СТАТЬЯ Н. Б[АСИНА] В ГАЗЕТЕ «ДАГЕСТАН» О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА С КАЗАКАМИ
12 марта 1919г.[1]
Самой сложной очередной задачей Правительства в настоящее время является урегулирование взаимоотношений между казаками и горским населением.
Слава Богу, настал желанный час, когда на территории республики Союза народов умолкли громы гражданской войны. Два года братоубийственной брани расшатали совершенно экономическую жизнь страны, выбили из мирной колеи население, приучили его благодаря большевистской вакханалии к бесшабашному разгулу, грабежам и насилиям.
Во время господства банды бывших каторжников, в душе которых давно погасла искра Божия, погибла вся культура, развившаяся в течение столетия, и после изгнания этих отщепенцев человеческого рода, дерзающих называть себя социалистами, нам остались рожки да ножки от цветущего народного хозяйства.
В течение двухлетней борьбы остановились ремесла, остановилось земледелие, целые области отданы были на поток и разграбление, а зарево пожара освещало действия носителей «социалистической» культуры марки Стеньки Разина и Пугачева.
Прошедший год ознаменовался интенсивной борьбой с уродами человеческого рода, и эта напряженная борьба лишила возможности мирно обрабатывать поля. Нужно не забывать, что будущая зима принесет нам страшный голод со всеми его ужасами, если не принять самые решительные меры к обсеменению полей и поднятию производительности страны, а для этого нужно, во чтобы то ни стало, добиться соглашения с казачьим населением нашей республики, дабы положить конец бесконечной и никому ненужной борьбе и уничтожению себе подобных.
На земле, под солнцем, всем хватит места. Нужно только стать человеком, отбросив в сторону многочисленное напыление политических окрасок, и в жизни быть более реальными политиками, нежели теоретическими фанатиками.
Как и в русской жизни, так и у нас, самым кардинальным вопросом является вопрос земельный. К нему ладо подойти очень осторожно, отбросив в сторону историческое право, право завоевателя и попрания права покоренных. Необходимо, повторяем еще раз, подойти к этому вопросу чисто с человеческой точки зрения, с точки зрения справедливости.
В то время, когда Россия шла на Кавказ как завоевательница, расселение казаков с внедрением их в самую толпу туземного населения, имело смысл с точки зрения стратегии, дабы держать в повиновении покоренные народы и лишить их возможности, объединившись, снова поднять знамя восстания. В настоящее же время, когда ход исторических событий привел нас к переустройству всего существующего порядка, нужно стремиться к разрешению вопроса о мирном сожительстве народов на основе гуманности и справедливости.
Терская область является вечной угрозой мира, если не будет улажен вопрос земельный, если мы путем взаимного договора с казаками, не разрешили в положительном смысле этот вопрос.
В самом деле: ингуши, разорванные на две половины, на плоскостных и горных, казачьими станицами, поставлены были в безвыходное положение. Горные аулы не могли прожить своими хлебами, а должны были спускаться с гор и приобретать его у плоскостных ингушей Загнанные в горы, они были лишены возможности заниматься земледелием, а за недостатком пастбищных угодий, не могли развивать скотоводство. Сжатые в горах ингуши, затаив злобу против поработителей и, видя, как цветут казачьи станицы, на местах аулов их отцов, стали грабить пришельцев и всячески мешать их мирной жизни. Создалась обстановка вечной войны, в которой гибли ежегодно сотни целинных жертв. На стороне казаков была сила – Закон Российского государства, каравший туземца края за убийство смертной казнью, что породило абречество, так как убийца не мог рассчитывать на милость и предпочитал вечное скитание в абреческих шайках позорной смерти на виселице.
Ни репрессии администрации, ни суровые законы не могли искоренить разбоев на Кавказе.
Абречество слишком глубоко вкоренилось в население благодаря пагубной политике правящей в крае власти. Никто из бывших атаманов не входил в существо абречества, от которого страдала как казачье, так и горское население. Единственный атаман Терской области, покойный генерал Караулов, правильно оцепил вечную вражду казаков и ингушей и хотел разрубить Гордиев узел, затянутый политикой его предшественников, но поплатился за это жизнью, пав от руки своих же большевистки настроенных казаков. Развитие мирной жизни в нашем крае может был. обеспечено лишь только в том случае, если правительство наше сумеет войти в контакт с казачьим населением, разрешит мирно земельный вопрос, эту альфу и омегу современной жизни. Правительство Республики Союза Горцев должно взять на себя инициативу созыва представителей казачьего, горского и иногороднего населения, договориться окончательно выработать стройную программу строительства края и создать коллективное министерство, представив министерские портфели и казакам по принципу пропорциональности.
Дружная работа объединенного правительства, облеченного доверием населения даст тот долгожданный покой, о котором подыхает несчастный гражданин, погибающий от обилия свободы.
Мы надеемся, что и казаки со своей стороны поймут всю выгоду мирной культурной работы и откликнутся на призыв нашего правительства.
Довольно крови! Довольно проклятий и стонов, раздирающих душу мирного гражданина! Пора перековать мечи на орала, дабы в этой бессмысленной борьбе не погибнуть всем.
Незасеянные поля тоскуют о мирном походе, земля ждет труженика, дабы вознаградить его своими дарами за страдания и муки никому не нужной борьбы.
Н. Б.
Газ. «Дагестан» 1919. 12 марта (27 февраля). № 44. С. 1 – 2.
[1] Дата публикации в газете.