ИЗ БЕСЕДЫ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ГОРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ А. КАНТЕМИРОВА С КОРРЕСПОНДЕНТОМ ГАЗЕТЫ «АЗЕРБАЙДЖАН» О ПОЛОЖЕНИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В СВЯЗИ С НАШЕСТВИЕМ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Не ранее марта 1919 г.

Вопрос Горской Республики – вопрос старый. Еще после завершения компании на Париж­ском конгрессе 1856 года Англия предложила дать Горнам независимость. К сожалению, Наполе­он III и Россия помешали осуществлению этого благородного предложения. С тех пор произошло много перемен. Горцы политически созрели уже настолько, что во имя своей независимости будут бороться с не меньшим ожесточением, чем боролись их предки – сподвижники Шамиля.

Мы уверены, что благородный русский народ и честные политические деятели всегда будут на нашей стороне. Царская Россия нанесла Кавказским Горцам очень много тяжких ран, и теперь на совести революционной России лежит долг – исправить допущенные тогда исторические несправедливости.

Мы считаем, что если политические круги Добровольческой армии будут в отношении Кав­каза продолжать свою агрессивную политику, то этим самым они нанесут удар не только народам Кавказа, но и своим собственным задачам.

Центральная Советская власть сообщила через Комиссара Юга Орджоникидзе, что Совет­ская Россия дает полную независимость Горской Республике. Этот акт является чрезвычайно лов­ким маневром со стороны большевиков, и не трудно предугадать, как он будет истолкован в на­родных массах Дагестана, если Деникин будет продолжать свою агрессивную политику.

Против нашего правительства замечается в последнее время Нападки в печати: обвиняют в жестокостях, в суровом отношении к рабочим – вообще, в ряде действий, которые ни коим обра­зом не могут быть допущены нашим правительством.

В настоящее время, вообще трудно указать в России угол, где бы был абсолютный порядок. Но Кавказские Республики, в том числе и Горская, создали все же сравнительный правопорядок, гарантирующий возможность мирной культурной жизни. Если в Петровске и были допущены ка­кие-либо эксцессы, то они исходили не от Горского правительства, не от местного населения, а от бичераховских частей, которые делали там то же самое, что делали и здесь, и с которыми было очень трудно совладать.

Горская республика находится сейчас в весьма тяжелых условиях, угрожающих ее сущест­вованию. Азербайджан и Грузия в этот исторический момент во имя собственных своих интере­сов, целости своих территорий и сохранности своей политической независимости – должны ока­зать нам самую энергичную поддержку веем, это возможно, отбросив тот индифферентизм, кото­рый дал возможность Деникину сунуться в Кавказские дела.

Сепаратизм Закавказских республик, граничащий ни с чем неоправдываемым эгоизмом, должен быть устранен в дальнейшем, должны быть также устранены и те препятствия, которые мешали экономическому и товарообменному кровообращению внутри Кавказа.

Все это возможно достигнуть лишь путем ряда соглашений, конвенций, касающихся почты, телеграфа, финансов, таможен, железных дорог и прочее.

Для обсуждения этих вопросов, по имеющимся сведениям, в недалеком будущем созывает­ся, по инициативе Грузинского Министерства Иностранных Дел, конференция Кавказских прави­тельств. Я надеюсь, что Кавказским республикам, наконец, удастся выйти из того заколдованного круга, в котором они сейчас топчутся, путем создания соглашений – этой первой ступени к конфе­ренций Кавказских республик, которая одна лишь может обеспечить экономические и политиче­ские интересы народов Кавказа.

Газ. «Азербайджан». 1919. Март.