ТЕЛЕГРАММА ГЕНЕРАЛА ДЕНИКИНА НАЧАЛЬНИКУ БРИТАНСКОЙ ВОЕННОЙ МИССИИ В Г. БАКУ ГЕНЕРАЛУ РИГГСУ ОБ ОТКАЗЕ ПРИНЯТЬ БАКИНСКИЙ ВОЕННЫЙ ПОРТ И ВОЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ВЕДЕНИЕ КОМАНДОВАНИЯ АРМИИ ЮГА РОССИИ
Не позднее 29 марта 1919 г.[1]
16 (29) марта [1919 г.] ген[ерал]-лейтенант Ляхов мне телеграфировал: «От генерала Пржевальского, получено донесение, что 12 (25) англичане предложили Петровскому отряду в возможно краткий срок покинуть Петровск. Генерал Пржевальский ответил, что его отряд находится в сфере влияния Добрармии, и что без приказания своего начальства, он не выведет отряда. Кроме этого англичане поддерживают требование Горского правительства о передаче последнему бронированного поезда. Все русские автомобили в Баку англичане передали по собственному почину Азербайджанскому правительству, несмотря на обещание возвратить их генералу Пржевальскому».
Вышеозначенные требования, предъявляемые английским командованием относительно Баку и в г. Петровске, заставляют сделать вывод, что английское командование считает нежелательным пребывание русских войск на побережье Каспийского моря. Однако, одновременно с. этим, английское командование неоднократно обращаюсь к генералу Эрдели с требованием принять военный порт в Баку и все морские учреждения этого города в ведение главного командования армиями юга России и принять содержание команды судов и личного состава Бакинского портового управления на средства русской казны.
Я совершенно отказываюсь понять такие противоречивые распоряжения, до крайности затрудняющие и без того тяжелое дело, выпавшее на долю главного командования вооруженными силами юга России.
Если еще можно объяснить требование освобождения Баку от русских войск тем, что г. Баку находится вне сферы моего влияния, то есть южнее разграниченной линии Зизиль-Буруны-Закаталы, то требование освобождения г. Петровска ничем не может быть подтверждено. Город этот принадлежит Терско-Дагестанскому краю, освобожденному моими войсками от большевиков и находящемуся под моим управлением, он находится в той зоне, которая входит в сферу моего влияния. В военном отношении Петровск является необходимой базой для действия против большевиков, занимающих еще Астрахань и Нижнее Поволжье, и как база должен быть всецело в моем ведении. По этим обстоятельствам я категорически протестую против какого-либо вмешательства английского командования в положение дел г. Петровска и своего согласия на вывод оттуда русских войск не дам.
О вышеизложенном прошу Вас спешно сообщить генералу Томсону, дабы он мог дать соответствующие инструкции подчиненным, находящимся в Петровске, во избежание каких-либо совершенно нежелательных осложнений.
Что же касается принятия в мое ведение Бакинского Военного порта и принятия на русскую казну содержания личного состава флота и порта, то: я лишен возможности дать на это свое согласие по следующим причинам:
- Я не имею никакой возможности брать на себя ответственность за этот порт, в котором нет моей администрации, нет старшего начальника облеченного мною надлежащей властью и нет реальной, подчиненной мне силы, на которую я мот бы опираться. На моральную поддержку английского командования в этом городе я также не могу рассчитывать после того, что произошло в г. Баку за последнее время.
- Не имея в Баку своей администрации и возможности осуществлять свою власть, я, конечно, не могу брать на себя и расходы по порту и флоту и не могу следить за правильным расходованием казенных денег.
На основании изложенного я прошу все расходы по г. Баку производить распоряжением английского командования и местных властей с тем, что в будущем с восстановлением единого и неделимого русского государства израсходованные суммы были бы возмещены английскому правительству.
Не могу не добавить, что в вопросе о средствах ген. Томсон очевидно неправильно ориентирован. Он неоднократно предъявлял ген. Эрдели требования принять на русскую казну производство расходов по содержанию отряда ген. Пржевальского, а также Каспийского флота и портовых учреждений г. Баку.
При этом он постоянно ссылался на то, что ген. Деникин получает финансовую поддержку от союзников.
Прошу разъяснить ген. Томсону, что никакой финансовой помощи от союзников до сих пор не получил. Все мои ходатайства по этому поводу пока не удовлетворены и мне даже неизвестно, могу ли я ожидать финансовой помощи в будущем. Все большое и практическое дело Добровольческой армии, поглотившее уже значительные суммы, и которое с каждым днем требует все больше и больше расходов, растущих в ужасной прогрессии – было сделано исключительно на русские средства без всякого участия иностранных капиталов.
Из тех немногих миллионов (около 10-ти), которые были мне посланы союзниками из Москвы в августе месяце 1918 г., до меня дошли только три миллиона рублей. С тех пор никаких иностранных денег я не получал.
Требование в настоящее время от меня финансирования учреждений мне не подчиненных, находящихся в сфере влияния английского командования и Азербайджанского правительства не имеет под собой никакой почвы и основано на неправильном осведомлении ген. Томсона.
Прошу Ваше превосходительство принять уверение в совершенном уважении.
А. Деникин
С подлинным верно:
Начальник политической канцелярии генерального штаба, полковник (подпись)
Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 157. Л. 421 – 125. Заверенная копия.
[1] Датирован по содержанию документа.