ПИСЬМО НАЧАЛЬНИКА ВОЙСК ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА МИКАЭЛЯ ХАЛИЛОВА ЗАМЕСТИТЕЛЮ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ТУРЕЦКИМИ АРМИЯМИ ВИЦЕГЕНЕРАЛИССИМУСУ ЭНВЕР ПАШЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАНЯТИЯ Г.ПЕТРОВСКА ТУРЕЦКИМИ ВОЙСКАМИ
Июнь 1919 г.[1]
В подтверждение личного моего доклада Вашему Пр[евосходитель]ству о необходимости экстренной отправки небольшого отряда в Дагестан для занятия города Петровска, имею честь привести следующие соображения:
Город Петровск с его прекрасно оборудованным и широким портом и большими нефтяными и продовольственными складами, имеющий непосредственное и прямое морское сообщение с городом Баку, служит базой и транзитным пунктом для отряда большевиков занять этот город.
В Петровске сосредоточено огромное количество подвижного состава при помощи коего большевики ежедневно составляют маршрутные поезда с керосином и нефтяными продуктами и отправляют таковые в Терскую и Кубанскую области в обмен на хлеб и другие продовольственные припасы.
В Петровске же большевики сосредотачивают весь хлеб, насильственно собираемый ими с урожая нынешнего года в наиболее плодородных кумыкских округах Дагестана – Темир-Хан-Шуринском, Кайтаго-Табасаранском и Кюринском – для отправки в Баку. Петровск, таким образом, служит тылом Бакинского отряда большевиков и его главным складочным и питательным пунктом. Без Петровска Бакинский отряд и сам город Баку не могут существовать и одной недели.
Отсюда ясно, что предварительное занятие Петровска турецкими частями чрезвычайно облегчит войскам, оперирующим в районе Евлах – Кюрдамир, взятие Баку и изъятие оттуда большевиков.
С другой стороны, приход турок в Дагестан послужит сильным подъемом духа, как у местных жителей, так и населения соседней Терской области – коих уже три месяца как население с нетерпением с каждым днем ожидает прихода турок.
В тоже время враги ислама, подстрекаемые и подкупаемые англичанами, стараются толкнуть народ в объятия большевиков, доказывая, что обещаниям турок нельзя верить, что они все так сильны, чтобы прислать войска в Дагестан и пр. И часть населения припоминает, что 40 лет назад, во время последней русско-турецкой войны [1877 – 1878 гг.], также были обещания турок о присылке войск и боевых припасов, которые не были тогда осуществлены, что население, поднявшее знамя восстания во имя ислама, и братским турецким народам показал русским якобы за измену российскому государству, опасается, чтобы то же самое не случилось и в настоящее время.
Поэтому немедленный приход турок в Дагестан не только даст нравственно»: успокоение населению за свое физическое существование, не только возродит в нем надежду и славу, торжество ислама, но и даст возможность воспользоваться обильным урожаем текущего года захваченных большевиками в названных выше трех приморских округах, без коего население всей области обречено на неминуемый голод.
Кроме того, приход настоящих турок в Дагестан послужит общим сигналом для активных действий всего населения против большевиков.
Турецких сил для взятия Петровска и всего прибрежного пространства до реки Самур потребуется немного, если для этого будет выслано 2000 аскер при четырех орудия и 6 митральезам. Остальное количество войск, необходимое как для местного использования, так и для отправки в Баку, если потребуется, даст дагестанский народ. Надо думать, что при условии немедленной отправки и прибытия отряда в Петровск на всем пространстве от Баку до самого Грозного не останется ни одного большевика. Отправка отряда не терпит ни малейшего отлагательства: или теперь или никогда.
Не столь верно немедленное продвижение главных сил из Евлаха или Кюрдамира в Баку, сколь необходимо незамедлительно отправке обходного отряда на Петровск. Занятие Петровска – это погибель для большевиков и спасение, как для Бакинских мусульман, так и всей Чечни и Дагестана.
При этом считаю нужным пояснить, что уже отправленный при Нури через Салаватский перевал небольшой отряд… назначениям следовать не в Дагестан или г. Петровск, а в г. Кубу Бакинской губернии.
Поэтому обещанный Вашим Правительством Вехиб-Пашей новый отряд желательно иметь на в счет Кубинского отряда.
Маршрут, по которому отряд должен следовать и схематический чертеж пути следования при сем представляю.
Ген[ерал]-майор Микаэл Халилов
ЦГА СО-А. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 7. Л. 36, 39. Рукопись.
[1] Датирован по содержанию документа и описываемых событий в документе.