СТАТЬЯ Н. Б[АСИНА] В ГАЗЕТЕ «ДАГЕСТАН» О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА С КАЗАКАМИ

12 марта 1919г.[1]

Самой сложной очередной задачей Правительства в настоящее время является урегулирова­ние взаимоотношений между казаками и горским населением.

Слава Богу, настал желанный час, когда на территории республики Союза народов умолкли громы гражданской войны. Два года братоубийственной брани расшатали совершенно экономиче­скую жизнь страны, выбили из мирной колеи население, приучили его благодаря большевистской вакханалии к бесшабашному разгулу, грабежам и насилиям.

Во время господства банды бывших каторжников, в душе которых давно погасла искра Божия, погибла вся культура, развившаяся в течение столетия, и после изгнания этих отщепенцев человеческого рода, дерзающих называть себя социалистами, нам остались рожки да ножки от цветущего народного хозяйства.

В течение двухлетней борьбы остановились ремесла, остановилось земледелие, целые об­ласти отданы были на поток и разграбление, а зарево пожара освещало действия носителей «со­циалистической» культуры марки Стеньки Разина и Пугачева.

Прошедший год ознаменовался интенсивной борьбой с уродами человеческого рода, и эта напряженная борьба лишила возможности мирно обрабатывать поля. Нужно не забывать, что бу­дущая зима принесет нам страшный голод со всеми его ужасами, если не принять самые реши­тельные меры к обсеменению полей и поднятию производительности страны, а для этого нужно, во чтобы то ни стало, добиться соглашения с казачьим населением нашей республики, дабы поло­жить конец бесконечной и никому ненужной борьбе и уничтожению себе подобных.

На земле, под солнцем, всем хватит места. Нужно только стать человеком, отбросив в сто­рону многочисленное напыление политических окрасок, и в жизни быть более реальными полити­ками, нежели теоретическими фанатиками.

Как и в русской жизни, так и у нас, самым кардинальным вопросом является вопрос земель­ный. К нему ладо подойти очень осторожно, отбросив в сторону историческое право, право завое­вателя и попрания права покоренных. Необходимо, повторяем еще раз, подойти к этому вопросу чисто с человеческой точки зрения, с точки зрения справедливости.

В то время, когда Россия шла на Кавказ как завоевательница, расселение казаков с внедре­нием их в самую толпу туземного населения, имело смысл с точки зрения стратегии, дабы держать в повиновении покоренные народы и лишить их возможности, объединившись, снова поднять зна­мя восстания. В настоящее же время, когда ход исторических событий привел нас к переустройст­ву всего существующего порядка, нужно стремиться к разрешению вопроса о мирном сожительст­ве народов на основе гуманности и справедливости.

Терская область является вечной угрозой мира, если не будет улажен вопрос земельный, ес­ли мы путем взаимного договора с казаками, не разрешили в положительном смысле этот вопрос.

В самом деле: ингуши, разорванные на две половины, на плоскостных и горных, казачьими станицами, поставлены были в безвыходное положение. Горные аулы не могли прожить своими хлебами, а должны были спускаться с гор и приобретать его у плоскостных ингушей Загнанные в горы, они были лишены возможности заниматься земледелием, а за недостатком пастбищных уго­дий, не могли развивать скотоводство. Сжатые в горах ингуши, затаив злобу против поработите­лей и, видя, как цветут казачьи станицы, на местах аулов их отцов, стали грабить пришельцев и всячески мешать их мирной жизни. Создалась обстановка вечной войны, в которой гибли ежегод­но сотни целинных жертв. На стороне казаков была сила – Закон Российского государства, карав­ший туземца края за убийство смертной казнью, что породило абречество, так как убийца не мог рассчитывать на милость и предпочитал вечное скитание в абреческих шайках позорной смерти на виселице.

Ни репрессии администрации, ни суровые законы не могли искоренить разбоев на Кавказе.

Абречество слишком глубоко вкоренилось в население благодаря пагубной политике пра­вящей в крае власти. Никто из бывших атаманов не входил в существо абречества, от которого страдала как казачье, так и горское население. Единственный атаман Терской области, покойный генерал Караулов, правильно оцепил вечную вражду казаков и ингушей и хотел разрубить Горди­ев узел, затянутый политикой его предшественников, но поплатился за это жизнью, пав от руки своих же большевистки настроенных казаков. Развитие мирной жизни в нашем крае может был. обеспечено лишь только в том случае, если правительство наше сумеет войти в контакт с казачьим населением, разрешит мирно земельный вопрос, эту альфу и омегу современной жизни. Прави­тельство Республики Союза Горцев должно взять на себя инициативу созыва представителей ка­зачьего, горского и иногороднего населения, договориться окончательно выработать стройную программу строительства края и создать коллективное министерство, представив министерские портфели и казакам по принципу пропорциональности.

Дружная работа объединенного правительства, облеченного доверием населения даст тот долгожданный покой, о котором подыхает несчастный гражданин, погибающий от обилия свобо­ды.

Мы надеемся, что и казаки со своей стороны поймут всю выгоду мирной культурной работы и откликнутся на призыв нашего правительства.

Довольно крови! Довольно проклятий и стонов, раздирающих душу мирного гражданина! Пора перековать мечи на орала, дабы в этой бессмысленной борьбе не погибнуть всем.

Незасеянные поля тоскуют о мирном походе, земля ждет труженика, дабы вознаградить его своими дарами за страдания и муки никому не нужной борьбы.

Н. Б.

Газ. «Дагестан» 1919. 12 марта (27 февраля). № 44. С. 1 – 2.


[1] Дата публикации в газете.