следовательно, на них и можно наложить руку, предварительно парализовав всякие попытки их с туземцами, с русской кровью ничего общего не имеющим насе­лением, к сепаратизму, чтобы не потерять юридического права в своих притязаниях на эти утолки, как части «единой неделимой», задолженной до горла России, благо, они занимают окраины ее с легкими доступами.

Уголки эти всем известны – Кавказ, Малороссия с Крымом и Сибирь.

Чтобы не быть голословными в своих предположениях перед читателем, я укажу на создав­шееся положение и на Кавказе, которому мы являемся непосредственными печальными свидетеля­ми.

Как памятно всем, к нам по приглашению Грузии явились немцы. Через некоторое время, благодаря перемене боевого счастья на поле битвы, их сменяют англичане, занимают сердце Кав­каза узел всех сообщений – Тифлис, занимают Батум, занимают Баку; устраиваются на мирный лад: в общественных садах и на площадках городов резвятся в национальных играх при дружном гикании детей дошкольного возраста.

Все смотрят на них в недоумении. Все спрашивают друг друга, не исключая и министров кавказских республик: зачем эти милые культурные сыны «Коварного Альбиона» в юбочках, фар­тучках, с патронташами через плечо, будучи без оружия, находятся среди «дикарей».

Что им тут надо? На эти вопросы не только обыкновенный смертный Обыватель, ушедший весь в заботы о голодном желудке, но даже правители края ответа ни у себя, ни у других не нахо­дят. Им лишь многозначительно пальцем указывают на запад. Гам, мол, вам в свое время окажут. А теперь понимайте, как вам угодно. Все и усиленно пялят свои очи на запад – на конференцию в Париже, и не замечают того, что происходит у них под носом.

Вслед за занятием англичанами главных пунктов на Кавказе, в Сочи, на берегу Черного мо­ря, в пределах Грузинской республики появляется часть Добровольческой армии ген. Деникина, субсидируемая всем Необходимым, не исключая денег, англичанами. Поднимается тревога во всей Грузии. Объявляется мобилизация. Тогда союзное командование на Кавказе приказывает Де­никину прекратить свое движение в пределы Грузинской республики и очистить Сочи. Глава Доб­ровольческой армии покорно слушается, уступив свое место в Сочи англичанам и расположив­шись невдалеке от этого города. Одновременно с этими событиями в Баку является генерал Прже­вальский, видимо много беседовавший в Тифлисе с командованием союзными войсками на Кав­казе. Генерал, завладев частью бичераховского отряда, тоже стремящегося к «единой и неделимой России», собирает добровольцев. Теперь, как сообщают, генерал Пржевальский точкой своей опо­ры выбрал г. Петровск, куда и переехал.

Раньше, до этих событий генерал Томсон, приласкав правительство союза горцев, послан длинное воззвание к горцам Северного Кавказа, чтобы они работали в контакте с Добровольче­ской армией Деникина против большевиков. Подготовив, таким образом, канву, господа союзники пошли вышивать на ней узоры. Чтобы связать две крайние точки Кавказа, часть Добровольческой армии под командой разных «героев» двинулась в Терскую область, где она навела порядки. Из Терской области она пошла на Дагестан, предъявив предварительно ультимативные требования правительству союза горцев: 1) чтобы оно расформировало свои войска, 2) чтобы комплектовать Добровольческую армию горцами, начиная от 18 летнего возраста до 45 лет и 3) чтобы оно после всего этого сложило с себя полномочия. Правительство союза горцев отказалось выполнить эти требования, и представитель Англии покинул Темир-Хан-Шуру, резиденцию сказанного прави­тельства что весьма знаменательно. Чем все это кончится, трудно предсказать и особенно при та­кой разрозненности, которая существует между народностями Кавказа и их республиками. Но ес­ли союзу № 2 англо-деникинскому удается выполнить шин – окружить Кавказ кольцом англо-добровольцев, и таким образом, включить его снова в «единую и неделимую Россию», уничтожить на нем сначала всякие самостийности, то Кавказу не миновать участи Египта.

Достойно особенного внимания туг то, что кто-то опять должен вытаскивать капитаны из ОГНЯ и кто-то, будучи обречен на смерть, должен сам себе рыть могилу по-большевистски. Сво­бода в смертельной опасности, говорю я, и не потому, что враг силен на боевом, фронте, нет.

Достойно особенного внимания туг то, что кто-то опять должен вытаскивать капитаны из ОГНЯ и кто-то, будучи обречен на смерть, должен сам себе рыть могилу по-большевистски. Сво­бода в смертельной опасности, говорю я, и не потому, что враг силен на боевом, фронте, нет.

Добровольцы твердой политической почвы под собой не имеют, они идут против течение общественной мысли – они добровольцы больше от желудка, чем от идеи. Что же касается резвя­щихся на площадях и в садах, то не только жизнь каждого из них, но даже волос на его голове у него, и особенно в настоящее тревожное время. Недаром вместо них на большевиков, во что бы то ни стало, норовят толкнуть «дикарей» горцев. Свобода в смертельной опасности, потому что меж­ду народностями Кавказа нет солидарности в защите своей независимости, как на боевом фронте, так и в тылу. Нет сомнения, ее не будет и на конференции, где защита своих человеческих прав па независимое существование должна быть выявлена в степени наивысшего напряжения и не в оди­ночку каждой нацией, а всех вместе, имея в виду, что на конференции враги свободы мелких на­родностей будут вооружены доводами, сильнее удушливых газов и танков. Не даром нам с ирони­ей пальцем указывают на запад. Время еще не ушло. Делу свободы можно еще помочь. Добрый почин сделан благородной Грузией своими нотами миссиям союзников о республике горцев, о се неприкосновенности. Очередь за братом Азербайджаном. А там весь Кавказ вместе.

Рукописный фонд Института ИАЭ ДИЦ РАН. Ф. 2. Oп. 1. Д. 58. Л. 120- 125.


[1] Так в тексте.

[2] Лютеция – древнее название Парижа.